«Мне тесно, я расписал бы небо!»

Русский музей стал второй после Эрмитажа художественной сокровищницей, открывшей свой первый филиал в Казани

Его презентация состоялась в минувшую субботу в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

136

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: tatar-inform.ru; artrussia.ru

 

brulov-22
Многие из картин Брюллова впервые покинули Петербург.

 

Русский музей стал второй после Эрмитажа художественной сокровищницей, открывшей свой первый филиал в Казани. Его презентация состоялась в минувшую субботу в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

 

Роскошным подарком ко дню рождения казанского филиала Русского музея стала выставка Карла Брюллова, на которой представлено 20 живописных и 30 графических работ художника.

 

brulov2-22
«Автопортрет», 1834 год.

«Выставка невелика, но художник велик», – отметил на церемонии открытия культурно-выставочного центра директор Русского музея Владимир Гусев. По его словам, привезти более масштабную выставку пока не позволяют экспозиционные площади (КВЦ временно разместился в усадьбе Сандецкого, по соседству с постоянной экспозицией Музея изобразительных искусств РТ), но в искусстве подлинное величие никогда не определялось размерами.

Многие из картин Брюллова, которые привезли в Казань, впервые покинули Петербург. Жемчужиной первого зала, безусловно, является «Автопортрет», написанный художником в 1834 году, в расцвете творческих сил. К этому времени уже был написан «Последний день Помпеи», и во взгляде живописца читается не только целеустремленность, но и триумф. Тонкие и правильные черты  придают Брюллову сходство с Аполлоном, но современники называли его иначе – «великий Карл». И его слава затмила на какое-то время славу всех русских художников первой половины XIX века. 

 


 

Жемчужиной первого зала, безусловно, является «Автопортрет», написанный художником в 1834 году, в расцвете творческих сил


 

Рядом – портрет архитектора Константина Тона, который оставил о себе добрую славу и в Казани, являясь автором Губернаторского дворца в Кремле, нынешней резиденции Президента Татарстана. На выставке представлен также портрет его красавицы-жены Е.И.Тон. Кстати сказать, на самом деле жена архитектора была блондинкой, но по ее просьбе на портрете она темная шатенка.

С этой супружеской четой Карл Брюллов познакомился в Италии, где художник жил и творил более десяти лет. Считается, что именно там он приобрел свою неповторимую манеру. Поэтому выставка была бы неполной без «итальянских жанров», которые принесли Брюллову славу «лучшего живописца в Риме». Это картины на бытовые сюжеты, подсмотренные художником на улицах, в гаванях и портах итальянских городов, а также жанровые сценки из деревенской жизни. В Казани сейчас находится одна из наиболее известных картин этого периода – «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», воспевающая солнечный, жизнелюбивый характер простых итальянцев, которые к тому же наделены врожденной грацией.

 

 Владимир ГУСЕВ, директор Русского музея:

gusev-22

Мы не стремимся к тому, чтобы открывать много филиалов. В Казани для этого просто сошлись все условия. Прежде всего понимание руководства республики и профессионализм сотрудников Музея изобразительных искусств Татарстана.

Безусловно, вершиной итальянского периода, да и всего творчества Карла Брюллова является грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Но в силу его внушительных размеров (465х651 см) оно вряд ли когда-нибудь станет украшением казанского филиала Русского музея. Хотя кто знает… Во всяком случае ничто не мешает предаваться таким мечтам, всматриваясь на расстоянии вытянутой руки в один из первых эскизов брюлловского шедевра.

…Еще задолго до окончания «Помпеи» в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия распахнулись для публики и потом, когда картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове, и даже на улицах при встрече с художником многие снимали перед ним шляпу…

 


 

Выставка была бы неполной без «итальянских жанров», которые принесли Брюллову славу «лучшего живописца в Риме»


 

Карл Брюллов вернулся в Россию в 1836 году, и вскоре состоялась его встреча с Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабное полотно, посвященное какому-нибудь событию отечественной истории, и даже предложил ему тему – «Взятие Казани». Но Брюллов вежливо отказался, сославшись на то, что у него есть идея написать полотно, воссоздающее один из поворотных моментов Ливонской войны – осаду Пскова войсками Стефана Батория. Эскиз этой оставшейся неоконченной картины также представлен на выставке.

И все же самое большое великолепие выставки – это графика Карла Брюллова, которая крайне редко показывается  широкой публике, поскольку свет губителен для нее.  Каждый из тридцати листов (акварель, сепия, карандаш) – это, без преувеличения, маленький шедевр, в который хочется всматриваться снова и снова.  Кроме того, в экспозиции  представлены эскизы росписей плафона большого купола Исаакиевского собора, над которыми Брюллов работал в последние годы жизни. В порыве вдохновения немолодой уже мастер проводил на лесах под куполом целые дни. По воспоминаниям учеников, работая  над росписью Исаакиевского собора, Брюллов признавался: «Мне тесно, я расписал бы небо!» 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще