Наших детей воспитывают летсплейщики

Чем живут нынешние подростки, что их интересует, кто является для них кумиром?

Любой взрослый, задавшийся этими вопросами и ищущий на них ответы во Всемирной паутине, обнаружит очередной пласт проблем, который необходимо решать на уровне государства, общественных организаций, научного сообщества и рядовых семей.

400

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: clapway.com; psiin.ru

 

int-20

 

Нашумевшая история с группами в социальных сетях, где детей призывали к суициду, заставила многих задуматься о том, что творится на просторах Интернета. Чем живут нынешние подростки, что их интересует, кто является для них кумиром? Любой взрослый, задавшийся этими вопросами и ищущий на них ответы во Всемирной паутине, обнаружит очередной пласт проблем, который необходимо решать на уровне государства, общественных организаций, научного сообщества и рядовых семей.

 

У меня двое детей, старшей из которых десять лет, поэтому тема того, чем интересуется мой ребенок на просторах Интернета, для меня весьма актуальна. Гаджеты уже давно заменили телевизор. И кумиров нынешнего поколения, увы, мало кто из взрослых знает в лицо. А следовало бы. В информационном пространстве дети начинают ориентироваться самостоятельно с того момента, как в их руках появляются собственные смартфон, айфон, планшет. То есть где-то с восьми – десяти лет они уходят в свободное плавание по просторам Интернета. Рассуждают о таких вещах, о которых мы в этом возрасте просто не знали, потому что нам эта информация была недоступна. Благодаря этому подростковый возраст нынче значительно «помолодел». Те вопросы, которые раньше были актуальны лет в 14–15, сейчас интересуют уже с 10–11. И нам, взрослым, не хватает ни профессионализма, ни скорости в том, чтобы поспевать за развитием детского пространства в Интернете. И не то чтобы совладать с ним и как-то контролировать, а даже элементарно разобраться в этом вопросе.

Спросите своего ребенка, о чем он мечтает. Конечно, желания у всех разные, но есть одно, которое в той или иной форме присутствует у многих ребят начиная уже лет с девяти. Они мечтают стать видео-блогерами, иметь свой канал на «Ютьюбе», миллионы подписчиков и фанатов. И даже неважно, чем будет наполнен этот блог, какой информацией и видео, главное, что так можно быстро стать популярным. Тем более что перед глазами есть примеры известных блогеров, недавних школьников, которые особо не нагружают смыслом свои видео и при этом пользуются огромной популярностью у подростков. Так кто они – самые известные видеоблогеры, которые владеют умами и сердцами наших детей? Чтобы это понять, я решила провести собственное исследование интернет-пространства.

 


Гаджеты уже давно заменили телевизор. И кумиров нынешнего поколения, увы, мало кто из взрослых знает в лицо. А следовало бы


 

«УТЮГ – НЕОЖИДАННЫЙ МОЙ ТРЮК»

Имя первого популярного видеоблогера среди тинейджеров подсказала дочь. Нет смысла его называть, так как цель исследования – это контент, который он представляет. Честно говоря, была невероятно удивлена размахом и популярностью этого молодого человека, которому, судя по данным «Википедии», исполнилось двадцать лет. Нашла и изречения «великого гуру», владеющего умами и сердцами более восьми миллионов подписчиков. Заранее прошу прощения, но это цитаты: «Планшет – прокисший винегрет, масло – чтобы попа не погасла, сковорода – чтобы масло туда, утюг – неожиданный мой трюк». А вот названия некоторых его роликов – ценители русского языка, стисните зубы: «Я рисую как кретин», «Упоротые кривляния», «Песня задрота». В общем-то, уже по этим данным понятен уровень знаний и культуры блогера, а также информации, которую он доносит до зрителей. К слову, общее количество просмотров его видеороликов превысило полтора миллиарда (по-моему, серьезный повод задуматься). Я даже попыталась посмотреть некоторые его видео. Скажу честно, меня с трудом хватило на три ролика. Рассказать, в чем их смысл, не могу, потому как смысла не обнаружила. Из всего увиденного нашла только один «плюс»: блогер – очень красивый мальчик.

