Нашлась, хоть и не терялась
Работу знаменитого художника видели многие, об авторстве известно единицам
Зеленодольские журналисты сообщили, что «обнаружена неизвестная картина Константина Васильева».
Работу знаменитого художника видели многие, об авторстве известно единицам
Говорят, что рукописи не горят. Если глубоко не вдаваться в смысл этого выражения (означающего, что живую человеческую мысль нельзя ни уничтожить, ни запретить), а воспринимать буквально, то с этим утверждением можно и поспорить. Не смогли же мы прочитать сожжённые Гоголем второй том «Мёртвых душ» и другие его неоконченные произведения. В огонь рукой Пушкина был отправлен второй том романа «Дубровский»… Горят, ещё как горят, и не только рукописи, но и книги, картины.
А ещё они безвозвратно теряются во времени. И потому настоящей сенсацией становятся редкие случаи, когда предмет, принадлежащий перу или кисти именитого автора, через какое-то время, даже через много десятилетий, является в этот мир. Как это было, к примеру, с неизвестной рукописью романа «Земля и флейта», который супруга Чингиза Айтматова обнаружила только через три года после смерти писателя. Или случай в Пенсильвании, где в прошлом году в коллекции музея искусств Аллентауна была найдена доселе неизвестная картина Рембрандта. Тут, правда, надо отдать должное реставраторам: когда в процессе работы с картиной малоизвестного живописца специалисты убрали слои лака и более поздние записи, они не поверили своим глазам.
Нечто похожее по масштабу произошло в начале сентября этого года в посёлке Васильево, что под Казанью, о чём первыми сообщили зеленодольские журналисты в статье под заголовком «Обнаружена неизвестная картина Константина Васильева». Заголовок громкий, сенсационный, но занавес тайны был приоткрыт только слегка…
ИСТОКИ СЕНСАЦИИ
Каждому, кто интересовался жизнью и творчеством этого трагически погибшего мастера, известно, с какими проблемами трудоустройства пришлось столкнуться выпускнику Казанского художественного училища Константину Васильеву. Несмотря на высокую оценку его дипломной работы (эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), распределили его в Мензелинск – декоратором народного театра. Кто знает, как сложилась бы его судьба, останься он там. Но уже на месте распределения ему сообщили, что в его услугах не нуждаются, декоратор в театре уже есть, и посоветовали съездить в Казань за новым направлением на работу.
Вернулся он в ставшее родным Васильево, к семье – маме и двум сёстрам, устроился художником-оформителем на лесокомбинат (на ставку слесаря-ремонтника). Об этом пишет в своей книге «Великоросс» друг юности художника Олег Шорников. Есть на страницах этой биографической книги и упоминание о нашей газете (тогда она называлась «Советской Татарией»). Автор пишет о событии 6 апреля 1961 года. В статье сообщается: «Впервые в Советском Союзе исполняется симфоническая поэма «Прометей» великого композитора Александра Николаевича Скрябина со световым сопровождением…» Светомузыка – это то, чем заинтересовались тогда студенческое научное сообщество авиационного института и студенты консерватории. А дальше автор сетует: «Не писала газета лишь о том, что портрет Скрябина (высвечивался на большом экране разноцветными лучами прожекторов. – Прим. авт.) сделал Костя, и в той же лаконичной графической манере, что и портрет Шостаковича».
В то время Васильев практически не писал больших работ. Экспериментировал с графикой, слушал музыку, читал философскую литературу, много общался с друзьями, работал то в поселковой школе, где учил детей рисованию и черчению, то на стекольном заводе – опять же художником-оформителем в статусе слесаря, а параллельно искал свой стиль, напитываясь творчеством великих сюрреалистов и абстракционистов.
Только в конце 60-х художник стал подписывать свои полотна «Константин Великоросс», а специалисты определили направление его живописи как «символический реализм».
Но пока на дворе стоял 1963 год. Олег Шорников называет это время периодом оцепенения. И именно к этому-то периоду и относится та самая доселе неизвестная картина, о которой написала «Зеленодольская правда».
КАК ЭТО БЫЛО
…Поэт, музыкант, композитор Василий Евдокимов 1 сентября этого года решил прогуляться до станции, а по дороге встретил своего школьного преподавателя труда Валерия Тартаковского.
«Как ученика он меня не помнит, хотя уроки труда и физкультуры я любил в школе больше всего. Зато как артиста он меня узнал и пригласил в свой гараж: иди, мол, что покажу. Открывает дверь – на верстаке стоит портрет Владимира Ленина в хорошем советском плакатном стиле.
«Знаешь, кто автор?» – спрашивает меня педагог и разворачивает полотно обратной стороной. А там – собственноручный автограф Константина Васильева, датированный 1963 годом! Я остолбенел буквально. Для меня Константин Васильев – гений земли русской, его полотна вдохновляли меня на песни, по местам из его картин я и сейчас люблю гулять. И тут – неизвестное полотно художника. Как же оно оказалось у Тартаковского?» – рассказывает музыкант зеленодольскому журналисту.
Как выяснилось в дальнейшем, отец музыканта Виктор Евдокимов в одно время с Валерием Тартаковским работал на Васильевском стекольном заводе, где тогда подрабатывал (рисовал этикетки и агитационные плакаты) и Константин Васильев. «Они были приятелями и нередко после работы собирались вместе. Круг близких людей у художника был неширок, он был довольно закрытым человеком. Но уж тем, с кем дружил, открывал душу, а ещё дарил картины. Он говорил вечером: «Уходите, с утра придёте». Так, всего за пару ночей, был написан им знаменитый портрет маршала Жукова», – поведал своему бывшему ученику Валерий Тартаковский.
И таким образом, со слов бывшего учителя, написанная специально для него картина была выполнена всего за одну ночь и подарена наутро – портрет вождя на простом листе ДВП в лучших традициях советского плаката.
ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ
Ох как хочется верить в чудеса! И они случаются. Но есть нюанс. Плакат действительно имеет на обратной стороне карандашный автограф художника – его ни с каким другим не спутаешь. Чуть ниже надпись – инициалы «Ю.А.» и неразборчивая фамилия, следом надпись – «В.А.Тартаковскому» (обратите внимание, художнику тогда был 21 год, будущему преподавателю – всего 17 лет, а инициалы присутствуют. – Прим. авт.), далее ниже – «1963 г.» и ещё ниже – «для школы №3 (есть такая в Зеленодольске. – Прим. авт.) и Айшинской школы».
Получается, что «именной» плакатный портрет предназначался для школы и, скорее всего, судя по присутствующим на нём разрушениям, вызванным варварской эксплуатацией, там какое-то время и находился. А потом вернулся неисповедимыми путями к хозяину. Который или забыл за давностью лет подробности дарения, или просто не захотел делиться деталями.
А что до воспоминаний о портрете маршала Жукова, то, возможно, речь шла о каком-то другом портрете, эскизе, наброске, а не о самом известном, 1968 года, о котором упоминают все биографы. Константину Васильеву пришлось ехать на киностудию им. Горького, подарить хранительнице копий орденов (очень хорошего качества) свою картину, чтобы привезти их домой в мастерскую и выписывать на парадном кителе маршала. Ну никак в две ночи история не укладывается…
Что касается портрета В.И.Ленина, хранящегося в гараже, то Валерий Тартаковский ещё не определился – подарить, завещать, отдать музейщикам для оценки и дальнейшей работы? Бывший учитель, которому перевалило за 75 лет, понимает: эта работа Константина Васильева не должна быть спрятанной от глаз почитателей его таланта.
Друзья юности, молодости Константина Васильева практически все как один вспоминают, что художник часто уничтожал свои работы, в основном карандашные наброски, очень много дарил. Вполне возможно, что кто-то до сих пор бережно хранит его подарок, ставший поистине бесценным. И нас ждёт ещё не одна сенсация, к которым, к счастью, никогда не привыкнешь.
От редакции. Благодарим редакцию газеты «Зеленодольская правда» за сотрудничество.