«Мы начинаем осознавать свою идеологию»

Известный российский философ Александр Дугин выступил в Казани

Происходящее сегодня на Украине – это столкновение двух глобальных принципиальных точек зрения о том, что такое цивилизация. Таким мнением с казанцами поделился известный российский философ и публицист, основатель теории евразийства Александр Дугин.

Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей

Фото: media.kpfu.ru

Известный российский философ Александр Дугин выступил в Казани

 

 

Происходящее сегодня на Украине – это столкновение двух глобальных принципиальных точек зрения о том, что такое цивилизация.

 

Таким мнением с казанцами поделился известный российский философ и публицист, основатель теории евразийства Александр Дугин. В столице Татарстана он выступил на секции «Сотрудничество в области науки и высшего образования со странами Организации исламского сотрудничества», прошедшей на днях в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum-2023». Затем московский гость побывал в Казанском федеральном университете, где в своей лекции объяснил слушателям сущность сегодняшнего мирового конфликта.

 

БИТВА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В настоящее время, по словам философа, в мире царит неопределённость, которая может вызывать ощущение хаоса, но если внимательно приглядеться к этой неопределённости, то можно увидеть, как разыгрывается некая «партия».

«Настоящее может быть определено двумя способами. Есть две принципиальные точки зрения, которые между собой находятся в оппозиции. Они воюют сейчас. То, что происходит на Украине, – это война двух точек зрения», – изложил Александр Дугин свою позицию.

По его мнению, конфликт настолько глубокий, что если его заметить, то сознание человека будет расщеплено: ему придётся выбирать между двумя позициями, между которыми нет компромисса.

«Между ними будут окоп, битва, гибель, смерть. Это касается и тех, кто понял происходящее, и тех, кто его не понимает», – утверждал спикер.

Итак, первая точка зрения предполагает, что цивилизация – одна-единственная, всеобщая, которая стала настолько универсальной, что не будет иметь конфликтов. Смысл этой цивилизации – освобождение индивидуума от всех форм коллективной идентичности.

Это и есть точка зрения Запада. Навязываемая им концепция с различными сопутствующими благами «общества потребления» устанавливает свои ценности, критерии и требует от других стран её принять. В целом эту либеральную концепцию в своём известном труде «Конец истории и последний человек» изложил американский политолог Фрэнсис Фукуяма, пояснял в своём выступлении Александр Дугин.

 

 

Александр ДУГИН, философ-публицист:
Необязательно противопоставлять западной системе ценностей что­-то универсальное. Мы противопоставим самих себя. Вот у нас, у россиян, так: дух превалирует над материей, у нас крепкая семья из мужчины и женщины, у нас солидарность, милосердие, сострадание. У нас дети, история, верность нашим корням. А что у вас? Что хотите, так и делайте. Хотите к нам – мы поделимся. Если вам это не надо, то ради бога. И когда мы перемещаемся в исламский мир, то у них же тоже другая система ценностей, не либеральная, перебираемся в Китай – тоже совсем другая, в Индию – касты. Цивилизации многополярны, никто никому не навязывает свою идеологию.

«Последняя коллективная идентичность, от которой предстоит избавиться на новом этапе, – идентичность человеческая. Оттуда идут искусственный интеллект, генная инженерия, внематочная беременность в колбе. Как в «Мат­рице». И это не фантастика», – прокомментировал он.

Вторая глобальная точка зрения состоит в том, что цивилизаций много и западная – лишь одна из них. Содержание альтернативных Западу цивилизаций может быть различным и одновременно не может быть единственным. «В каждой цивилизации – а все они самодостаточны – политическая теория может получать самые разные черты», – рассказал Александр Дугин.

Это представление впервые изложил американский социолог Сэмуэл Хантингтон, автор нашумевшего в своё время трактата «Столкновение цивилизаций». Есть цивилизация исламская, где мир создан Аллахом, а не бактериями и естественным отбором. Есть индийская с её кастовым устройством. Есть китайская с противоположностями инь и ян. И наконец, русская цивилизация, перечислил московский гость.

Что касается нашей страны, то, по его словам, российская политическая теория обозначена известным указом Президента РФ Владимира Путина об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей (№809 от 09.11.2022. – Прим. авт.), доктриной о многополярном мире, другими актами, что является официальной позицией государства.

«Государственную идеологию не надо придумывать, её нужно развернуть. Она есть, она подспудно вызрела, и мы её должны раскрыть, вдохновляясь опытом российской культуры, возможно, чем-то из советского прошлого. Это не на пустом месте написано, это не коллектив докторов наук написал. И сейчас идеология оформляется, развёртывается. Её элементы изложены в документах, в официальных речах. Мы начинаем постепенно осознавать её и руководствоваться ею в своих действиях», – сказал Александр Дугин.

 

СУВЕРЕННАЯ ПАРАДИГМА

Переходя к теме секции казанского форума, спикер подчеркнул важность суверенной модели образования, в которой минимизировано значение идей, пришедших с Запада.

«Самая важная тенденция современного миропорядка – переход от однополярного мира к многополярному. Появляются новые цивилизационные анклавы, в которых всё громче настаивают на своих собственных традиционных ценностях», – констатировал Александр Дугин.

Он выразил уверенность в необходимости развития плюрализма образовательной парадигмы.

«Для того чтобы построить суверенную систему образования, соответствующую своим родным корням, необходимо, конечно, минимизировать значение Запада – занять критическую позицию по отношению к тем методам, ориентирам, ценностям, установкам, по которым идёт развитие западоцентричного мира», – поделился философ своим видением перспективы.

При этом он сослался на опыт мусульманских государств.

«Исламские страны дают нам колоссальный пример отстаивания своей идентичности. Потому что, как бы ни развивались наука, техническая и гуманитарная составляющие в исламских странах, эти государства всё равно остаются исламскими. И в образовании этот исламский фактор всё больше даёт о себе знать», – пояснил докладчик.

Он особо подчеркнул важность такого феномена, как воспитание, призвав отходить от представления об оказании неких «образовательных услуг».

«Вызов, который стоит перед нашей российской, евразийской цивилизацией (только начинающей возвращаться к своим историческим корням), очень близок к тому, с которым имеют дело представители исламского мира», – убеждён публицист.

По его оценке, исламский мир внедрил собственные цивилизационные установки в систему образования. Он обратил внимание на многополярность образовательных процессов, понимаемую как «настоящий диалог образовательных систем суверенных эпистем».

«Для нашего образовательного процесса, образовательной системы самое главное – суверенное содержание этой системы», – заключил Александр Дугин.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x