По мере продвижения исследования стало понятно, что это только цветочки, ягодки ждали впереди. Поисковик на запрос «Топ российских видеоблогеров» в первую очередь выдал восемь имен, среди которых оказался и автор вышеназванного поэтического изречения про утюг. От просмотра контента следующего видеоблогера меня затошнило – далеко уже не мальчик, а вполне себе такой усато-бородатый мужик язвительно обсуждал чужие видео, выложенные в Сети, при этом сдабривая все это килограммами ненормативной лексики. Не берусь утверждать, что все подписчики этого канала – подростки, но их более семи миллионов! По сути, этот канал является средством массовой информации. А где все те ограничения, которые существуют для телевизионных передач? Где штрафы? Где ограничения в правах? Где блокировка этого канала? Где хотя бы «пи», которое прикрывает мат, транслируемый на всю страну? Ничего этого нет!

Другой контент, состоявший опять-таки из низкопробного стеба над чужими видео, порадовал тем, что здесь не было ненормативной лексики. Хоть какой-то плюс.

 


Спросите своего ребенка, о чем он мечтает. Конечно, желания у всех разные, но есть одно, которое в той или иной форме присутствует у многих ребят начиная уже лет с девяти. Они мечтают стать видео-блогерами, иметь свой канал на «Ютьюбе», миллионы подписчиков и фанатов


 

Следующий видеоблогер оказался явно кумиром тинейджеров, ибо он – летс-плейщик. Тут плохо ориентирующимся в подростковом интернет-пространстве необходимо пояснение. Вот что написано в «Википедии»: «Летсплей (англ. Let’s Play – «давай поиграем») – тренд в мире видеоигр, жанр интернет-сериалов, в которых игроки выкладывают и комментируют свой игровой процесс. Это видео или набор снимков, демонстрирующие любую компьютерную игру с участием от одного до нескольких игроков.

Смотреть, как парень играет в компьютерную игру из разряда «стрелялок», отпуская при этом комментарии, не блещущие ни умом, ни оригинальностью и насыщенные хорошими порциями мата, заставила себя минуты две. После чего сильно захотелось помыть руки. И у этого игромана более пяти миллионов подписчиков!

Из восьми «топовых» каналов три – это видеоблоги летсплейщиков, а два – винегрет из летсплеев и видео о себе любимом и о том, как я живу и чем занимаюсь. Эти контенты как раз и ориентированы по большей части на тинейджеров.

 

 Раскрученные видеоблоги – это уже давно не «сам себе режиссер», а серьезный, хорошо поставленный бизнес.
Поэтому и исследования здесь нужны совсем другого масштаба. Необходим глубокий анализ тех процессов, которые происходят в Интернете, совместно с организаторами соцсетей, детьми, психологами, учеными, правоохранительными органами.

Вот еще несколько презентаций «топовых» видеоблогеров, тоже цитаты: «Звезда блогинга, кумир школьников, ответственный за отсутствие моральных ценностей и наличие здорового чувства юмора у современной молодежи», «Он не жалеет ни отца, ни мать, ни свою бывшую. Шутки про мертвых женщин легкого поведения (поменяла на более приемлемый литературный вариант. – Прим. авт.), инцест и женоненавистничество присутствуют». Смотреть видео этих «звезд» не решилась – психологически не столь крепка.

Думаю, нет смысла продолжать дальше. Картина и так ясна. Печально, что этими помоями «питаются» умы и сердца молодого поколения. И эти «герои» являются кумирами миллионов.

