В Актаныше обсудили проблемы и задачи татарстанского образования
С чего должно начинаться доступное образование? Чего не хватает Татарстану, чтобы выйти в лидеры образовательных рейтингов по стране? Что в республике ждут от системы образования в Год родных языков и народного единства? На эти и другие вопросы искали ответы участники пленарного заседания традиционного большого августовского педсовета.
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСАДА
Как мы уже сообщали, республиканская конференция работников образования и науки прошла 20 августа в Актаныше с участием Президента Рустама Минниханова. Тема совещания на этот раз была обозначена так: «Современное образование в Республике Татарстан – возможности для каждого». И, начиная свой доклад, министр образования и науки Ильсур Хадиуллин заявил, что первым шагом к выстраиванию системы качественного образования должна стать доступность дошкольного образования.
Да, детские сады теперь не просто место, где малыши проводят время под присмотром воспитателей в ожидании работающих родителей. В последние годы дошкольный уровень признан первой ступенью образовательной системы. Именно здесь дети получают первые знания. И крайне важно, чтобы мест в садиках хватало на всех желающих.
Тем более, отметил позже Рустам Минниханов, надо понимать: если родители видят, что у них нет проблем с местом в детском саду, они охотнее идут на рождение второго и последующих детей. В рамках национального проекта «Демография» в прошлом году, по словам Президента, построено 28 детских садов на пять тысяч мест, половина из которых предназначена детям до трёх лет. В этом году планируется открыть 17 садиков на 3200 мест (половина мест – тоже в ясельных группах).
В целом, рассказал Ильсур Хадиуллин, детскими садами сегодня обеспечены 94 процента детей республики. Для детей от полутора до трёх лет этот показатель – 72 процента, а в 36 районах обеспечили детсадовским образованием 100 процентов дошкольников.
ОБ ИЗУЧЕНИИ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ
Кстати, именно на дошкольное образование в республике особенно уповают, когда речь идёт об изучении родных языков (о том, что в Татарстане 2021-й – это Год родных языков и народного единства, участники заседания вспоминали не один раз). «Овладение родным языком – одно из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте», – полагает Ильсур Хадиуллин. Он рассказал, что у нас во всех детских садах реализуются программы билингвального образования.
В свою очередь Рустам Минниханов обратился к главам районов с просьбой держать на контроле вопросы организации обучения и воспитания на родных языках, особенно в детских садах, а также поручил Министерству образования и науки продолжить конструктивную работу с федеральным центром по решению нормативных вопросов организации такого образования в школах. По словам Ильсура Хадиуллина, такая работа идёт, с 1 сентября 2022 года начинается внедрение новых стандартов общего образования, где в обязательные для изучения предметы «Родной язык и родная литература» включены государственные языки национальных республик.
ЧТО ПОКАЗАЛ РЕЙТИНГ
«Мы молодцы, у нас третье место по количеству призёров и победителей всероссийских олимпиад после Москвы и Петербурга. Это огромный труд педагогов, это говорит о серьёзном потенциале нашего образования», – отметил Рустам Минниханов. Мнение Президента было подкреплено цифрами из доклада министра: в этом году результаты ЕГЭ выпускников по всем предметам выше среднероссийских, значительно выросло число стобалльников и высокобалльников.
Но есть и то, что огорчает. Например, далеко не все претенденты на школьную медаль смогли подтвердить свои знания на Едином госэкзамене. В Муслюмовском районе, по словам Ильсура Хадиуллина, таких сомнительных медалистов оказался 21 процент, в Буинском – 15, около 12 – в Кайбицком и Сармановском…
«Министерство совместно с главами районов должно детально в этом разобраться и принять исчерпывающие меры», – отреагировал на это Рустам Минниханов. Президент даже уточнил некоторые цифры: «У нас в Казани примерно тринадцать процентов выпускников претендуют на медали, в Челнах – двенадцать. А в Муслюмовском районе – каждый пятый! Но в Казани только 2,8 процента не подтверждают свои знания, в Челнах – 2,4, а там – двадцать один… Это не совсем хорошо».
Глава республики сказал немало тёплых слов в адрес педагогов, которые много делают для образовательных успехов республики. И пообещал, что в этом году в Татарстане снова вспомнят о программе «Ноутбук – учителю»
Кстати, именно необъективность оценивания знаний школьников стала причиной того, что справедливо гордящийся своими успехами в образовании Татарстан в опубликованном весной рейтинге регионов Рособрнадзора занял только 22-е место (напомним: мы писали об этой истории в «РТ» в №46 от 2 апреля с. г.).
Одним из критериев, определяющих качество работы системы образования, как раз и была объективность школьных оценок. И эксперты выявили, что татарстанские школьники нередко получают неоправданно завышенные баллы на проверочных работах. Понятно, что учителям хочется показать результаты получше. Но школьникам-то такая медвежья услуга потом может выйти боком на том же ЕГЭ…
Впрочем, отметил гость татарстанского педсовета, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, в его ведомстве знают, что Татарстан умеет признавать свои ошибки и делать правильные выводы. Поэтому в следующем рейтинге результаты республики наверняка будут выше. Вместе с тем Анзор Музаев заметил, что в Татарстане есть около 90 школ очень высокого уровня, где ученики показывают чуть ли не лучшие в мире результаты на олимпиадах и международных проверочных работах, и есть около 50 сильно проблемных школ, которым необходимо помочь.
«Не стоит задача поднимать уровень образования в элитных школах, там и так всё хорошо. Наша цель – чтобы остальные школы поднялись на несколько ступенек выше, и тогда общий результат республики сильно вырастет», – отметил Анзор Музаев. И подчеркнул: речь не идёт о том, чтобы кого-то из руководителей школ увольнять или наказывать. Им нужно оказывать методическую поддержку, провести анализ проблем, обозначить пути их решения. И добиваться, чтобы качественное современное образование в республике действительно было доступно каждому школьнику.
ДЕНЬГИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Подводя итоги совещания, Рустам Минниханов в числе прочего не мог не вспомнить о майской трагедии в казанской гимназии №175. «Это страшная беда для всей нашей страны», – сказал он и констатировал: родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учёбе, и государство несёт за это ответственность. Президент рассказал, что в республике принято решение выделить 457 миллионов рублей на организацию охраны школ первой-второй категории безопасности (эти категории зависят от размеров, технических характеристик школ и количества там детей). Пока у бюджета нет возможности выделить деньги ещё и на школы третьей категории, но, обратился он к главам районов, возможно, это получится сделать за счёт дополнительных доходов местных бюджетов.
Рустам Минниханов также заметил, что школам надо усилить работу с родителями, которые в свою очередь тоже должны помнить, что и они несут ответственность за поведение своих детей.
Глава республики сказал немало тёплых слов в адрес педагогов, которые много делают для образовательных успехов республики. И пообещал, что в этом году в Татарстане снова вспомнят о программе «Ноутбук – учителю». Ведь та техника, которую раздавали педагогам несколько лет назад в рамках программы, устаревает. Первые 12 тысяч новых ноутбуков передадут учителям в ближайшие полгода.
В конце своего выступления Рустам Минниханов напомнил учителям, что они постоянно общаются с большим количеством людей, и призвал их обязательно вакцинироваться от коронавирусной инфекции, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни окружающих.
В завершение пленарного заседания Рустам Минниханов и Анзор Музаев вручили педагогам государственные награды. Кстати, и сам Президент Татарстана получил из рук руководителя Рособрнадзора благодарственное письмо этого ведомства. Вручая его, Анзор Музаев отдельно поблагодарил руководство республики за то, что Татарстан всегда готов участвовать во всех пилотных образовательных проектах, стремится внедрять у себя самые передовые новации.
В пленарном заседании августовского педсовета также приняли участие Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, руководители министерств, ведомств и предприятий, педагоги и руководители системы образования.