10 августа 2022

На древней земле белого джигита

Опубликовано: 28.03.2022 16:38

 

 

В Татарстане сёл и деревень с приставкой «ак» в названиях можно найти немало. Вот лишь некоторые – Акташево, Актаныш, Аксай, Аксубаево, Акбулатово, Актау… Татарское слово «ак» означает «белый», а этот цвет особо значим у многих мусульманских народов. Цвет светлых помыслов и высоких устремлений, цвет духовности и нравственной чистоты.

 

Акзигитово или Акъегет (так по-татарски звучит название этого села) расположено в Зеленодольском районе недалеко от границы с Чувашией. В переводе оно означает «белый молодец».

 

ВСАДНИК НА ГОРЯЧЕМ СКАКУНЕ

Татарское слово «егит» неслучайно созвучно с хорошо известным словом «джигит», которое широко распространено среди народов тюркской языковой группы. Так называли лихих молодых всадников, отважных, сильных и ловких. Вспомните строки из известного стихотворения Мусы Джалиля:

Мчался храбрый джигит

на гнедом скакуне.

В чистом поле он с вражеской

ратью схлестнулся,

Но без всадника конь

проскакал в тишине

По родному селу, а джигит

не вернулся…

Таким образом словосочетание «ак джигит» – белый всадник – у восточных народов во многом схоже с не менее известным определением «добрый молодец», которое широко распространено среди славянских народов.

И хотя первые документальные упоминания о селе Акзигитово относятся к первой половине семнадцатого века, люди жили здесь давно. И одним из косвенных доказательств того, что земли эти были заселены татарами ещё задолго до семнадцатого столетия, можно назвать древнее надгробие в окрестностях села Айдарово, что всего в нескольких километрах от Акзигитова. Этот надмогильный камень с закруглённой арочной верхушкой историки датируют первой половиной XVI века, что позволяет утверждать: земли эти были заселены задолго до присоединения Казани к Русскому государству.

Территория волжского правобережья – горной стороны, как называли её русские летописцы, – стала активно заселяться ещё с XIII века. Первая волна переселенцев-булгар появилась здесь после монгольского нашествия, когда в дремучие леса Заволжья от завоевателей бежали жители крупных городов Волжско-Камской Булгарии – Биляра, Сувара и Великого Болгара. Вторая волна прошла по этим местам в XVI веке, после завоевания Казани воинами Ивана Грозного.

Именно этими обстоятельствами можно объяснить тот факт, что среди жителей села Акзигитово издавна распространились те ремёс­ла, что были свойственны для средневековых городов феодальной эпохи, – кожевенное, кирпичное, гончарное производства и, что особенно примечательно, ювелирное дело.

 

МУЗЫКА, ЗАСТЫВШАЯ В ЮВЕЛИРНЫХ УЗОРАХ

 

Бугорчатая скань, искусство мастеров Татарстана.

 

Смотрю, не отрывая глаз, на причудливый орнамент из тонких серебряных нитей. Это знаменитая бугорчатая скань – визитная карточка татарских ювелиров. От широко распространённой плоской скани она отличается тем, что узор возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов татарских ювелиров были растительные и геометрические узоры и надписи, выполненные арабской вязью.

 В старину в среде ювелиров существовало разделение труда. Наиболее искусные, как правило, специализировались на изготовлении исключительно дорогих украшений, декорируемых зернью, выполняя работу на заказ. Она называлась «ак эш», белая работа. Выделялась группа привилегированных ювелиров, овладевших секретом бугорчатой скани – наиболее сложной и трудоёмкой, занимающей особое место среди различных технических приёмов обработки драгоценных металлов. Она требовала от ювелиров длительной профессиональной подготовки. Наиболее опытные мастера работали в Казани и только в редких поселениях Заказанья. Но были свои мастера-ювелиры и в Акзигитове.

Наиболее распространённым материалом среди татарских ювелиров считалось серебро. Эта традиция берёт своё начало со времён Волжской Булгарии – недаром местных жителей в русских летописях называли серебряными булгарами.

Инструменты, которыми пользовались татарские ювелиры, доставались по наследству от отца сыну, а отцу от деда и прадеда. Некоторые из них мне довелось увидеть в Акзигитове. Это тигли для плавки металлов, небольшие наковальни различных типов, молоточки, щипчики для выкладывания узоров, ножницы для разрезания тонких листов металла, зубила, металлическая пластина для вытягивания тонкой проволоки – так называемая волочильная доска «такыл» с рядами мелких круглых отверстий разного размера.

Не так давно в одном из соседних с Акзигитовым сёл при перекапывании пустыря под посадку картошки местному жителю посчастливилось найти жестяную коробку. В ней он обнаружил старинное женское украшение – серебряные чулпы, которые вплетали в косы местные красавицы, а также изящный браслет. Кто знает, может их изготовили в Акзигитове?

 

КУПЕЦ, ФИЛАНТРОП И БЛАГОТВОРИТЕЛЬ

 

Дом Загидуллы Шафигуллина в Акзигитове, ныне сельская мечеть.

 

На что тратят деньги современные скороспелые миллионеры? На роскошные апартаменты, навороченные иномарки и крутые гаджеты. А то и просто для пущего эпатажа сжигают перед телекамерами тысячи долларов на удивление досужим зевакам, как это сделал недавно очередной молодой рэпер с растатуированной физиономией.  Всем этим они разительно отличаются от состоятельных людей прошлого, которые добились богатства благодаря своему трудолюбию и смекалке. Которые никогда не кичились своим богатством и не скупились на строительство общедоступных больниц, школ и храмов.

Именно таким человеком был уроженец села Акзигитово – именитый купец Загидулла Шафигуллин. Свой первоначальный капитал он создал на мелкой торговле в Приуралье и Сибири. Начинал с продажи мелочной галантереи и фруктов. Прибыль вкладывал в расширение торговой сети и вскоре благодаря незаурядным деловым качествам стал одним из крупных торговцев мехами и пушниной, войдя в состав второй гильдии Иркутского купечества.

Некоторое время Загидулла-ага вёл торговые операции в Поволжье через торговый дом «Бурнаев и Шафигуллин», а затем привлёк в качестве компаньона своего брата Шайхуллу. Осенью 1894 года они учредили торговый дом «Братья Шафигуллины». Пушниной и мехами родственники торговали в Иркутске, Красноярске и Чите.

Разбогатев, Загидулла-ага отошёл от дел, доверив вести их сыновьям и племянникам, которые успешно торговали с Китаем, поставляя ценные шкурки сибирских соболей и куниц за границу в Маньчжурию.

Значительные средства регулярно вкладывались купцом в развитие сети татарских новометодных школ. Он выстроил за свой счёт несколько мечетей и медресе в Цивильском, Свияжском и Тетюшском уездах Казанской губернии. В 1891 году братья Шафигуллины пожертвовали в пользу мусульманской общины Иркутска дом с дворовым участком, а в начале XX века возвели кирпичное здание мечети. Загидулла Шафигуллин был убеждённым сторонником всеобщего обучения татар, как мужчин, так и женщин, что, кстати, вызвало резкое неприятие со стороны части ортодоксального духовенства. И тем не менее купец был глубоко верующим, совершил хадж и выстроил в родном селе три мечети и школы при них. Память о благотворителе и филантропе Загидулле Шафигуллине жива и поныне, а в его доме, где сегодня сельская мечеть, звучат молитвы и ежедневно плывут над крышами протяжные слова азана.

 

ВСЁ ТЛЕННО В ЭТОМ МИРЕ…

Прах именитого купца Шафигуллина покоится на старом сельском кладбище рядом с могилой его матери. Старинных каменных надгробий конца позапрошлого и начала прошлого веков на зирате села Акзигитово немало – можно насчитать более полутора десятка таких памятников.

Всё это говорит о том, что до революции село было большим и зажиточным – каменные надгробья, украшенные затейливой восточной вязью эпитафий, в большинстве своём из сур Корана, могли позволить себе люди состоятельные. Изготовление такой надгробной плиты стоило по тем временам немало. За особо изящно сделанный надгробный памятник заказчики платили цену, равную стоимости нескольких лошадей. Поэтому простые крестьяне, как правило, ставили на могилах умерших родственников необработанные природные камни без надписи.

На некоторых надгробиях сохранились имена местных мастеров-резчиков: Габдулбари Ахсанов, Габдулбари Парахави, Габдулвакил… Именные знаки этих мастеров помещались обычно в конце текста, на оборотной или же на боковой стороне надмогильного камня.

На многих из них довольно хорошо сохранились вырезанные надписи, которые знатоки арабской каллиграфии могут прочесть и сегодня. Вот, к примеру, одна из таких эпитафий: «О посетившие наши могилы, вчера мы были как вы, завтра вы будете как мы». Не менее философским смыслом наполнены слова, высеченные на другой надмогильной плите: «Мир – лишь один час, проведи его в поклонении Всевышнему. Пророк, мир ему, сказал: «Этот мир – пашня для загробной жизни».

С подобным утверждением трудно не согласиться. «Что посеешь, то и пожнёшь» – так сказано и в Библии. И добрые дела, которые творит на этой земле человек, тоже не проходят бесследно. Они подобно семенам, брошенным в распаханную землю, непременно дадут всходы в будущем.

image_printРаспечатать

Фото: realnoevremya.ru; prokazan.ru
Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Выпуск: №44 (29200)

Добавить комментарий

09.08.2022

Кандидаты отправляются «в народ»

13 августа в государственных СМИ стартует агитационный период

Центризбирком Татарстана провёл в жеребьёвку по распределению бесплатного эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ при проведении предстоящих довыборов в Госсовет РТ.

2320
09.08.2022

Казахстан далёкий и близкий

Согласно официальной статистике, в Казахстане проживают более 203 тысяч татар, что составляет примерно 1,7 процента населения рес­публики

Это вторая по численности диаспора после Узбекистана. Все они стараются сохранить свою идентичность, родной язык и культуру.

3200
09.08.2022

Поздравляю: вы станете мамой!

Опасен ли коронавирус для беременных? Как родить именно мальчика? Нужен ли спорт будущей матери?

В Общественной палате Татарстана прошла горячая линия, посвящённая оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

2460
08.08.2022

Закон для бездомного Шарика

Зоозащитники бьют тревогу: ситуация с бродячими собаками в республике усугубляется

Откуда берутся стаи собак? Почему, несмотря на то что в России принят гуманный закон о защите животных, ситуация с бродячими собаками в целом не улучшается? Попробуем разобраться.

5500
08.08.2022

Готовый дом предпочтительней

В Татарстане в рамках реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий» продолжается выдача ипотеки.

3980

Мнение

Рустем ГАФАРОВ, руководитель исполкома Казани:


За пятнадцать лет «Аксёнов-фест» успел стать ярким событием не только для столицы Татарстана, но и для всей читающей страны. Его гостями станут нынче президент русского ПЕН-центра, драматург Евгений Попов, саксофонист Игорь Бутман, издатель и близкий друг писателя Владимир Григорьев, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев и многие другие поэты и писатели, журналисты и музыканты. Основная миссия фестиваля прежняя – открывать новые имена в литературе.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru