…На сцене полтора десятка артистов, некоторые ˗ в инвалидных колясках, а те, что без них, наделены «особой» пластикой. Их движения бесшумны и слегка замедленны, как в рапиде, что вкупе с фантазийными костюмами придает собирательному образу сказочного города мягкую размытость, как если бы мы всматривались в него сквозь дымку времени.
Сюжет незатейлив и отсылает к мифам и легендам о Казани, которые у всех на слуху. Но это не «выжимки» из академических сборников или «Википедии», а самое что ни на есть живое творчество. Задолго до премьеры студия «Э-моция» объявила конкурс на лучшую литературную интерпретацию казанских мифов, а самые интересные из присланных эссе (и на татарском языке, и на русском) легли в основу сценария гипертекстового fashion-спектакля. «В окончательный сценарий вошло максимум процентов двадцать из того, что было прислано на конкурс», ˗ с явным сожалением говорит казанский поэт и журналист Игорь Тишин, перед которым стояла задача отобрать тексты и сделать из них связный сюжет. По его словам, география конкурса получилась довольно широкой: это не только Казань, но и Челны, Нижнекамск, Бугульма, Елабуга… Причем среди авторов тоже есть люди с особенностями ˗ например, ребята из нижнекамского социального приюта «Балкыш». «Одна девочка написала, что никогда не была в Казани, но при этом сочинила замечательный рассказ. Там есть и про Казанского кота, и про сокровища озера Кабан», ˗ поделился Игорь.
А началось все с войлока. Вернее сказать, с того, что студийцам захотелось попробовать себя в роли моделей. Между прочим, абсолютно нормальное желание для таких, как они – молодых, красивых, талантливых. Но, как известно, в модельных агентствах свои стандарты, часто недостижимые даже для людей без инвалидности. «Вот мы и решили, что надо попытаться сделать что-то свое. И вместе с мастером по войлоку Ольгой Смирновой создали инклюзивную коллекцию. Вот так наши девочки и парни стали моделями. А уже потом, спустя почти год, пришла идея сделать спектакль и выйти в этих костюмах на сцену», ˗ кратко рассказала предысторию проекта художественный руководитель студии и режиссер спектакля Неля Суркина.
А почему, собственно, войлок? Ответ прост: в Татарстане это один из самых традиционных материалов, а в спектакле речь идет именно о традициях. К тому же, как выяснилось, из войлока хороши не только кукморские валенки. По словам дизайнера Ольги Смирновой, качественно свалянная шерсть по фактуре напоминает натуральную кожу. Кстати, свое первое платье из войлока она сделала именно для этой коллекции. Валяла, кроила, красила ˗ все вручную.
Над спектаклем «Сказки старой Казани» трудилась целая команда профессионалов. Например, музыку написал самый модный из казанских композиторов Эльмир Низамов, а лейтмотивом спектакля стала песня, в которой есть такие слова: «История слышится издалека, словно голос с другого конца телефона…»
Инклюзивным театром в Татарстане сегодня занимаются многие ˗ Казанский ТЮЗ, театральная площадка «Мон», детские и молодежные студии. Но «Э-моция» все же стоит особняком и не только потому, что именно здесь в 2016 году впервые занятия современным театром и перформативными практиками стали доступны людям с инвалидностью. И спустя семь лет студийцы находятся в постоянном поиске новых форм и способов выражения ключевой для них идеи: мир прекрасен в разнообразии и сотворчестве. И каждый раз они находят в себе силы и возможности сделать то, что представлялось призрачной мечтой, далекой и неосуществимой.
«Мы очень трепетно относимся к этому проекту, ˗ признается начальник отдела по связям с общественными организациями Минкультуры РТ Айрат Файзрахманов. ˗ На наших глазах студия «Э-моция» развивалась и «обрастала» сообществом людей, таких же неравнодушных к современному театру и теме инклюзии. Для нас также важно, что спектакль «Сказки старой Казани» реализовывался при поддержке национального проекта «Культура» и в рамках Года национальных культур и традиций. В этом проекте соединилось очень многое: театр, мифология, фешен-дизайн и, конечно же, инклюзия. Опыт студии «Э-моция», где умеют все это соединить в единое художественное целое, уникален не только для Татарстана, но, думаю, и в масштабах всей страны».
Постскриптум. Следующий показ спектакля «Сказки старой Казани» состоится 2 ноября в театре «Экият», вход свободный. Для жителей республики, которые хотели бы увидеть новую работу инклюзивной студии «Э-моция», будет также организована прямая трансляция гипертекстового fashion-спектакля в социальной сети «Вконтакте».