29 ноября 2022

Мой XX век. От Родченко
до Лагранжа

Опубликовано: 03.10.2022 16:49

 

В.Лагранж. Голуби мира.

 

Выставки выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко и классика советской фотографии Владимира Лагранжа открылись в Казани в рамках региональной просветительской программы Фонда Still Art и Галереи Люмьер (Москва).

 

Первый проект программы – выставка «Улицы Лагранжа» – представлен в Национальной художественной галерее «Хазинэ». Экспозиция отражает почти сорок лет творческой деятельности известного советского фотографа Владимира Лагранжа – начиная с «оттепельных» 1960-х и заканчивая девяностыми… Его снимки публиковались в газете «Комсомольская правда», «Литературной газете», журналах «Советское фото» и «Советский Союз». Фотограф также сотрудничал с зарубежными изданиями: немецким Die Freie Welt, французским Paris Match и другими. Непреодолимое желание автора наблюдать за миром, его внимание к людям и удивительное чувство «духа эпохи» воплотились в большой и серьёзный фотоархив. Владимир Лагранж ушёл из жизни в январе этого года в возрасте 82 лет.

Среди более чем ста работ, представленных на выставке «Улицы Лагранжа», есть такие уже классические снимки, как «Голуби мира», «Шахтёр», «Бабуля», «Юные балерины», а также менее известные работы мастера. Отказываясь от постановочных кадров, Лагранж создавал портрет эпохи – с атмосферой свободы, романтикой молодости и беспечностью детства. Следуя за взглядом фотографа сквозь десятилетия, зритель становится свидетелем перемен советской, а затем и российской жизни.

 

А.Родченко. Портрет Осипа Брика.

Второй выставочный проект Фонда Still Art и Галереи Люмьер посвящён фотографическому таланту Александра Родченко. В Галерее современного искусства ГМИИ РТ представлены его работы разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920–1930-х годов. Среди них, например, портрет Лили Брик, послуживший впоследствии основой для плаката Ленгиза, несколько фотографии Владимира Маяковского, сделанных в мастерской Родченко на Мясницкой улице (1924), и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию вошли также архитектурные съёмки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» и «Пожарная лестница» (1925), а также «Пионер-трубач» и «Пионерка» (1930). Всего на выставке представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров и собранных под руководством Варвары Родченко (дочери фотографа), Александра Лаврентьева (внука) и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографии, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, сделана в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.

Александр Родченко – один из основоположников конструктивизма, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна. Его экспериментальный подход к фотографии не только повлиял на современников, но и определил развитие этого искусства на десятилетия вперёд. Однако до сих пор не все знают, что не последнюю роль в становлении Александра Родченко как художника сыграла Казань, где он прожил более десяти лет.

В 1902 году семья Родченко переезжает из Санкт-Петербурга в Казань. В годы отрочества Александр попал в городской музей, где одна картина особенно поразила его воображение – «Вий» Георгия Белащенко (собрание ГМИИ РТ). Благодаря этой картине определилось его призвание – он начинает рисовать и в сентябре 1910 года поступает в Казанскую художественную школу, где судьба его сводит с Николаем Фешиным, оказавшим сильное влияние на одарённого юношу.  В Казани же Родченко встретил двух людей, которые сыграли главную роль в его судьбе: художницу и будущую спутницу жизни Варвару Степанову и Владимира Маяковского. Напомним, что в 1914 году в Казань приезжают футуристы и читают свои стихи в зале Дворянского собрания. Родченко был там и впервые увидел Маяковского, который спустя несколько лет станет его лучшим другом и единомышленником.

Фотографировать Александр Родченко начал в 1924 году. Используя такой приём, как съёмка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который сразу же стали называть «родченковским», он стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее.

image_printРаспечатать

Фото: artmoskovia.ru; stillfoundation.art
Автор статьи: ДАШИНА Александра
Выпуск: №146 (29302)


Добавить комментарий

28.11.2022

Площадка для продолжения диалога

Два представителя Татарстана вошли в состав президиума Международного совета музеев – всемирной организации, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия

1710
28.11.2022

На книжных берегах

В Национальной библиотеке Татарстана с 5 по 10 декабря второй раз пройдёт библиотечный фестиваль «Текст» с самыми неожиданными форматами взаимодействия с читателями и экспертами.

2080
28.11.2022

«Чем страшнее тьма, тем ярче огонь»

На большие экраны выходит новый российский триллер «Сёстры». Фильм стал первой полнометражной работой режиссёра из Зеленодольска Ивана Петухова.

1760
24.11.2022

Юрий Башмет: «Музыка делает нас человечнее»

В ГБКЗ им. С.Сайдашева в Казани состоится благотворительный концерт Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы»

6330
24.11.2022

Коммуналка как арт-объект

В выставочном зале «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» появился новый арт-объект с красноречивым названием «Коммуналка»

4870

Мнение

Татьяна ЛАРИОНОВА, депутат Госдумы РФ от Татарстана:


Проведение специальной военной операции на социальной направленности бюджета никак не сказалось. Более того, социальные обязательства государства при обсуждении основных затрат на следующий год оказались ключевыми. Причём у представителей всех парламентских партий. Татарстан при этом задаёт тренды развития социальной сферы.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru