В рязанском городе Касимове в торжественной обстановке открыли памятник царице Казанского ханства Сююмбике
Древний рязанский город Касимов, отмечающий в этом году своё 870-летие и 570-летие со дня основания Касимовского ханства, стал местом проведения VI Всероссийской научно-практической конференции «Чтения имени Мухлисы Буби». В рамках культурных и научных мероприятий, посвящённых 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, на конференции обсудили тему «Государство, образование, личность в истории ислама на российском пространстве».
Кульминацией же двухдневного мероприятия стало открытие памятника царице Казанского ханства Сююмбике, которая, будучи законной супругой касимовского хана Шах-Али, здесь, на берегах Оки, обрела своё последнее пристанище.
| Индус ТАГИРОВ, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Татарской АССР, академик Академии наук РТ, доктор исторических наук: |
– Мы открыли памятник мусульманке, царице Сююмбике. Она – символ! Яркий и негаснущий. Связующее звено между Касимовым и Казанью, личность, полная трагизма, но вызывавшая любовь. Об этом написано в летописях. В памяти народа Сююмбике осталась миротворицей, заступницей. Она неотъемлемая часть нашей истории – истории России. |
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Сама конференция была посвящена первой и по сей день единственной в исламском мире женщине-казыю (шариатскому судье) Мухлисе Буби-Нигматуллиной. Как отметил в своём приветствии Равиль Гайнутдин, научные конференции, подобные этой, вносят существенный вклад в формирование национальной идеи и идеологии нашей страны. Представители академической науки и религиозные деятели сегодня объединяются для обоснования со стороны археологии, истории, теологии, краеведения и других наук идеи нашего единства сквозь века. Единства в многообразии – национальном и религиозном.
Приветствуя участников конференции, и. о. главы администрации города Касимова Светлана Андреева подчеркнула значимость мероприятия, поскольку оно вносит весомый вклад в сохранение межконфессионального мира, развитие высоких нравственных и моральных ценностей, уважение к истории нашего народа.
Первый заместитель председателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института, доктор теологии Дамир Мухетдинов, открывая пленарное заседание, рассказал о деятельности ДУМ РФ в сохранении и возрождении мусульманских архитектурных памятников Касимова.
Отметим, что памятники эти на редкость уникальные. Здесь единственная в России мечеть, именуемая Ханской, которая была построена в 1467 году. Минарет её, удивительно схожий с постройкой в нашем Болгаре, сохранился в первозданности. Само здание мечети чуть позже было достроено вторым этажом и куполом. Есть в Касимове ещё одна мечеть, которую и поныне называют… Новой. Потому как была построена она относительно недавно – «всего-то» в 1906 году.
До революции в городе было много татарского: работало медресе, где преподавали педагоги из Казани, издавались две газеты на татарском языке. Успешно действовал театр «Чулпан». В 1910 году была открыта школа для девочек-татарок, где изучали не только основы ислама, математику, родной язык, домоводство, но и русский язык, литературу, географию.
Возвращаясь к конференции, замечу, что в работе трёх панельных сессий приняли участие представители Духовного управления мусульман Российской Федерации и регионов страны, муниципальных органов власти, краеведы, историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других регионов.
Вопросы исторического развития ислама и исламского образования, роль женщины в научном и общественном прогрессе, исторический вклад татар Касимова в становление и укрепление Российского государства – каждая из этих тем вызывала несомненный интерес своей неожиданной, на первый взгляд, актуальностью. Ведь именно в это непростое время, по словам нашего легендарного академика Индуса Тагирова, особый смысл приобретает мусульманский фактор (значение которого неуклонно возрастает) как фактор дружбы и взаимопонимания между народами.
Не оставила равнодушной и презентация проектов и книжных изданий. На различных площадках прошло несколько выставок.
| Альмира ТУНГАТАРОВА, заслуженная артистка Республики Дагестан, балетмейстер Государственного ногайского фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай»: |
– Сегодня моё, дочери ногайского народа, сердце плачет по другой дочери моего народа – Сююмбике. Это слёзы счастья и радости. Да, они полны женской печали. Но сегодняшний день незримо ещё раз соединил многие народы, призывая к миру и единению. Мне кажется, этот призыв исходит от всего облика царственной степнячки. Спасибо каждому, кто причастен к созданию памятника. |
ДЕНЬ ВТОРОЙ
…Из узкого оконного проёма верхнего, седьмого этажа башни, которую соорудил московский царь, исполняя волю Сююмбике, в лицо ударил холодный осенний ветер. Царица оглядела ставшие родными дали. Долго привыкала она после знойных астраханских степей, где раскинулись владения её отца, ногайского мурзы Юсуфа, к этой голубой глади, к яркой зелени лесов. Глубоко вздохнула и сделала шаг вперёд…
Так гласит грустная легенда, которую мы все знаем с раннего детства: казанской красавице, только что похоронившей любимого мужа, предстояло выйти замуж за человека, который разрушил её теплый, полный любви и счастья мир. Отец, безмерно обожавший свою дочь, был далеко, в её родных ногайских степях. Братья тоже не смогли прийти на помощь. И выход оставался один. Она согласилась выйти замуж за постылого. Однако только в том случае, если он в течение семи дней построит семиэтажную башню. И Иван Грозный башню построил…
Красивая легенда. Вот только в реальности всё было куда проще и трагичнее. Царь понимал, что прекрасную полонянку оставлять в захваченной столице Казанского ханства было нельзя. Коварный правитель уготовил ей печальную участь: решил выдать её замуж за касимовского хана Шах-Али. И как ни грустно признавать, но именно здесь, в столице маленького Касимовского ханства, и провела безрадостный остаток своей жизни наша Сююмбике…
Летописцы отмечали, что это была очень красивая и властная женщина, беззаветно любившая Казань и глубоко преданная своему народу. Она болезненно пережила падение Казанского ханства, гибель тысяч своих подданных. Так и не смогла Сююмбике смириться с новым замужеством. Говорят, смерть ханбике не была случайной. Местные легенды гласят, что Шах-Али, в очередной раз униженный своенравной красавицей, свёл с ней счёты, подложив ей за столом отравленные фрукты.
А вот похоронена наша царица, по мнению краеведов, скорее всего, именно в текие (усыпальнице) Шах-Али, где хоронили всех представителей ханских фамилий, связанных с этим правителем.
Как бы то ни было, но теперь напротив текие, на высоком берегу Оки, лицом к городу стоит она – Сююмбике…
«Это памятник мусульманке, женщине большого мужества, благородства, покровительнице наук и искусства. Это также памятник огромной верности и преданности своему народу, готовности жертвовать собой ради его будущего. При жизни Сююмбике ей угрожали тем, что сгинет она сама – и не останется о ней ни памяти, ни имени. Сегодняшний день подтверждает – кто верен своему народу, кто искренен в своём служении, того не забудет людская память», – такими словами предварил открытие бронзового монумента прекрасной и многострадальной ханбике муфтий Равиль Гайнутдин.
| Рафик ШАРАФИЕВ, предприниматель (г. Касимов): |
– На конференции прозвучало предложение, которое порадовало: включить наш город в туристический маршрут «Татар-тур». Богатейшая татарская история Касимова – Ханкирмена, в которой наряду с многочисленными правителями немалое место занимает и легендарная Сююмбике с полной трагизма судьбой, достойна того, чтобы к её страницам прикоснулись тысячи россиян. |
Авторы проекта, а это российский художник и скульптор, доктор искусствоведения Вениамин Сидоренко и скульптор, кандидат искусствоведения Андрей Губко, изобразили Сююмбике гордой и властной царицей. Можно не согласиться с этой интерпретацией образа, но памятник есть, и он был нужен. Как заметил заместитель Премьер-министра Татарстана, председатель национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, сила России – в единстве и взаимопонимании. «Когда недружественные страны пытаются разрушать наши памятники истории, – подчеркнул он, – мы ещё раз показываем пример того, что любим свою историю и дорожим ею. Открытие памятника Сююмбике – тому подтверждение».
В торжественной церемонии также приняли участие муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, депутат Государственной Думы, председатель Федеральной национально-культурной автономии татар Ильдар Гильмутдинов, депутат Государственной Думы, Герой России Андрей Красов, заместитель руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Константин Блаженов, первый заместитель председателя правительства Рязанской области Анна Рослякова. Среди участников церемонии – муфтии, имамы, учёные, краеведы, гости из регионов России и зарубежья и сами жители Касимова.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Трудно сказать, предполагал ли муфтий Равиль Гайнутдин, что его усилия по организации конференции, нелёгкая, не одного года работа по созданию и установке памятника царице Казанского и Касимовского ханств будут иметь ещё одно неожиданное последствие, которое живо обсуждалось в кулуарах прошедшего мероприятия.
Мы ищем национальную идею. А не в том ли она, что нужно заглянуть в свои корни?
Конференция ярко показала, что именно сообщество татарских краеведов, движение которых буквально возрождается на глазах во всех регионах страны, может стать примером того, как история, создаваемая из маленьких деталей, которые проходят мимо большой науки, уже становится основой патриотического воспитания. Люди, преданные родной земле, малой родине, и есть ядро, вокруг которого вырастает национальная идея…