 

ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕРНЕТА

То, что выхвачено из Всемирной паутины, – это только вершина айсберга, по мнению родителя, который решил поинтересоваться, что смотрят нынче наши дети. И от увиденного и услышанного волосы на голове встали дыбом. К слову, доходы тех же самых летсплейщиков достигают двадцати тысяч долларов в месяц! Ничего удивительного, что нынешнее поколение мечтает оказаться на их месте. Ведь, по мнению ребят, для того чтобы зарабатывать деньги, достаточно играть и материться. Понятно, что раскрученные видеоблоги – это уже давно не «сам себе режиссер», а серьезный, хорошо поставленный бизнес. Поэтому и исследования здесь нужны совсем другого масштаба. Необходим глубокий анализ тех процессов, которые происходят в Интернете, совместно с организаторами соцсетей, детьми, психологами, учеными, правоохранительными органами. Пока же мы, взрослые, пытаемся запрыгнуть в последний вагон уезжающего поезда. И у нас это плохо получается. Не хватает ни квалификации, ни быстродействия в вопросах, связанных со Всемирной паутиной.

 

int2-20
Родители в шоке от того, что видят их дети в Интернете.

Проблема детского Интернета – той территории в Сети, которая интересна детям, – была поднята на одном из заседаний Общественной палаты РТ. «До этой темы пока никому нет дела, – подчеркнула директор Казанского центра «Достижения молодых» Ляля Бикчентаева. – Эти процессы никак не контролируются, не создается альтернативы. Необходимо, чтобы наличие этой проблемы осознали и на государственном уровне, что есть такая территория, как детский Интернет, и есть те, кто этой территорией владеет, и это огромный ресурс и инструмент, который влияет на детей и подростков. И влиять он может по-разному. Было бы здорово с ним дружить и направлять в правильную сторону. На уровне законодательства необходимо хотя бы вычистить мат из Интернета, который дети считают нормой. Не хотелось бы, чтобы эту проблему начали решать только после какого-то серьезного эпизода, как случилось с суицидными группами в соцсетях».

Встреча на уровне Минкультуры России, Росмолодежи с видеоблогерами, которые владеют миллионными аудиториями, дала бы возможность увидеть этих людей, понять, кто они. В свою очередь, это помогло бы кумирам тинейджеров осознать ответственность перед своими пользователями и всю важность того, как и что они доносят до них. В любом случае и государству, и обществу нужно понять, что видеоблоги и социальные сети – это новые инструменты формирования детского сознания, и надо приложить все усилия, чтобы ими в первую очередь учились пользоваться не злоумышленники и бизнесмены невысокого уровня социальной ответственности, а те, кто действительно сеет разумное, доброе, вечное.

 


К слову, доходы тех же самых летсплейщиков достигают двадцати тысяч долларов в месяц! Ничего удивительного, что нынешнее поколение мечтает оказаться на их мест


 

АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ, НО…

Есть на просторах Всемирной сети полезные каналы, где сюжеты наполнены интересными советами, а не просто кривляньями. И среди видео нет-нет да и проскользнет вдруг рассказ о книге из мировой классики, которая потрясла подростка. Но эти инициативы несоразмерны той массе непотребного, что льется на головы детей. Актуальные вопросы для ребят должны транслировать информационные ресурсы на достойном уровне с компетентным подходом и в той форме, которая будет интересна этой аудитории.

Так или иначе, но территория детского Интернета остро нуждается во внимании взрослых. Взять под крыло эту сферу вполне могла бы какая-нибудь общественная организация. Если бы во всех городах создавались школы блогеров, летом устраивались лагерные смены, где дети делали бы свои контенты, которые были бы интересны и полезны сверстникам, то уже из этого поколения выросли бы звезды блогинга совсем другого формата. И популярный нынче контент «Я играю и матерюсь» или «Я играю и кривляюсь» заменил бы, к примеру, «Я иду и рассказываю про Казань». Поведать в подростковом формате о своем прадедушке – участнике Великой Отечественной войны, сделать репортаж об акции «Бессмертный полк» или взять человечка из компьютерной игры и прогуляться с ним по Эрмитажу. В мире столько всего интересного, о чем подростки могут рассказать друг другу. Важно их в это русло направить.

Материал подготовлен на основе беседы с директором общественной организации «Казанский центр «Достижения молодых», членом Общественной палаты РТ Лялей БИКЧЕНТАЕВОЙ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще