ЗАПРЫГНУТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН
Вот уже больше сорока лет февраль для казанских меломанов привычно ассоциируется с ажиотажем вокруг билетов на спектакли Шаляпинского фестиваля. К слову, в этом году их продажи стартовали еще 5 декабря, и припозднившихся, конечно же, ожидало разочарование. Билеты на фестивальные спектакли раскупили задолго до того, как стало более-менее понятно, кто из топовых певцов на этот раз выступит на казанской сцене. Но даже те, кто замешкался, еще успевают «запрыгнуть в последний вагон» и приобрести билеты на камерные концерты с участием звезд мировой оперной сцены, которые пройдут под эгидой Шаляпинского фестиваля в ГБКЗ им. С.Сайдашева. В рамках же основной, оперной программы, состоятся 11 спектаклей и два гала-концерта.
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»
В этом году Шаляпинский марафон посвящен 150-летию оперных сезонов в Казани. За точку отсчета берется 1874 год, который стал действительно знаковым для казанской оперы. Именно тогда известный антрепренер Пётр Медведев объявил о создании в городе постоянной оперной труппы с солистами, хором и оркестром. А 26 августа того же года казанской публике была представлена опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Успех был так велик, что сам Медведев поразился. «В Казани на драму нуль внимания, оперетка – скандал, а на «Жизнь за царя» кассу сломали – так рвались за билетами», – напишет он в своих мемуарах.
Опера «Жизнь за царя» обещает стать главным событием и предстоящего Шаляпинского фестиваля. Постановку осуществляет режиссер Юрий Александров (Санкт-Петербург), который давно сотрудничает с театром им. М.Джалиля. В эти дни на сцене проходят постановочные репетиции. Кипит работа и в пошивочном цехе. К премьере по эскизам художника-постановщика Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург) требуется изготовить около 500 костюмов для солистов, хора и балета. В ход идут парча, бархат, кружева, жемчуг. Монументальностью отличаются и декорации, изготовление которых обошлось театру в 13,5 млн рублей.
В день открытия фестиваля, 2 февраля, премьерой будет дирижировать Валерий Гергиев, недавно представленный в качестве гендиректора не только Мариинского, но и Большого театра России. А на следующий день за дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель постановки Андрей Аниханов, он тоже петербуржец. В премьерных спектаклях в роли Ивана Сусанина заявлены Михаил Казаков и Юрий Власов (Мариинский театр).
ТРИ НАЗВАНИЯ
В советский период опера Михаила Глинки шла под названием «Иван Сусанин». Изначально его предпочитал и сам композитор, но незадолго до премьеры, которая состоялась 27 ноября 1836 года, он предложил другое название – «Смерть за царя». Однако и оно было неокончательным. С высочайшегo соизволения Николая I, которому опера посвящалась, она была переименована в «Жизнь за царя».
Причины для этих колебаний были. Ведь за двадцать лет до Глинки оперу «Иван Сусанин» написал придворный композитор итальянского происхождения Катерино Кавос, для которого Россия стала второй родиной. Причем у него история заканчивалась хеппи-эндом: Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу и ждет, когда подоспеют русские воины, разберутся с поляками и освободят его. В конце концов так оно и происходит. Разумеется, опера Кавоса не идет ни в какое сравнение с шедевром Глинки, но все же в известной мере подготовила почву для него.
Напомним также, что Иван Сусанин – одна из коронных партий Фёдора Шаляпина. Во время гастролей в родном городе в мае 1899 года певец вышел в этой роли и на сцену Казанского городского театра, в котором когда-то подростком впервые услышал оперу «Жизнь за царя». По воспоминаниям очевидцев, «сцена в избе – диалог Сусанина с поляками, знаменитое «Страха не страшусь» – трактовалась артистом с необыкновенной реальностью и силой».
ПРИНОШЕНИЕ НИАЗУ ДАУТОВУ
На Шаляпинском фестивале, пусть и с некоторым опозданием, отметят еще одну памятную дату – 110-летие со дня рождения выдающегося певца, режиссера и педагога Ниаза Даутова (1913–1986). Посвящением ему станет концертное исполнение 7 февраля оперы «Богема» Дж.Пуччини с участием оркестра Большого театра России. Это название выбрано неслучайно: «Богема» – один из последних спектаклей, поставленных Даутовым в Казани 40 лет назад, в 1984 году. Сюжет оперы основан на романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Герои этой истории – молодые художники и интеллектуалы, живущие в мансардах Латинского квартала в Париже. Их жизнь – независимая, но бедная – полна надежд и мечтаний.
ДАМА РЫЦАРСКОГО ОРДЕНА
Среди приглашенных солистов, которые впервые примут участие в Шаляпинском фестивале, – сопрано Светлана Касьян (Россия – Италия), которую сравнивают с легендарной Марией Каллас и называют любимой певицей Папы Римского Франциска, наградившего россиянку титулом Дамы рыцарского ордена Святого Сильвестра. Светлана Касьян выступает на лучших мировых сценах. На фестивале в Казани певица исполнит две заглавные партии – Аиды и Флории Тоски в одноименных операх Верди и Пуччини, а также выступит в рамках камерной программы «Два века классического романса».