Как уже сообщалось, 20 октября состоялось тридцать шестое заседание Государственного Совета РТ шестого созыва. На нём был рассмотрен проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (первое чтение). Участники заседания заслушали по этому вопросу заместителя Премьер-министра – министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова, министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, председателя Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина и заместителя председателя Счётной палаты РТ Альберта Валеева. Ниже публикуются тексты их выступлений.
Выступление заместителя Премьер-министра – министра экономики Республики Татарстан М.Р.Шагиахметова
На ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023–2025 годы.
Параметры прогноза рассмотрены на заседании Правительства, парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, республиканском совещании с участием муниципальных образований республики.
В текущем году прогноз социально-экономического развития сформирован в условиях высокой неопределённости развития экономики, которая во многом определяется геополитическими факторами.
Введённые беспрецедентные санкции оказывают значительные ограничения в развитии экономики страны:
– ограничения внешнеторговой деятельности и транспортная блокада отражаются на экспортно-импортных операциях;
– технологические ограничения влияют на реализацию инвестиционных проектов;
– блокировка доступа российских компаний и банков к глобальной финансовой системе привела к значительным сложностям по проведению платежей с иностранными контрагентами;
– различные гуманитарные санкции отразились как на передвижении людей, так и на проведении образовательных, культурных и спортивных мероприятий.
При этом санкционное давление не статично, оно будет усиливаться, в том числе в части вторичных санкций, дополнительных ограничений на экспорт и дальнейшего расширения списка подсанкционных товаров и технологий, что значительно повышает фактор неопределённости условий дальнейшего развития.
По данным Минэкономразвития Российской Федерации, введено уже более 11 тысяч санкций.
В условиях санкционного давления предприятиями и организациями республики оперативно организована работа по налаживанию новых кооперационных связей, перестраиванию логистических цепочек, поиску новых рынков сбыта, импортозамещению.
В целях поддержки бизнеса на федеральном уровне принят и реализуется план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
В рамках реализации указанного плана системообразующие организации республики, включённые в федеральный перечень, получили свыше 40 млрд рублей льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Отсрочкой по страховым взносам предприятия и организации республики воспользовались на сумму 20 млрд рублей. Предприятия малого и среднего бизнеса поддержаны на сумму более 60 млрд рублей.
Республиканским оперативным штабом на постоянной основе принимаются соответствующие меры реагирования по проблемным вопросам предприятий. Совместно с Горьковской и Куйбышевской железными дорогами, предприятиями-перевозчиками рассмотрены вопросы, связанные с доставкой грузов, приняты конкретные решения, предложены новые логистические маршруты.
С Татарстанской таможней выработан поэтапный алгоритм действий для участников внешнеэкономической деятельности по вопросам перемещения товаров через таможенную границу.
С использованием Республиканского маркетингового центра предложено порядка 140 тыс. позиций продукции производителей из России и дружественных стран для замещения ранее закупаемой импортной продукции.
Адаптация субъектов малого и среднего предпринимательства к новым условиям проводится в том числе за счёт максимального использования федеральных и республиканских мер поддержки.
Совместно с депутатами Государственной Думы и федеральными министерствами проработаны и внесены предложения по мерам поддержки предприятий и организаций республики в соответствующие федеральные органы власти.
Благодаря фундаменту, заложенному в предыдущие годы, бесперебойной работе предприятий и организаций, стабильной работе кредитно-финансовых организаций, федеральным и региональным мерам поддержки, реализации национальных проектов и республиканских программ по итогам 2022 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 3,7 трлн рублей.
В текущих условиях высокой неопределённости прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2023–2025 годы сформированы на основе реализации приоритетов экономической политики страны, а также с учётом данных предприятий и организаций, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований и реализации национальных проектов, государственных программ, комплекса мер поддержки для устойчивого развития экономики и благополучия граждан.
Валовой региональный продукт в 2023 году прогнозируется на уровне 3,9 трлн рублей.
Наибольший удельный вес в структуре экономики занимает промышленность.
С учётом реализации планов предприятий индекс промышленного производства планируется в 2023 году на уровне 100,7 процента.
Важнейшим фактором выполнения прогнозных показателей является обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий. При этом необходимо обеспечить максимальное участие предприятий в федеральных мерах поддержки, предусмотренных в том числе в рамках программ по импортозамещению, разработке и созданию новой продукции, использованию механизма льготной программы кредитования для производственных предприятий «Промышленная ипотека», по встраиванию предприятий в новые логистические цепочки и диверсификации экспортных рынков.
Объём сельскохозяйственной продукции в 2023 году планируется на уровне 280 млрд рублей.
Факторами обеспечения выполнения прогнозных показателей в сфере АПК должны стать реализация и запуск в планируемые сроки инвестиционных проектов, направленных в том числе на переработку сельскохозяйственного сырья; увеличение производимой продукции, в том числе за счёт участия в федеральных мерах поддержки, улучшения плодородия почв, развития мелиоративного комплекса и вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель; дальнейшая поддержка и развитие малых форм хозяйствования, формирующих половину сельхозпродукции в республике, а также в целом повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций.
Оборот розничной торговли прогнозируется в 2023 году на уровне 1,3 трлн рублей.
Уход отдельных иностранных компаний с нашего рынка даёт возможность отечественным производителям занять их место и закрепиться в своих товарных группах.
Продолжается также тенденция по увеличению доли электронной торговли в общем обороте.
С начала года в республике увеличивается количество поставщиков на маркетплейсах.
В строительном комплексе республики предусмотрено сохранение объёмов жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
С учётом реализации крупномасштабных проектов в дорожном строительстве удельный вес данного сектора в структуре строительства превысил 40 процентов.
Реализация проектов позволит к 2025 году практически вдвое увеличить протяжённость дорог первой категории и ввести два моста через реки Волгу и Каму.
Прогноз в жилищном строительстве предусматривает ввод жилья на 2023 год – 2 млн 830 тыс. кв. метров, за три года ввод 8 млн 835 тыс. кв. метров.
Факторами обеспечения выполнения прогноза являются подготовка территорий для строительства новых жилищных комплексов, импортозамещение в производстве строительных материалов, продолжение реализации проектов в дорожном строительстве, а также сокращение инвестиционно-строительного цикла.
Уважаемые депутаты!
Одним из главных факторов обеспечения прогноза является реализация инвестиционных проектов.
План по объёму инвестиций в основной капитал на 2023 год – 782,7 млрд рублей.
В текущих условиях для стимулирования инвестиционной активности российских инвесторов и инвесторов из дружественных стран необходимо на постоянной основе продолжать эффективную работу по улучшению инвестиционного климата.
Наряду с созданием благоприятных условий ведения бизнеса важно использовать существующие меры поддержки для стимулирования инвестиций.
В июне текущего года Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы, в сентябре принято постановление Правительства Российской Федерации, направленные на перезапуск механизма защиты и поощрения капиталовложений.
Нам необходимо использовать указанный механизм и отработать с предприятиями заключение соответствующих соглашений.
Привлекательным условием для инвесторов является наличие подготовленной инженерной инфраструктуры. Одним из инструментов обеспечения резидентов необходимой инфраструктурой является возмещение затрат на создание и модернизацию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и ОЭЗ в рамках постановления Правительства РФ №1119.
В настоящее время создаются индустриальный парк и парк в сфере высоких технологий под управлением ОЭЗ «Иннополис», планируется создание индустриального парка под управлением ОЭЗ «Алабуга».
Одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях моногородов, в том числе на территориях опережающего развития.
Строительство инфраструктуры благодаря программе софинансирования Фонда развития моногородов и предоставляемые налоговые льготы резидентам ТОР позволили создать более 20 тыс. новых рабочих мест и привлечь порядка 50 млрд рублей инвестиций.
В текущем году федеральным центром приняты важные решения в сфере поддержки развития моногородов: утверждены порядок и основные условия участия ВЭБ.РФ в реализации проектов; в обороте ВЭБ.РФ сохранены средства Фонда развития моногородов.
Кроме того, продлён на два года срок действия территорий опережающего развития на территории моногородов России.
Главам моногородов, соответствующим отраслевым министерствам необходимо активно использовать названные инструменты.
Ключевая задача по-прежнему – обеспечение повышения занятости населения во всех муниципальных образованиях.
Службы занятости совместно с муниципальными образованиями республики продолжают проводить системную работу по персональному трудоустройству безработных, вовлечению их в самозанятые, организации профессиональной переподготовки. К концу текущего года численность безработных прогнозируется на уровне не более 15 тыс. человек.
Уважаемые коллеги!
Для обеспечения прогноза социально-экономического развития республики важная роль отводится малому и среднему предпринимательству, численность работников этой сферы в экономике в 2023 году должна достичь более 804 тыс. человек.
Одним из факторов, направленных на достижение целевых параметров, являются меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Задача муниципалитетов и бизнес-объединений – продолжать адресную работу с целью максимального вовлечения предпринимателей в федеральные и республиканские меры поддержки.
Эффективность данных мер подтверждается цифрами. Мы провели анализ деятельности республиканских предприятий, получивших поддержку в текущем году, у них наблюдается увеличение показателей по численности занятых, среднемесячной заработной платы и выпущенной продукции. Наша задача – чтобы меры поддержки предприниматели получали своевременно.
Значительный вклад в выполнение плана по численности занятости у МСП отводится институту самозанятых. Задача муниципалитетов – обеспечить максимальное вовлечение самозанятых в реализуемые в рамках нацпроекта МСП меры поддержки и продолжить проведение в городах и районах республики специальных ярмарок для самозанятых.
Ещё одним важным фактором для развития малого и среднего бизнеса является стимулирование спроса производимой продукции через Республиканский маркетинговый центр. По итогам девяти месяцев текущего года более 3,5 тысячи субъектов МСП получили благодаря данному ресурсу выручку порядка 130 млрд рублей.
Ключевым резервом для роста занятости является развитие муниципальных промышленных парков.
За первое полугодие благодаря реализуемой концепции развития промпарков с учётом использования республиканских налоговых льгот наблюдается рост их наполняемости, привлечены новые резиденты, увеличилась численность работающих.
В прогнозном периоде в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан наша совместная с муниципалитетами и управляющими компаниями ведущих промышленных парков республики задача – тиражировать успешный опыт и реализовать мероприятия по снятию сдерживающих факторов развития муниципальных парков, в том числе направленных на развитие и модернизацию существующей инженерной инфраструктуры с соответствующими обязательствами управляющей компании и органов местного самоуправления по привлечению резидентов и инвестиций.
На эти цели в предстоящем году планируется дополнительное финансирование.
Кроме того, в 2023 году на мероприятия поддержки малого и среднего бизнеса планируется дополнительно предусмотреть финансирование на микрозаймы и поручительства в связи с востребованностью и эффективностью данных мер поддержки. Задача – обеспечить максимальное информирование и эффективность для бизнеса оказываемых мер поддержки.
Уважаемые депутаты!
Реализация обозначенных задач является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.
На 2023 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102 процента.
Муниципальным образованиям необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений. Важно также обратить внимание на организации, заработная плата в которых ниже средней по отрасли и району в целом.
Одним из важных инструментов достижения поставленных целей социально-экономического развития республики является реализация мероприятий национальных проектов. В 2022 году в Республике Татарстан в рамках 13 национальных проектов реализуются 49 региональных проектов, на которые определён лимит в размере 36,5 млрд рублей.
На сегодняшний день в рамках реализации национальных проектов необходимо завершить работу по заключению государственных контрактов, увеличить темпы освоения средств, выделенных из федерального бюджета, держать на контроле своевременность выполнения работ, поставки оборудования и оказания услуг, обеспечить выполнение целевых значений 165 показателей качества жизни населения нашей республики.
В целях достижения поставленных прогнозом задач всеми исполнительными органами государственной власти республики, участвующими в реализации национальных проектов, проводится работа с федеральными проектными офисами по установлению целевых показателей национальных проектов и выделению соответствующего финансирования, обеспечивающего прогнозные параметры социально-экономического развития республики на 2023–2025 годы.
Уважаемые депутаты!
Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023–2025 годы.
Для обеспечения выполнения задач, обозначенных Президентом Республики Татарстан в Послании, достижения прогнозных параметров необходимы согласованная и скоординированная работа всех уровней власти, предприятий и организаций республики, оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления резервов экономического развития.
Выступление министра финансов Р.Р.Гайзатуллина
В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Президентом внесён на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2023 год и плановый период 2024–2025 годов.
Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
В структуре законопроекта 23 статьи и 41 приложение. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.
Формирование бюджета проводилось одновременно в двух направлениях: по доходной и расходной составляющим.
В процессе работы над доходной частью бюджета Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчёты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по доходам местных бюджетов.
В рамках формирования бюджета по расходам проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.
В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с муниципалитетами и главными распорядителями бюджетных средств без разногласий.
Таким образом, составлены проекты на 2023–2025 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.
Далее – о доходах бюджета.
Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанными Министерством экономики нашей республики.
Одновременно в прогнозе учтены изменения федерального бюджетного и налогового законодательств.
Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период.
Подробнее о доходных источниках бюджета на трёхлетний период.
В докладе будут озвучены объёмы доходов и расходов на 2023 год. Показатели на плановый период, то есть на 2024 и 2025 годы, будут отражены на экране.
При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объём показателя «Прибыль» по данным Министерства экономики Республики Татарстан, использованы данные крупных и средних организаций республики, а также динамика поступления налога за истекший период 2022 года. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60 процентов от общей суммы налога на прибыль.
В результате прогноз поступления налога на прибыль в 2023 году составил 103,1 млрд рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 116,8 млрд рублей. В бюджет республики поступления составят 81,9 млрд рублей. Расчёты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.
Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 37,9 млрд, в бюджет республики – 36,6 млрд рублей.
Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2023 году он прогнозируется в размере 31,2 млрд рублей. При планировании учтён прогноз инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,3 млрд рублей.
Поступления транспортного налога в 2023 году оцениваются в размере 6,6 млрд рублей. При оценке поступлений учтена динамика поступлений налога за ряд лет. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объёмах.
Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 23,5 млрд, в бюджет республики – 15,7 млрд рублей.
Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2023 году оценивается в сумме 2,6 млрд рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объёме 11,2 млрд, в бюджет республики – 6,1 млрд рублей. В данный объём включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.
Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2023 год в сумме 51,9 млрд рублей.
Далее – о расходах бюджета.
Объёмы расходов консолидированного бюджета рассчитаны на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального и республиканского уровней. Направления расходов ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету.
Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов.
Растёт уровень первоочередных, социально значимых и текущих расходов. В плановом бюджете на 2023 год они составят более 80 процентов от общего объёма расходов.
В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Показатели роста расходов консолидированного бюджета на оплату труда с начала реализации майских указов Президента России вы видите на экране.
Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит 88 процентов. В составе государственных программ нашли отражение национальные и федеральные проекты.
В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объёмом ассигнований 7,3 млрд рублей.
Далее – о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.
Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объём расходов консолидированного бюджета по разделу на 2023 год прогнозируется в сумме 42,5 млрд, бюджета республики –
36 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства, содержание аппарата управления, Академии наук, архивов, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.
Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 167,8 млн рублей.
Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету 2,4 млрд, по бюджету республики – 1,7 млрд рублей. По этому разделу предусматриваются содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований и другие расходы.
Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету 89,9 млрд, по бюджету республики – 88,4 млрд рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт.
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 26,6 млрд, по бюджету республики – 16,8 млрд рублей.
В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 2,9 млрд, по бюджету республики – 2,7 млрд рублей. Расходы направляются на реализацию природоохранных мероприятий, содержание аппарата Министерства экологии, подведомственных учреждений.
Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера».
Параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. В результате расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 2025 году растут к базовому 2022 году на 24 процента.
В социально-культурной сфере наиболее значительная по объёму расходов отрасль – «Образование». В 2023 году объём расходов консолидированного бюджета достигнет 128,6 млрд, бюджета республики – 78,4 млрд рублей.
В этих расходах дополнительно учтены новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.
В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодёжи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.
Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объём расходов на содержание и развитие здравоохранения с учётом средств обязательного медицинского страхования составит 97,1 млрд, из них средства бюджета республики – 39,2 млрд рублей.
В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.
Следующая по объёму отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 57,7 млрд, по бюджету республики – 57,5 млрд рублей. В данных объёмах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты текущего года.
Далее следует раздел социальной сферы «Культура, кинематография» – в объёме по консолидированному бюджету на 2023 год 18,6 млрд, по бюджету республики – 10,6 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.
Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 10,3 млрд, по бюджету республики – 4,4 млрд рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, на организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.
По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2023 год прогнозируются по бюджету республики в объёме 1,7 млрд рублей, в том числе на телерадиовещание – 992 млн рублей, периодическую печать и издательства – 703 млн рублей.
По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера в сумме 22,9 млрд рублей.
Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 853,7 млн рублей, по бюджету республики – 529,5 млн рублей.
Таким образом, на 2023 год консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объёме 394,4 млрд, по расходам – 421,5 млрд рублей с дефицитом 27,1 млрд рублей;
бюджет республики по доходам – 333,9 млрд, по расходам – 361 млрд
рублей, дефицит – 27,1 млрд рублей.
Уважаемые депутаты!
Проект бюджета на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов был подробно обсуждён на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.
Исходя из вышеизложенного, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.
Выступление председателя Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Л.А.Якунина
Внесённый Президентом Республики Татарстан проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» соответствует всем показателям, предусмотренным Бюджетным кодексом. Сегодня мы продолжаем обсуждение проекта бюджета на трёхлетний период. Все предварительные процедуры завершены. При рассмотрении на зональном совещании, парламентских слушаниях, обсуждении в комитетах Госсовета приняли участие около 1000 представителей различных структур, общественных организаций и граждан. Было много уточняющих вопросов и ответов на них. Для ознакомления общественности проект был размещён на сайте Госсовета. Отмечу, что бюджетом 2023 года предусмотрены фундаментальные задачи бюджетной политики: сбалансированность и устойчивость бюджетной системы республики; исполнение социальных обязательств; исполнение национальных проектов и государственных программ.
В основных направлениях бюджетной и налоговой политики на трёхлетний период предусмотрено сохранение действующих налоговых льгот, введение новых режимов налогообложения (автоматизированная упрощённая система) и нового порядка уплаты налоговых платежей. В предстоящий трёхлетний период необходимо быть готовыми широкомасштабно проводить мероприятия по оптимизации расходов с учётом действующих санкционных ограничений и формирования собственных источников доходов бюджета, и это накладывает на органы власти, муниципальные образования особую ответственность. Анализ проекта показывает, что по всем разделам бюджетной классификации увеличены расходы бюджета по отношению к цифрам первоначально утверждённого закона о бюджете текущего года.
Он сформирован в программном формате и обеспечивает необходимыми ресурсами, что позволит обеспечить достижение показателей региональных проектов, реализуемых на территории республики. Увеличен уровень социально значимых и текущих расходов. На 2023 год они составят около 80 процентов от общего объёма расходов.
Предусмотрены средства на обеспечение оказания действующих мер социальной поддержки жителей Татарстана в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и другие), а также средства на их расширение.
В проекте бюджета заложены финансы на ежегодное повышение оплаты труда педагогическим, медицинским, социальным работникам, персоналу учреждений культуры, научным сотрудникам и иным категориям работников бюджетной сферы.
Приоритетным направлением расходной части бюджета по-прежнему является реализация национальных проектов, направленных на повышение качества жизни людей.
Уважаемые депутаты!
Завершая своё выступление, отмечу: отдельные депутаты встречались с мобилизованными гражданами и их семьями, и есть вопросы их финансовой и социальной поддержки. Для этого, на наш взгляд, необходимо предусмотреть увеличение Резервного фонда Правительства республики для решения экстренных и неотложных расходов, связанных в том числе со специальной военной операцией. А в целом бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в полной мере отвечает текущим вызовам, сбалансирован и учитывает наши действующие обязательства, национальные цели. И все меры, принятые по поддержанию финансовой стабильности и адаптации экономики к новым условиям, позволят минимизировать негативный эффект санкций и их влияние на экономическое развитие.
На бюджетное послание имеются положительные заключения Счётной палаты, Правового управления Государственного Совета, Прокуратуры и Общественной палаты, а также проект закона одобрен всеми комитетами Государственного Совета.
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.
Обращаю внимание депутатов, что срок подачи поправок устанавливается до 28 октября текущего года.
Также необходимо учесть, что поправки должны быть оформлены строго в соответствии с ч. 3 статьи 100
Регламента Госсовета.
Выступление заместителя председателя Счётной палаты РТ А.Ш.Валеева
Проект закона о бюджете Республики Татарстан на 2023 год и плановый период прошёл экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства.
Счётной палатой при подготовке заключения рассмотрены вопросы обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов и расходов. Использовались сведения, дополнительно предоставленные по запросам Счётной палаты Министерством финансов и отдельными администраторами доходов. В целях оценки объёмов безвозмездных поступлений проанализированы показатели проекта федерального бюджета на 2023 год.
Все установленные бюджетным законодательством ограничения, в частности по объёму государственного долга и расходов на его обслуживание, размеру дефицита, Резервного фонда Правительства, в представленном проекте бюджета соблюдены.
