На выдумки хитры

Олимпиада школьников-изобретателей прошла в Татарстане в десятый раз

Республиканская олимпиада собрала в финале 44 школьника, лично разработавших ноу-хау в области машиностроения, авиамоделестроения, сельхозтехники и робототехники.

1528

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

Олимпиада школьников-изобретателей прошла в Татарстане в десятый раз

 

kylib-13

 

В Казани завершился очередной слет юных изобретателей «Кулибины XXI века». Республиканская олимпиада собрала в финале 44 школьника, лично разработавших ноу-хау в области машиностроения, авиамоделестроения, сельхозтехники и робототехники.

 

Защита технических решений и презентация конструкций состоялась в IT-лицее Казанского федерального университета. Названная именем русского механика-самоучки Ивана Кулибина, олимпиада проходит в десятый раз и объединяет ребят со всего Татарстана, еще не получивших технического образования, но уже ставших талантливыми изобретателями.

Еще до начала презентаций внимание зрителей и жюри привлекла полутораметровая шариковая шарманка. Выполненный из листов многослойной фанеры и с открытым корпусом, инструмент наглядно показывает схему проигрывания мелодий на металлофоне. В конструкции много шестеренок и механизмов, изучение которых может не на шутку увлечь даже ребенка. Именно эту цель – заинтересовать школьника на уроке и превратить процесс обучения в некую игру – поставил перед собой автор идеи, десятиклассник Александр Ким из Нижнекамска. Хотя взгляд от шарманки не могли оторвать даже взрослые.

 


Всего за десять лет проведения олимпиады около двадцати ее участников получили патенты, сообщила заведующая патентно-лицензионной службой Общества изобретателей и рационализаторов РТ Асия Поварова. По ее словам, конкурс хорош тем, что с младших классов дети учатся оформлять рационализаторские предложения, и это пригодится им в будущем


 

По словам Александра, инструкции по сборке инструмента он не нашел, поэтому пришлось создавать его практически с нуля, а научный руководитель исправлял грубые ошибки. На корпус шарманки нанесено декоративное по­крытие, которое используется при изготовлении детской мебели, потому безопасно. Изобретением, кстати, уже заинтересовались педагоги и коллекционеры.

Несколько находок на олимпиаде касались вторичной переработки. Так, девятиклассник Мансур Фархутдинов из той же нижнекамской школы предложил компактное устройство для легкой переработки ПЭТ-бутылок. Например, бутылка, нарезанная инструментом на небольшие полоски, легко превращается в щетку. Заказы на такое изобретение уже получены от технического персонала учебной мастерской, где творит Мансур.

Еще одно изобретение для спасения окружающей среды предложил воспитанник Центра детского технического творчества №5 Набережных Челнов. Одиннадцатиклассник Руслан Нуруллин собрал автоматическое устройство по сбору и очистке воды, загрязненной нефте-
продуктами. Шведские и английские специалисты предлагают использовать куски газеты для очистки водоемов. В прибрежных зонах люди до сих пор используют довольно примитивные методы, собирая нефть ковшиками и вениками. Молодой человек предложил свое нехитрое устройство. Оно насосом набирает загрязненную воду в отстойник. Вода поднимается в резервуаре до определенного уровня, жидкость отстаивается, затем открывается сливной клапан, и чистая вода сливается обратно в водоем. Нефтепродукты же остаются внутри устройства, а через несколько таких циклов накопленные вредные для экологии вещества отправляются в специальный сборник. Благодаря датчикам весь процесс автоматизирован, непрерывен и не требует участия большого числа людей. Устройство прошло испытание в городском автосервисе – местные рабочие заметили некоторые недостатки, которые впо­следствии были исправлены, а авторы получили патент.

 


Победители старшей возрастной группы за смекалку получают некоторые привилегии при поступлении в КФУ. Они могут поступить на естественнонаучные и инженерные специальности вуза по целевому приему и получать материальную поддержку в первый год обучения


 

Всего за десять лет проведения олимпиады около двадцати ее участников получили патенты, сообщила заведующая патентно-лицензионной службой Общества изобретателей и рационализаторов РТ Асия Поварова. По ее словам, конкурс хорош тем, что с младших классов дети учатся оформлять рационализаторские предложения, и это пригодится им в будущем.

– Ребята из крупных городов выходят с идеями на различные НИИ и вузы, им легче оформить патенты и рационализаторские предложения. Учащиеся сельских школ стараются облегчить в первую очередь свой труд, и иногда городским жителям их проекты не совсем понятны. Но все они стремятся поступать в технические вузы, мы видим их интерес к инженерным специальностям. У детей не затуманенный разум, они по-своему видят мир. Не зная, получится или нет, они просто начинают делать, а в итоге создают интересные вещи, – отметила Асия Поварова.

По итогам смотра изобретений старших школьников жюри признало лучшими проекты Мансура Фархутдинова и Эльмиры Гизатуллиной. Восьмиклассница Ютазинской средней школы изобрела бесполивный способ повышения плодородности почвы. По словам Асии Поваровой, уже идет работа над получением патента за оригинальное решение.

Наградили и учащихся среднего и младшего звена. Газинур Шайгарданов из Муслюмовского района представил на олимпиаде уникальный пятиместный тренажер-карусель для детей и взрослых, который можно собрать из старой сельскохозяйственной техники. Мамадышский школьник Салават Маннанов создал самоходное гусеничное шасси на радиоуправлении.

Первоклассник Амирхан Салихов собрал из старых санок, листа фанеры и подручных средств санки-снегокат с рулевым управлением и ручным тормозом. А казанские ребята – второклассница Сафия Кантюкова и первоклассник Виктор Шенкаренко – позаботились о городских пернатых. Они придумали кормушку для птиц с автономным ночным освещением, солнечной батареей и специальным механизмом для перемещения по высоте.

Отрадно, что победители старшей возрастной группы за смекалку получают некоторые привилегии при поступлении в КФУ. Они могут поступить на естественнонаучные и инженерные специальности вуза по целевому приему и получать материальную поддержку в первый год обучения.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще