Татарстан в целом готов к началу отопительного сезона. О том, сколько нарушений нашли в ходе подготовки к зиме, с какими жалобами чаще обращаются татарстанцы и что делать, чтобы не оказаться в затопленной квартире во время пуска отопления, в эфире ЦУР Татарстана рассказал начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин.
«РАБОТАЕМ, ОТТАЛКИВАЯСЬ ОТ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН»
Специалисты жилищной инспекции провели большую проверочную кампанию в преддверии грядущих холодов, осмотрев сотни домов по всей республике.
«Зима будет, отопительный сезон обычно начинается примерно в период с 5 по 10 октября. Сегодня, согласно статистике, наш жилой фонд готов. Мы проверили около 700 домов, почти в каждом из них находили какие-либо нарушения. Более чем в 100 случаях вынуждены были принимать административные меры. То есть примерно в 15% жилого фонда мы увидели серьезные нарушения», – рассказал Александр Тыгин.
Он призвал жителей сообщать в Госжилинспекцию, если возникают сомнения в готовности дома к зиме. Для начала можно заглянуть в онлайн-сервис «ГИС ЖКХ» и посмотреть, имеется ли у конкретного дома паспорт готовности к отопительному сезону.
«Если паспорт есть, но сомнения все равно остались, например, вы видите разбитое окно в подъезде или течет кровля, то самым правильным будет рассказать об этом Госжилинспекции» – рекомендовал Тыгин.
В настоящее время жилищная инспекция работает, отталкиваясь от заявлений граждан, пояснил он. Главной целью инспекторов остается подготовка домов к суровым зимним условиям, и в этом деле сложно обойтись без инициативы со стороны жильцов, подчеркнул он.
«Вы заинтересованы в готовности к зимнему сезону так же, как и мы. Станьте нашими помощниками», – обратился к татарстанцам Тыгин.
ЖАЛОБЫ ИЗМЕЛЬЧАЛИ – ВСЕ РЕЖЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ МАСШТАБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
За последние годы динамика обращений граждан в жилищную инспекцию заметно изменилась, подчеркнул спикер. Люди стали чаще задавать вопросы, но среди них все реже встречаются по-настоящему масштабные проблемы – сказывается системная работа республики в сфере ЖКХ.
«Если в 2023 году мы получили 30 тысяч вопросов из 17 тысяч обращений, то за первое полугодие текущего года эта цифра существенно больше. Но качество этих вопросов совершено другое, нежели десять лет назад. Тогда это были протекания кровли, отсутствие ресурсов, состояние жилого фонда, глобальные и сложные темы», – заметил Александр Тыгин.
Сейчас, по его словам, таких жалоб уже нет. В основном, вопросы жильцов касаются более мелких и прикладных аспектов: начисления платежей, уборки подъездов, других замечаний.
«Такие изменения связаны с тем, что с 2014 года были вложены огромные деньги в капитальный ремонт. Также ежегодно по 10 миллиардов рублей вкладывается в обновление дворов. Процесс идет системно, и мы четко видим это по качеству обращений людей», – объясняет глава Госжилинспекции РТ.
КОГДА ПРОИСХОДИТ ПУСК ТЕПЛА, ЖЕЛАТЕЛЬНО БЫТЬ ДОМА
Во время прямого эфира Александр Тыгин ответил на самые частые вопросы по грядущему отопительному сезону. По его словам, по-прежнему актуальной остается практика, когда жильцы контролируют подачу тепла в квартире, чтобы избежать возможных протечек кипятка.
«Сами батареи-то за последние десятилетия не изменились. Поэтому когда происходит пуск тепла, желательно быть дома, чтобы потом не оказаться в затопленной квартире. В это момент еще непонятно, какое давление будет в трубах, не случится ли скачков и как это выдержат соединения», – подчеркнул Александр Тыгин.
ЛЮБОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ – ЭТО НЕКАЧЕСТВЕННАЯ УСЛУГА, И ОНА НЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ
Татарстан находится в сложной климатической зоне, напомнил глава жилищной инспекции: около восьми месяцев в году у нас идет отопительный сезон. Особенно важно, чтобы в такой ответственный период жильцы не относились безучастно к функционированию собственных домов и качеству услуг ЖКХ.
«Одна из частых жалоб – нехватка отопления, в квартирах холодно. Но есть и случаи перетопа – мы видели и 28, и 32 градуса в комнатах. Важно понимать, что любое отклонение от нормы на 4 градуса вверх или вниз – это некачественная услуга, и она не оплачивается», – отметил Тыгин.
То же самое касается и горячего водоснабжения, уточнил он. Чтобы доказать факт температурных отклонений, в квартиру придется пригласить специалистов управляющей компании. Они замерят показатели и составят необходимые акты.
«Каждый день четыре миллиона татарстанцев просыпаются, многократно пользуются набором коммунальных услуг – включают свет, воду и так далее. И от такого числа ежедневных пользователей мы получаем всего 20 тысяч заявлений в год. Это значит, что система со своей работой справляется», – заключил глава Госжилинспекции РТ.
Ранее «РТ» писала, что мэр Казани Ильсур Метшин поручил прокуратуре разобраться, почему ряд домов города не имеет паспортов готовности к новому отопительному сезону. Подробнее читайте в нашем материале «Зима точно настанет»: Метшин подключает прокуратуру из-за неготовности домов к пуску тепла.