Над волнами горделиво остров-град стоит, как диво…

К 470-летию с момента основания Свияжска

В нынешнем году исполняется 470 лет со времени основания Свияжска – одного из ключевых исторических и культурных центров Татарстана. Изучение его истории вызывает неподдельный интерес не только историков и искусствоведов.

Фото: gudymow.ru

К 470-летию с момента основания Свияжска

 

Svijazhsk

 

В нынешнем году исполняется 470 лет со времени основания Свияжска – одного из ключевых исторических и культурных центров Татарстана. Изучение его истории вызывает неподдельный интерес не только историков и искусствоведов.

 

В Государственном архиве республики хранится комплекс документов, связанных со Свияжском и Свияжским краем. Наиболее ранние из них – это памятники приказного делопроизводства, например, столбцы и грамоты Свияжского Богородицкого монастыря XVI–XVIII веков. Эти документы попали в архив в 1919 году из рукописного отдела библиотеки упразднённой Казанской духовной академии. На сегодняшний день четыре из этих раритета включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Жалованные грамоты являются весьма ценными памятниками документального наследия Русского централизованного государства конца XV–XVIII веков. Они представляют собой публично-правовые акты договорно-законодательного вида, посредством которых верховная власть предоставляла отдельным лицам или населению какой-либо области или конкретному сословию особые права, привилегии и материальные блага. До середины XVIII века получателями жалованных грамот неред­ко выступали крупные и наиболее известные монастыри.

Самый ранний из уникальных документов – жалованная несудимая грамота царя Ивана IV архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герману от 16 мая 1555 года. Документ подлинный. На обороте имеется надпись: «Божией милостью царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси». Царская подпись сделана почерком, отличным от почерка основного текста грамоты.

Жалованная грамота была выдана в год основания монастыря и означала собой передачу архимандриту права суда над монастырскими людьми самостоятельно без представителей светской власти. Право судебного иммунитета впоследствии было подтверждено царями Фёдором Ивановичем в 1585 году и Борисом Фёдоровичем Годуновым в 1599 году, о чём имеются подтверждающие записи на обороте грамоты.

Свияжский Богородицкий монастырь был основан в 1555 году после взятия Казани. Монастырь стал центром распространения православия в Поволжье. Здесь же располагалась Новокрещенская контора. Монастырь был одним из важнейших и крупнейших в Российской империи.

За монастырём было записано «207 четвертей доб­рой земли, 1160 копен сена, 315 десятин пашенной и 95 десятин непашенной дубровы». (Четверть земли равна 0,5 десятины, или 0,55 гектара.) После учреждения штатов Свияжский монастырь получил статус первоклассного и вместе с тем 41 десятину сенных покосов, места рыбной ловли и мельницу, которая обеспечивала годовой запас монастыря.

 


В Госархиве Татарстана хранится комп­лекс документов, связанных со Свияжском. Наиболее ранние из них – это памятники приказного делопроизводства, например, столбцы и грамоты Свияжского Богородицкого монастыря XVI–XVIII веков. На сегодняшний день эти раритеты включены в госреестр уникальных документов Архивного фонда РФ


 

К 1915 году в состав монастыря входили собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, трапезная церковь, храм во имя Вознесения Гос­подня. В монастыре также находились следующие здания: большой каменный корпус с кухней и трапезной, архиерейский корпус с кельями для иеромонахов и братии. Монастырь имел подворье в Казани на улице Покровской (ныне К.Маркса).

По штату монастыря в нём служили архимандрит, наместник, казначей, восемь иеромонахов, тринадцать монахов и послушники. Всего 34 человека.

Первый архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Герман происходил из княжеского рода Полевых, в миру носил имя Григорий. Получил пострижение в Волоколамском монастыре, где он служил под руководством игумена Гурия, впоследствии казанского архиепископа.

Гурий, приняв позднее новую казанскую паству, пригласил к себе в помощники Германа и поручил ему управление основанным монастырём в Свияжске. После смерти Гурия в 1564 году Герман был избран его преемником.

Архиепископ Казанский Герман скончался в 1568 году. Впоследствии был причислен к лику святых. Мощи святителя Германа были одной из главных святынь монастыря.

Ежегодно с апреля по сентябрь совершался ход по Казанской епархии с иконой Святителя Германа и частицей его мощей для освящения домов и земель. За это время обходилась четверть территории, поэтому в каждый населённый пункт икона прибывала раз в четыре года. В связи с этим архимандрит Вениамин составил инструкцию о проведении крестного хода, а монахам, сопровождающим икону и мощи по деревням и сёлам, выдавался билет, разрешающий им прохождение по территории епархии.

В заключение хочется упомянуть ещё об одном любопытном факте из истории монастыря. В архивных документах, связанных с открытием в Казани единоверческой церкви, встречается упоминание о хранящемся в Свияжском Богородицком монастыре антиминсе древнего освящения во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Антиминс – это прямоугольный шёлковый или льняной плат с небольшим зашитым по центру карманом, куда вложены частицы святых мощей. Факт обращения верующих именно в Свияжск говорит о высокой значимости данной святыни.

Таким образом, история раннего Свияжска – это история его монастырей. Исторические экспонаты, художественные и архитектурные произведения, хранящиеся в Свияжске, – гордость жителей не только республики, но и всех россиян.

Ольга ФЕДОТОВА,
заведующий сектором
публикации Госархива РТ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще