«Надо завоевать это пространство»

В Казани обсудили, как интернет может помочь межэтническому согласию

Семь часов семнадцать минут проводит ежедневно в интернете средний россиянин, по данным исследования британского агентства We are social. Как сделать так, чтобы эта колоссаль­ная цифра работала во благо обществу?

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

В Казани обсудили, как интернет может помочь межэтническому согласию

 

коллаж

 

Семь часов семнадцать минут проводит ежедневно в интернете средний россиянин, по данным исследования британского агентства We are social. Как сделать так, чтобы эта колоссаль­ная цифра работала во благо обществу? И как с учётом такого контекста поддерживать и развивать этнокультурные проекты, направленные на укрепление общероссийского единства?

 

Такие, в частности, вопросы обсуждали на днях в Казани авторитетные эксперты. В столице республики проходило со­вместное заседание Общественной палаты РТ и двух комиссий Общественной палаты РФ – по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия. Тема заседания была обозначена так: «Сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия – важнейший фактор укрепления общероссийского единства».

Мы побывали на одной из секций мероприятия, посвящённой «роли институтов гражданского общества в сохранении и укреплении межнациональных и межрелигиозных отношений в условиях цифровой трансформации».

Несмотря на все эти длинные названия, обсуж­дение проблем проходило довольно живо. Тем более что проблемы-то и правда насущные. Вот, скажем, те самые 7 часов 17 минут, о которых мы упомянули в самом начале. Эту цифру ­озвучил директор столичного Института социальных и этнокультурных исследований, член Общественного совета Федерального агентства по делам национальностей Николай Григорьев. И подчеркнул: столько за день проводит времени в Сети средний россиянин. А что говорить о молодёжи, которая практически не выпус­кает из рук умные гаджеты? При этом, сказал Николай Григорьев, у нас почему-то склонны всё ещё рассматривать интернет как некое технологическое дополнение к реальности, облегчающее нашу жизнь. Но виртуальный мир давно уже вполне реален. Мы работаем в удалённом режиме, покупаем продукты через интернет-приложения, знакомимся через онлайн-сервисы, да что там – мы управляем всеми своими финансами через онлайн-банки. Да и вообще, огромное количество финансовых операций в мире сегодня проходит именно в виртуале. А уж где большие деньги – к тому точно нельзя относиться несерьёзно…

В частности, поэтому, отметил Николай Григорьев, большой ошибкой выглядят призывы «всё запретить». Да, можно закрыть доступ к YouTube. И что мы получим? Тут спикер привёл в пример Японию, которая в XVII–XIX веках проводила политику самоизоляции от остального мира. Кончилось всё глобальным крахом.

– Закрываться от мира – это закладывать своё стратегическое поражение, – констатировал Николай Григорьев. – Я призываю к наступательной позиции. Мы должны приходить в виртуал со своими знаниями, оба­я­нием, конструктивной повесткой и завоёвывать это пространство.

Как всё это соотносится с укреплением межнацио­нальных и межконфессиональных отношений? Участники заседания задались вопросом: как сегодня представлено этническое и языковое многообразие народов России в этом глобальном онлайн-мире? Готовы ли этнокультурные некоммерческие организации, те самые институты граж­данского общества, завоёвывать Сеть? Пока, как мы все, наверное, понимаем, не так чтобы очень. Взять, например, СМИ на языках разных народов. Это традиционный инструмент сохранения родных языков, а следовательно, и культуры. Но в большинстве своём, отметила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Маргарита Лянге, это печатные издания, газеты. Многие из них выходят уже по сто лет. Но за век всё сильно поменялось, бумажное издание сегодня уже не в лидерах общественных мнений, особенно у молодых. Держаться за старые технологии, когда весь мир стремительно уходит вперёд, – значит просто потерять аудиторию. Как бы ни было тяжело, национальные СМИ просто обязаны сегодня идти в интернет. Создавать сайты, активно работать в соцсетях…

 


Активно продвигает этнокультурные проекты в сети Молодёжная ассамблея народов Татарстана. Её руководитель Тимур Кадыров привёл в пример успешные кейсы последнего года. Скажем, давно известный многим фес­тиваль «Каравон» за годы своего существования максимально привлекал на свои площадки единомоментно 20 тысяч посетителей


 

По мнению Маргариты Лянге, хорошим примером для всей России тут служит как раз Татарстан, где СМИ на родных языках активно осваивают новые «территории» при поддержке руководства респуб­лики. Лишним доказательством тому стали рассказ о новых проектах детского телеканала «Шаян» и выступ­ление руководителя проекта «Татмедиа Junior» Ильназа Фазуллина. Последний проект, в частности, предполагает серьёзное увеличение контента на татарском языке в соцсетях Instagram, TikTok, на YouTube. Предполагается, что результатом такой работы станет рост интереса у молодёжи к изучению родного языка.

Активно продвигает этнокультурные проекты в сети Молодёжная ассамблея народов Татарстана. Её руководитель Тимур Кадыров привёл в пример успешные кейсы последнего года. Скажем, давно известный многим фес­тиваль «Каравон» за годы своего существования максимально привлекал на свои площадки единомоментно 20 тысяч посетителей. В прошлом году, когда пандемия помешала полноценной культурной жизни, по предложению Молодёжной ассамб­леи фестиваль провели в онлайн-формате. И только за первые сутки он собрал более 620 тысяч просмотров. Большой интерес у сетевых зрителей вы­звали организованный ассамблеей ко Дню русского языка «Пушкин-фест» и молодёжный этнофорум «Таба».

Ещё одним инструментом, который мог бы повысить у интернет-аудитории интерес к этнической теме, должны стать блоги – персональные странички, которые ведут в соцсетях популярные (или ставшие популярными благодаря как раз своему блогу) люди. По словам научного сотрудника Центра исламоведческих исследований АН РТ Ильмиры Гафиятуллиной, анализ показывает: блоги на языках народов Поволжья в том же Instagram довольно востребованы. В частности, популярен мусульманский блогинг. Правда, в основном тут сегодня в центре внимания мода, кулинария и какие-то локальные культурные события. Но и это важно. Потому что сегодня, отметила Ильмира Гафиятуллина, если событие никак не «засвечено» в соцсетях, оно выпадает из массового сознания. Как говорит молодёжь, не запос­тил – значит, не было… Так что исследователи уверены: многочисленные некоммерческие организации этнокультурной направленности просто обязаны создавать странички в популярных блогосервисах. Причём мало просто иметь официальную страницу организации. Желательно, чтобы руководитель организации вёл ещё и личный блог, чтобы подписчикам было проще с его организацией коммуницировать. Ведь в официальных блогах обратная связь час­то затруднена и обезличена. Если же хочется реально продвигать свои проекты, а не просто поставить галочку в графе «ведение блога», то нужно обязательно неформально общаться со своей аудиторией. В том чис­ле на родном ей языке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще