Первого февраля премьерой оперы «Пиковая дама» в столице Татарстана открывается XXXV Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина.
«Пиковую даму» ставит хорошо знакомый казанской публике режиссер Юрий Александров (на снимке), художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера». Это уже четвертая его постановка в Казани – после «Аиды», «Севильского цирюльника» и «Любовного напитка». К тому же Юрий Александров принимал участие в работе над проектом «Ветер перемен», с которого началась долгожданная «перезагрузка» татарской эстрады. «Пиковая дама» в очередном совместном проекте режиссера с театром оперы и балета им.М.Джалиля, надо полагать, тоже возникла с дальним прицелом. Для Александрова это далеко не первое обращение к одной из вершин мирового оперного театра, удивительной по глубине и силе исследования психологического мира человека. «Для меня «Пиковая дама» – особый спектакль. Его первый эскиз появился в 2000 году как послесловие к XX веку. Меня всегда волновало, что Петр Ильич много плакал, когда писал эту оперу. И его слезы – это и мои слезы», – признался режиссер в одном из интервью. Но казанская «Пиковая дама», безусловно, будет отличаться от предыдущих трактовок этой оперы Юрием Александровым, например на сцене московского театра «Новая Опера» им.Е.В.Колобова. В этом спектакле 2013 года судьба трех главных персонажей – Германна, Лизы и Графини – прослеживалась в декорациях и трагических обстоятельствах истории России двадцатого столетия. Здесь и Первая мировая война, и блокадный Ленинград, и сталинские репрессии…
Если говорить о фестивальной афише в целом, то в нее вошли 10 оперных спектаклей, концертное исполнение «Реквиема» Верди и два гала-концерта. Большинство приглашенных солистов давно стали любимцами казанской публики
Как известно, автором либретто «Пиковой дамы» является брат композитора Модест Ильич Чайковский, однако невидимым «режиссером» был именно Петр Ильич, обладавший литературным талантом и выдающимся драматическим чутьем. Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. По словам Юрия Александрова, пришло время показать эту историю глазами самой Пиковой Дамы, а казанскую постановку по жанру можно назвать мистическим триллером. Графиня будет присутствовать во всех картинах спектакля, причем в разных обличьях. Еще одно главное действующее «лицо» – это Петербург, город-призрак (совсем по Достоевскому). Художником спектакля, как и в «Новой Опере», является сценограф Виктор Герасименко. Ведущие партии в двух премьерных спектаклях исполнят приглашенные солисты из театров Москвы, Санкт-Петербурга и Национальной оперы Украины.
По словам Юрия Александрова, пришло время показать эту историю глазами самой Пиковой Дамы, а казанскую постановку по жанру можно назвать мистическим триллером
Если говорить о фестивальной афише в целом, то в нее вошли 10 оперных спектаклей, концертное исполнение «Реквиема» Верди и два гала-концерта. Большинство приглашенных солистов давно стали любимцами казанской публики. Среди них – Ахмед Агади (Мариинский театр), Михаил Казаков (Большой театр России), Василий Ладюк и Алексей Татаринцев («Новая Опера»), Оксана Крамарева и Сергей Ковнир (Национальная опера Украины) и другие. Солист «Метрополитен-оперы», бас Михаил Светлов-Крутиков, будет петь на казанском фестивале в двух спектаклях – в «Севильском цирюльнике» (Базилио) и «Борисе Годунове» (Варлаам). Венскую оперу будет представлять меццо-сопрано Елена Максимова.
Традиционно Шаляпинский фестиваль станет парадом не только оперных вокалистов, но и дирижеров. Место за пультом маэстро на фестивальных спектаклях и концертах займут Марко Боэми (Италия), Ренат Салаватов (Казань), Василий Валитов (Москва), Алла Москаленко (Киев), Стефано Романи (Италия) и другие. Столь же традиционно для Казани билеты на фестивальные спектакли были раскуплены уже в первые дни их продажи.