Каждый юбилей Габдуллы Тукая становится вехой и для казанского музея его имени, который открылся в год 100-летия со дня рождения поэта. То есть нынче музею исполняется тридцать лет, и обидно, что до сих пор даже не все казанцы знают о его существовании.
Притом, что музей располагается в одном из красивейших зданий Казани – в так называемом доме Шамиля, обычно здесь немноголюдно. Это, кстати сказать, первое, что с удивлением отмечают побывавшие здесь туристы, делясь своими впечатлениями на популярном сайте путешественников TripAdvisor: «Музей пропитан атмосферой прошлого. Посетителей здесь немного, порой, наверное, совсем никто не приходит. Поэтому вашему посещению несказанно обрадуются и с удовольствием все покажут и расскажут…»
«Посетили данный музей с дочкой, честно говоря, даже не знал про него, но на удивление оказался очень интересный и познавательный музей…»
«Этот милый музей, может быть, и не входит в разряд must-see для иногородних туристов, приезжающих в Казань на 2–3 дня. Но во второе/третье посещение Казани я бы советовала найти для него время. Сам «дом Шамиля» – удивительно красивое здание, украшение Старо-Татарской слободы. Но, конечно же, посещать музей лучше с экскурсией! Нам повезло – мы тихонько ходили за группой школьников, которые, затаив дыхание, слушали экскурсовода и словно проживали трудное детство маленького Габдуллы, росли и учились в медресе вместе с ним…»
Этот уголок Казани теснейшим образом связан с жизнью поэта, и, думается, в перспективе здесь мог бы появиться целый музейный комплекс, объединяющий Юнусовскую площадь, дом Шамиля и улицу Габдуллы Тукая
Литературный музей Габдуллы Тукая, по словам его заведующей Гузели Тухватовой, ежегодно посещают в среднем 25 тысяч человек. По казанским меркам, это довольно скромная цифра, учитывая, что только в прошлом году столицу Татарстана посетили свыше 2 млн туристов. К сожалению, в подавляющем своем большинстве они сюда тоже не дошли. В лучшем случае – полюбовались «готическим замком» из окна туристического автобуса. Хотя из уст казанских гидов само имя Тукая наверняка слышали не раз, но связи между ним и домом Шамиля так и не прочувствовали. Между тем только здесь можно увидеть подлинную посмертную маску поэта и те, увы, немногочисленные мемориальные вещи, которые служили ему при жизни. Среди них – знаменитая черная тюбетейка, плетеная дорожная корзина, чернильница и стакан для карандашей, купленный Тукаем в Петербурге за год до смерти… Таких реликвий, повторю, в музее немного, да и они почти чудом дошли до нас, но, как ни странно, это только усиливает их эмоциональное воздействие, делая почти зримым, телесным образ поэта-скитальца.
Конечно, ближе к юбилейным датам музейная статистика «идет в гору». Вот и нынче, в год 130-летия со дня рождения Тукая, число посетителей литературного музея, скорее всего, превысит «контрольную цифру». Каждый день, помимо экскурсий, здесь проводят различные мероприятия, принимают многочисленных гостей, в том числе из других российских регионов. Вместе с тем не укрылось, что в глазах музейных работников застыло какое-то напряженное ожидание: что дальше? Не то чтобы здесь не рады наплыву туристов, но музейщики как никто отдают себе отчет в том, что в нынешних, довольно стесненных условиях музей может просто не справиться с потоком людей, для которых Казань неотделима от поэзии и судьбы Тукая.
Гузель ТУХВАТОВА, заведующяя Литературным музеем Габдуллы Тукая в Казани: | |
Только в Литературном музее Габдуллы Тукая можно увидеть подлинную посмертную маску поэта и те, увы, немногочисленные мемориальные вещи, которые служили ему при жизни. |
За тридцать лет существования музея его экспозиционные площади практически не изменились, это все те же четыре зала на втором этаже особняка, хронологически отражающие основные этапы жизни поэта: детство, уральский и казанский периоды, последние годы. А потому при всем желании музей не в состоянии принять одновременно более ста посетителей (условно говоря, по одной группе по 25 человек в каждом зале). Но это теоретически, а фактически – и того меньше, в противном случае будет нарушена аура места, та особая, несуетная атмосфера, которая располагает к размышлениям, и не только о жизни поэта, но и о собственных корнях. Не случайно музей Тукая считается одним из самых уютных в Казани, и этой репутацией здесь дорожат не меньше, чем уникальными экспонатами.
Но прежде всего казанские музейщики понимают, что сколь бы богатой и содержательной ни была экспозиция, со временем ее восприятие меняется, она устаревает и физически, и морально, а потому периодически нуждается в обновлении. Сменяются поколения, появляются новые музейные технологии, да и сама жизнь не стоит на месте! И если не брать это в расчет, то все в прямом смысле покроется музейной пылью.
В настоящее время специалистами Национального музея РТ, филиалом которого является дом Шамиля, разработана концепция обновленной экспозиции музея Г.Тукая. При сохранении его специфики как литературного музея, новая концепция предполагает, в частности, больше интерактива, использование новейших медийных технологий. При всей уникальности экспонатов музейной экспозиции также не хватает естественного освещения, современных дизайнерских акцентов. Планируют музейщики расширить и экспозиционные площади, тем более что возможности для этого есть. Это и подвальные, и чердачные помещения старинного особняка, которые сейчас никак не используются, и даже вход туда заколочен. Давно мечтают здесь и о собственной картинной галерее, ведь значительную часть музейных фондов составляют произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, навеянные жизнью и творчеством Тукая. Возможно, в музее появится также небольшая экспозиция, рассказывающая об истории самого дома Шамиля.
Напомню, что это название связано не с легендарным горцем и борцом за независимость Кавказа Шамилем, а с одним из его сыновей, который жил и умер в Казани. Первым же владельцем дома был казанский купец и меценат Ибрагим Апаков. В 1884 году его единственная дочь, восемнадцатилетняя Марьям, вышла замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи Шамиля. По этому случаю каменный двухэтажный особняк на Екатерининской улице был передан им в качестве свадебного подарка.
Строго говоря, дом Шамиля не входит в список казанских адресов Тукая. Возможно, поэт и наведывался сюда ( какое-то время здесь работал книжный магазин), но документальных подтверждений этому нет. Но на той же Екатерининской улице (ныне – Габдуллы Тукая) располагались редакции газет, где он работал, а на Юнусовской площади, что рядом с домом Шамиля, казанцы простились с Тукаем и проводили его в последний путь… Таким образом, этот уголок Казани теснейшим образом связан с жизнью поэта, и, думается, в перспективе здесь мог бы появиться целый музейный комплекс, объединяющий Юнусовскую площадь, дом Шамиля и улицу Габдуллы Тукая. Во всяком случае, именно так это видится казанским музейщикам.
За тридцать лет существования музея его экспозиционные площади практически не изменились, это все те же четыре зала на втором этаже особняка, хронологически отражающие основные этапы жизни поэта: детство, уральский и казанский периоды, последние годы. А потому при всем желании музей не в состоянии принять одновременно более ста посетителей
Новая концепция музея Тукая не только разработана, но и утверждена, однако приступать к ее воплощению имеет смысл только после того, как в доме Шамиля, который является памятником истории и архитектуры республиканского значения, наконец-то будет проведен капитальный ремонт, о необходимости которого говорится уже много лет.
…Завершая небольшую экскурсию по музею, Гузель Тухватова на пороге последнего, четвертого зала неожиданно прервала свой рассказ, воззрившись в потолок. Я тоже подняла глаза и увидела характерные грязно-желтые разводы, испещренные многочисленными трещинами. «Хорошо, что весна нынче теплая, а в сырую погоду, бывает, штукатурка отваливается кусками. Несколько раз приходилось даже временно закрывать зал для посетителей», – пояснила заведующая музеем.
Тему капитального ремонта дома Шамиля начали активно муссировать еще в преддверии 120-летия Тукая. Правда, тогда удалось отремонтировать только фасады здания. К следующему юбилею все силы и средства снова пришлось бросить на то, что уже не терпит отлагательства – это прохудившаяся кровля. А она там непростая, с обычными мерками к ней не подступишься. И, судя по бурым разводам на потолках, кардинально решить эту проблему пока не удалось.
Своеобразным приношением Тукаю к нынешнему юбилею стала вышеупомянутая концепция обновленной экспозиции, которая, хочется думать, поможет музею выйти из тени и стать одной из главных туристических достопримечательностей Казани. А главное – появилась надежда, что в ближайшее время дом Шамиля все-таки закроется на реконструкцию. Сейчас по поручению Президента РТ разрабатывается проектно-сметная документация ремонтно-реставрационных работ. Как долго будет длиться сама реконструкция и во сколько она обойдется республиканскому бюджету, на эти вопросы, думается, сегодня никто не сможет ответить. Ну что ж, доживем до следующего юбилея…