Рассматриваемый сегодня законопроект соответствует положениям Бюджетного кодекса и принятым в их развитие актам Министерства финансов Российской Федерации. О необходимости ряда корректировок редакционного характера проинформировано Министерство финансов.
Показатели по основным налоговым доходам на 2023 год сформированы с учётом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.
В сравнении с сопоставимыми – первоначально утверждёнными показателями бюджета на 2022 год прогнозируется увеличение объёмов поступлений по основным налогам – по налогу на прибыль с ростом на 14,3 процента, по НДФЛ – на 25 процентов.
Системные ограничения, связанные с ценовой конъюнктурой на мировом энергетическом рынке, сокращение внешнего спроса оказывают определённое влияние на планируемые объёмы отдельных доходных источников в сравнении с показателями, ожидаемыми по итогам текущего года.
В случае превышения прогнозных значений будут задействованы установленные бюджетным законодательством механизмы использования дополнительных доходов.
Также в отношении доходов отмечу следующее. В заключении на проект федерального бюджета на предстоящий период Счётной палатой Российской Федерации указано на потенциальные резервы их увеличения, и в первую очередь за счёт погашения задолженности по обязательным платежам в бюджет. По России это 3 миллиарда 775 миллионов рублей, по Татарстану объём недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет республики, и региональным налогам и сборам составляет порядка 2 миллиардов 700 миллионов рублей.
В общем объёме доходов доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет 15,5 процента.
В предстоящем году на показатель ожидаемых трансфертов оказывает влияние следующий фактор – осуществление социальных ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребёнка передано федеральному государственному внебюджетному фонду. В текущем году эти выплаты производились через бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджете республики пред-
усмотрены в объёме 4 миллиарда 180 миллионов рублей. Таким образом, в сопоставимых показателях общий объём трансфертов не сокращается, по отдельным направлениям отмечается рост.
Также в проекте бюджета на 2023 год запланированы целевые средства на новые направления. В частности, на снижение напряжённости на рынке труда и организацию временного трудоустройства, организацию общественных работ, создание новых мест в общеобразовательных организациях.
В целом, как и в предыдущие годы, показатель по безвозмездным поступлениям не окончательный.
В проекте федерального бюджета на 2023 год не распределено между субъектами Российской Федерации более 354 миллиардов рублей, по тем же направлениям, по которым Республика Татарстан получает трансферты в текущем году.
Как и в предыдущие годы, бюджет характеризуется социальной направленностью – сохранены меры поддержки граждан, основной объём капитальных вложений предусматривается на развитие социальной инфраструктуры.
Финансовое обеспечение межбюджетных отношений с муниципальными образованиями республики к уровню текущего года в целом увеличивается на 5 миллиардов 715 миллионов рублей, или на 9,7 процента.
Содержание расходной части законопроекта подчинено решению задач и достижению целей реализуемых национальных проектов и государственных программ Республики Татарстан.
Программная часть расходов бюджета включает ассигнования на исполнение мероприятий 32 действующих государственных программ республики.
Счётная палата отмечает необходимость корректировки 25 программ с учётом запланированных бюджетных ассигнований, которые, например, увеличены по программам развития здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства и ещё по 12 государственным программам.
Осуществляя полномочия по экспертизе проектов государственных программ и вносимых в них изменений, в текущем году Счётная палата представила в Правительство республики 41 заключение. Целью этой совместной работы является создание условий для эффективного расходования бюджетных ассигнований путём своевременной актуализации ожидаемых результатов в зависимости от объёмов выделяемых ресурсов в целях исключения рисков формального освоения средств, а также повышения прозрачности и конкретизации направлений финансирования.
Уважаемые депутаты!
В заключении Счётной палаты, которое у вас имеется, содержится подробная информация по доходам и расходам, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, ассигнованиям на реализацию каждой государственной программы, структуре государственного долга, источникам финансирования дефицита.
В завершение доклада отмечу: первое – представленный на рассмотрение в первом чтении законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.
Второе – бюджет республики на 2023 год сбалансирован. Объёмы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.
Третье – предлагаемые законопроектом источники финансирования дефицита по составу соответствуют бюджетному законодательству.
Четвёртое – ряд вопросов редакционного характера, не оказывающих влияние на основные параметры проекта бюджета, по информации Министерства финансов, планируется решить ко второму чтению законопроекта.