1

Молодёжь и наука: как пересечь траектории

 

 

Несмотря на серьёзные успехи России в научных исследованиях по математике, ядерной физике, в производстве вакцин, стране не хватает качественно подготовленных молодых научных кадров. И воспитывать такие кадры, будущих деятелей науки, необходимо со школьной скамьи. А для этого в регионах нужно создавать инженерные школы, хорошо оснащённые научно-образовательные цент­ры и лаборатории.

Эти тезисы в числе прочих обозначены в большом интервью, которое дала «Известиям» сопредседатель центрального штаба ОНФ, руководитель федерального образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва.

– Действительно, подготовку учёных надо начинать со школьной скамьи, и то, о чём говорит Елена Владимировна, – привлечение подростков в различные инженерные школы, в тот же «Сириус», – это очень важная вещь для приобщения их к современным технологиям, – отмечает проректор Казанского федерального университета по научной деятельности Дмитрий Таюрский. – К сожалению, эта работа у нас немножко потерялась за годы после распада СССР, где просветительская деятельность была очень хорошо поставлена. Сейчас пока уровень популяризации научных знаний довольно низок. Нашим детям не хватает качества, которое очень хорошо выражено английским словом curiosity – я бы перевёл это не просто как «любопытство», а, если хотите, как «наукозаинтересованность». Вот это обязательно надо воспитывать, и здесь как раз пригодится вся эта создаваемая инфраструктура.

В Татарстане, и в частности у нас в университете, в этой сфере делается немало. Есть сеть «Кванториумов», открыли региональный «Сириус», в КФУ действует планетарий – единственный в мире планетарий, который принадлежит университету. А в конце сентября рядом с ним, на территории обсерватории имени Энгельгардта, откроется Астропарк КФУ, где тоже будут проходить тематические школы, конференции, заработает лагерь.

 


– Воспитание популяризаторов – тоже важная задача системы образования, – говорит Дмитрий Таюрский. – Это должны быть люди, которые сами горят наукой, могут доступно всё объяснить и быть на одной волне с теми, кто делает большую науку


 

Вместе с тем, полагает Дмитрий Таюрский, на пути привлечения молодёжи в науку надо решить ряд проблем. В частности, по его мнению, пока в стране нет единой научно-просветительской системы. Возможно, нужно создать интернет-портал, через который бы координировалась работа различных центров и шло методическое сопровож­дение разнообразных проектов.

Есть и кадровый вопрос: кто те педагоги, которые смогут зажечь в молодых тягу к познанию? Учителя сильно загружены текущей работой, учёные, даже очень сильные, не всегда являются ещё и хорошими педагогами.

– Воспитание таких популяризаторов – тоже важная задача системы образования, – говорит проректор КФУ. – Это должны быть люди, которые сами горят наукой, могут доступно всё объяснить и быть на одной волне с теми, кто делает большую науку.

С проблемой педагогического мастерства перекликается и ещё один тезис из интервью Елены Шмелёвой – о том, что к работе со школьниками и студентами нужно привлекать специалистов из реальной индустрии.

– Такие люди в образовании действительно нужны, чтобы молодёжь представляла себе реальную ситуацию на сегодняшнем рынке, – согласен Дмитрий Таюрский. – Но опять возникают вопросы: а владеют ли они необходимыми педагогическими приёмами? Смогут ли найти контакт с молодёжной аудиторией? К тому же у предприятий есть свой план работы, и образовательные структуры могут туда не вписываться. В общем, с наскока все эти вопросы не решить. Без кропотливой работы по поиску, воспитанию и поддержке новых педагогических кадров, личностей, которые смогут зажечь в молодых искру любознательности, привить тягу к знаниям, нам не обойтись.