Направление задано

В Татарстане завершилась трехлетняя программа совершенствования качества преподавания, в ходе которой учителей обучали работать по сингапурской системе. Но это не означает, что новая методика будет благополучно забыта – теперь ее дальнейшим развитием в школах республики займутся сами татарстанские педагоги и методисты.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: edu.tatar.ru

В школах Татарстана продолжат развивать сингапурскую методику

 

obr-2901

 

В Татарстане завершилась трехлетняя программа совершенствования качества преподавания, в ходе которой учителей обучали работать по сингапурской системе. Но это не означает, что новая методика будет благополучно забыта – теперь ее дальнейшим развитием в школах республики займутся сами татарстанские педагоги и методисты.

 

Урок природоведения во 2-м классе 33-й казанской школы проходит не совсем обычно для стороннего наблюдателя. Парты составлены так, чтобы дети сидели командами по четыре человека, лицом друг к другу. В процессе урока малыши активно переговариваются, обсуждают задания учителя. В какой-то момент каждому дают «имя», в соответствии с которыми ученики должны разойтись в четыре угла комнаты с закрепленными там табличками, обозначающими четыре царства живой природы: животные, растения, грибы, бактерии. Ребятишки радостно разбегаются по классу, каждый под «свою» табличку…

 


Дети являются не пассивными слушателями на уроке, а активными участниками учебного процесса


 

…Движение, шум, переговоры. Так, поясняет завуч 33-й школы по учебной работе Алсу Урустемханова, у них проходят практически все уроки во всех классах, за исключением разве что случаев, когда пишут контрольные и проверочные работы. Собственно, в этом и заключается тот самый сингапурский метод, который в последние годы активно внедряют в татарстанских школах – дети являются не пассивными слушателями на уроке (при этом слушают они педагога или нет, сидя молча 45 минут – еще большой вопрос), а активными участниками учебного процесса. Более того, помимо освоения материала, они еще получают навыки работы в команде и критического мышления, учатся правильно доносить свою идею до собеседника, слушать и слышать других, ведь каждое задание учителя обязательно обсуждается в команде, и ответы, которые дают школьники, – плод коллективного мозгового штурма. В таких условиях, говорит Алсу Саматовна, даже слабые ученики не боятся отвечать, ну а отличники получают прекрасную возможность помочь одноклассникам при выборе правильного ответа и заодно углубить собственные знания. К тому же, утверждают педагоги 33-й школы, сорвать урок по сингапурской системе практически невозможно. Разговаривать и ходить по классу разрешено официально (правда, не отклоняясь при этом от темы урока), а любой озвученный вопрос, даже самый каверзный, тут же становится предметом обсуждения всего класса. Обоюдная вовлеченность в процесс учителя и учеников дает свои плоды: успеваемость, заверили нас в школе, постоянно улучшается.

 

 Даже слабые ученики не боятся отвечать,
ну а отличники получают прекрасную возможность помочь одноклассникам при выборе правильного ответа и заодно углубить собственные знания.

Идеи, положенные в основу сингапурской методики, не новы, говорит курирующий работу в Татарстане генеральный директор компании Educare, президент профсоюза учителей Сингапура Майк Тируман. Здесь собрано все передовое, что могут предложить сегодня лучшие образовательные системы мира. Сингапурцы не скрывают, что в методике использованы и идеи известного русского психолога и педагога Льва Выготского.

В пилотном режиме сингапурскую методику в Татарстане начали внедрять еще в 2010/11 учебном году. Тогда же ее начали осваивать в 33-й школе. Здесь, поясняет Майк Тируман, новые идеи восприняли с энтузиазмом, метод внедряли продуманно, системно, отслеживая результаты работы на каждом этапе. В итоге к 2013 году, когда была запущена трехлетняя программа «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», здесь действовали уже 10 педагогов-тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому делу. Сегодня они проводят семинары не только для педагогов родной школы, но и для учителей из других учебных заведений. Каждый год в марте в школе проводят сингапурскую неделю, когда все желающие могут наблюдать за уроками. А еще здесь готовятся выпустить методичку, охватывающую все нюансы метода. Видимо, поэтому именно сюда, на окраину Авиастроительного района Казани, Майк Тируман приехал, чтобы подвести итоги вышеназванной программы. Впрочем, подведение итогов в данном случае – обозначение условное.

– Неправильно будет сказать – «мы хорошо поработали, теперь расходимся», – полагает руководитель проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ» Лилия Мухаметшина. – Все задумывалось так, что через три года мы получим рабочую систему. И действительно, сегодня у нас в проекте – 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республики. Наше самое большое достижение в том, что мы дали учителям толчок, и теперь они будут развивать эту методику дальше и будут делать это даже еще лучше, потому что знают образовательную систему республики изнутри.

 


 

Сингапурцы не скрывают, что в методике использованы и идеи известного русского психолога и педагога Льва Выготского


 

В свою очередь г-н Тируман рад тому, что татарстанские педагоги, взяв сингапурский метод за основу, начали импровизировать, дополнять его своими идеями. И хотя нельзя сказать, что методика прижилась абсолютно во всех школах республики, тем не менее, полагает руководитель компании Educare, главная задача сделана: все учителя получили в руки рабочий инструмент. И даже если сейчас он просто «пылится на полке», настанет момент, когда его все-таки достанут и пустят в дело, ведь пример коллег показывает, что оно того стоит.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще