Шесть ближайших дней столица Татарстана вновь будет находиться под магией кино. 5 сентября вечером в КРК «Пирамида» прошла церемония открытия XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино – как всегда, очень красочная и волнительная.
Ежегодно в мире проводится около 500 кинофестивалей, и потеряться в их пестром многообразии проще простого. Однако уже первый опыт проведения в Казани в 2005 году мусульманского кинофорума оставил ощущение, что он займет особое место на кинематографическом небосклоне.
За прошедшие одиннадцать лет фестиваль менял название, учредителей и символику, но был и остается верен своему первоначальному девизу «Через диалог культур – к культуре диалога», который продолжает объединять кинематографистов разных стран, чье искусство проповедует общечеловеческие ценности, идеи добра и толерантности. Хотя мы помним, что поначалу исламская составляющая кинофестиваля вызывала немало споров. Многих смутило само понятие «мусульманское кино» – мол, что следует под этим понимать? Географию? Религиозную окраску? Но постепенно эти дискуссии сами собой сошли на нет, а участие в мусульманском кинофоруме кинематографистов-немусульман стало выражением не только татарстанского гостеприимства, но прежде всего открытости и востребованности Казанского фестиваля. Именно здесь многие сделали для себя неожиданное открытие: фильмы, отвечающие девизу и духу мусульманского кинофорума, снимают повсюду – в Америке, Западной и Восточной Европе, Австралии… Главное, чтобы киноповествование не только радовало глаз «восточной картинкой», но воспринималось как высказывание, послание человечеству, преисполненное боли и любви.
За прошедшие одиннадцать лет фестиваль менял название, учредителей и символику, но был и остается верен своему первоначальному девизу «Через диалог культур – к культуре диалога», который продолжает объединять кинематографистов разных стран, чье искусство проповедует общечеловеческие ценности, идеи добра и толерантности
Не избежал в свое время вопроса о том, что есть мусульманское кино, и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. «Да, такое кино существует, – убежденно ответил он, будучи в Казани в дни кинофорума. – С моей точки зрения, это кино, которое, кроме экзотики, включает в себя глубокое и реальное ощущение принадлежности к мусульманскому миру. Для меня самое ценное, когда я вижу и чувствую, насколько человек любит то, о чем говорит, и хочет, чтобы я тоже это полюбил».
А вот мнение другого именитого гостя КМФМК – выдающегося польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси: «Я христианин, но искренне рад тому, что здесь, в Казани, уже много лет проводится фестиваль мусульманского кино. Если идти в глубину веры, мы все можем встретиться. Только поверхностность ведет к конфликтам, а глубина всегда объединяет».
На расстоянии как-то особенно очевидно, насколько стремительно рос авторитет КМФМК в кинематографическом мире. Неспроста Казань все чаще стали называть «Восточными Каннами». Возможно, кому-то аналогия с одним из старейших в мире киносмотров представлялась чересчур смелой, но свою высокую миротворческую миссию Казанский фестиваль выполнял сполна. В разные годы его почетными гостями были такие мегазвезды мирового кино, как Эдриан Броуди, Катрин Денев, Изабель Аджани, Марк Дакаскос, Арманд Ассанте, Орнелла Мути, Айдан Шенер, Кэри Хироюки Тагава, Йос Стеллинг, и другие. Напомним высказывания лишь некоторых из них о столице Татарстана и о мусульманском кинофоруме.
Кшиштоф ЗАНУССИ, кинорежиссер: | |
Я христианин, но искренне рад тому, что здесь, в Казани, уже много лет проводится фестиваль мусульманского кино. Если идти в глубину веры, мы все можем встретиться. Только поверхностность ведет к конфликтам, а глубина всегда объединяет. |
Катрин Денев, почетная гостья III КМФМК: «Я счастлива, что нахожусь в Казани и вижу, как кино, предназначенное, по сути, развлекать, объединяет людей разных культур, становится вестником мира и взаимопонимания».
Эдриан Броуди, американский актер и продюсер, обладатель «Оскара», почетный гость VII КМФМК: «Возможность нести разным людям культуру диалога – это одна из главных причин, которая побуждает меня делать то, чем я занимаюсь. Да, конечно, всем нам нравится получать толику веселья во время просмотра фильма, но, как я уже сказал, сила кинематографа – это искусство создания на экране историй, которые показывают людям их культурные различия, призывают к толерантности и протестуют против жестокости».
Изабель Аджани, почетная гостья IV КМФМК: «Меня сразу привлек девиз Казанского кинофестиваля. И все-таки я не представляла, в каком удивительном месте окажусь. Я бы выдвинула Казань на соискание Нобелевской премии мира».
Оставаясь активным участником мирового кинопроцесса, Казанский фестиваль сохраняет при этом свое неповторимое лицо и является серьезным стимулом для развития кинематографии Татарстана. Ведь еще один парадокс заключался в том, что фестиваль мусульманского кино получил прописку в республике, по сути, не имеющей собственной киноиндустрии. Конечно, ситуация с национальным кинематографом и сегодня остается сложной, но татарстанские киношники далеко не чужие на празднике «гуманного кино». За прошедшие годы ими собран внушительный «урожай» из заветных статуэток в виде башни Сююмбике – главных призов КМФМК, их фильмы удостаиваются также наград других международных кинофорумов.
Но вернемся к церемонии. По традиции ее открыла красная «звездная» дорожка, по которой прошли те, кому нынче представилась возможность продолжить диалог культур в рамках мусульманского кинофорума, обогатить его новыми темами, смыслами и именами. Напомним, что в этом году в основном конкурсе на главные призы КМФМК претендуют фильмы из Ирана, Китая, Сербии, России, Арабских Эмиратов, Кыргызстана, Казахстана, Бангладеш, Болгарии и Малайзии. На подступах к «Пирамиде» казанцы также приветствовали членов жюри и почетных гостей XII КМФМК. В их числе известные режиссеры Александр Прошкин (председатель жюри), Маджид Маджиди, Константин Лопушанский, Сиддик Бармак, Усман Сапаров, Юрий Быков, Юсуп Разыков, российские актеры Юрий Назаров, Людмила Хитяева, Борис Львович, Полина Толстун, певец Ренат Ибрагимов и другие.
На расстоянии как-то особенно очевидно, насколько стремительно рос авторитет КМФМК в кинематографическом мире. Неспроста Казань все чаще стали называть «Восточными Каннами». Возможно, кому-то аналогия с одним из старейших в мире киносмотров представлялась чересчур смелой, но свою высокую миротворческую миссию Казанский фестиваль выполнял сполна
5 сентября в рамках фестиваля состоялось открытие II форума «Время кино», адресованного молодым кинематографистам, и прошли первые кинопоказы. Наибольший интерес вызвал фильм – открытие фестиваля «Мухаммад – посланник Всевышнего» иранского режиссера Маджида Маджиди, повествующий о рождении и детстве исламского пророка. По словам режиссера, для более точной передачи исторических событий съемочная группа работала в тесном контакте с командой историков и археологов. «В этой работе я постарался приблизиться к духу главного персонажа, пророка Мухаммада, но не показывать его слишком зримо, чтобы не нанести урон религиозным чувствам мусульман», – отметил на встрече с журналистами Маджид Маджиди. «Мухаммад – посланник Всевышнего» – самый высокобюджетный проект современного иранского кинематографа. Лента уже получила широкое признание публики в разных странах и в 2015 году была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
На казанских часах – время кино.