«Мне имя – Марина…»

В Елабуге открылась уникальная выставка о Цветаевой «Мне имя – Марина…»

Здесь представлено 240 фотографий. Часть из них широко известна, другие – редкие, незнакомые даже почитателям таланта поэта.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: Марина Сельскова

 

zvetaeva

 

В Елабуге открылась уникальная выставка о Цветаевой «Мне имя – Марина…». Здесь представлено 240 фотографий. Часть из них широко известна, другие – редкие, незнакомые даже почитателям таланта поэта, в том числе последнее фото Цветаевой, сделанное в 1941 году.

 

В то время как вся Советская страна, особенно в новогодние праздники, напевала «Мне нравится, что вы больны не мной», об авторе этих строк мало кто знал. О Цветаевой не писали в газетах, ее стихи не изучали в школе – о ней забыли, до поры до времени. Теперь – говорят во всем мире, переводят ее стихи на разные языки.

В прошлом году отмечалось 125-летие со дня рождения поэта Серебряного века. В России и других странах состоялось около сотни событий, посвященных этой дате. Шестнадцать из них провел Елабужский государственный музей-заповедник, в Елабуге и за ее пределами. Открытие выставки накануне Нового года по старому стилю стало финальной точкой в списке юбилейных событий.

Эти фотографии хочется долго рассматривать. На них вся жизнь Марины Цветаевой и ее семьи. Вот дом, в котором она родилась, он сохранился лишь на старом снимке. Вот родители: отец Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, основатель Музея изящных искусств, и мать Мария Мейн, пианистка, ученица виртуозного музыканта Николая Рубинштейна. А вот сама Марина в белой рубашечке, тут ей два года от роду. И ее строки: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: по крайней мере, будет музыкантша…»

 


Основу выставки составляют фотографии из коллекций Государственного музея истории российской литературы, Российского государственного архива литературы и искусства, культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» в Москве и Елабужского государственного музея-заповедника


 

А тут Марине 11 лет, рядом – младшая сестра. Девочки запечатлены в Италии, где семья прожила несколько лет из-за болезни матери.

Потом – уже девушка. Юные, мягкие черты лица, собачка на коленях. На фотографиях появляется высокий, тонкий Сергей Эфрон, будущий супруг. Коктебель, дом Волошина, где прошли самые счастливые месяцы. А вот и маленькая дочь Аля сидит на коленях.

И – закружилась, понеслась жизнь. Друзья-поэты, работа, трагические годы революции, отъезд из России, дома в Берлине, Чехии, Париже, где жила семья, нищета, тоска по родным краям: «…скушным и некрасивым/ Нам кажется ваш Париж. «Россия моя, Россия,/ Зачем так ярко горишь?»

Почти нигде Цветаева не смотрит в объектив фотокамеры. Взгляд – вдаль, в сторону, вниз. Словно она где-то далеко, в своих мыслях. Много фотографий с маленьким еще сыном Георгием. Его Марина любила беззаветно: «Сыну своему я пожелаю быть, как я, произведением природы, а не искусства».

После возвращения в СССР снимков – считаные единицы. Зато сохранились документы, и они тоже представлены на выставке. Например, копия письма Цветаевой Берии с наивной, как показала история, просьбой, с призывом о справедливости. Письмо написано в 1939 году. Тогда были арестованы дочь и муж Цветаевой. «Если это донос, то есть недобросовестно и злонамеренно подобранные материалы – проверьте доносчика. Если же это ошибка – умоляю, исправьте, пока не поздно», – пишет гениальный поэт и измученная женщина. Слово «умоляю» подчеркнуто.

И – последнее фото Цветаевой. Его впервые увидели даже музейщики. На этот снимок невозможно смотреть равнодушно. 1941 год, ставший для нее последним. Глубокие скорбные складки возле губ, темные круги под глазами, потертая одежда…

 

 Почти нигде Цветаева не смотрит в объектив фотокамеры.
Взгляд – вдаль, в сторону, вниз. Словно она где-то далеко, в своих мыслях. Много фотографий с маленьким еще сыном Георгием. Его Марина любила беззаветно.

На следующих снимках – дом в Елабуге, где она прожила несколько дней, улицы, по которым ходила в отчаянии.

На одной чаше весов – трагическая судьба, на другой – драгоценное наследие поэта. На всем протяжении выставки посетителей сопровождают белые бумажные птицы-оригами, несущие на своих крыльях стихотворения. Ведь Цветаева писала: «Крылья – свобода, только когда раскрыты в полете, за спиной они – тяжесть». Еще: «Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да!» И ее стихи прорвались сквозь годы забвения.

Основу выставки составляют фотографии из коллекций Государственного музея истории российской литературы, Российского государственного архива литературы и искусства, культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» в Москве и Елабужского государственного музея-заповедника.

Удивила гостей не только выставка, но и обновленный Выставочный зал музея-заповедника. Ремонт и оснащение современным оборудованием состоялись в рамках программы «Пять шагов благоустройства в моногородах» и стали возможными благодаря содействию помощника Президента РТ Наталии Фишман и главы Елабужского района Геннадия Емельянова, отметила генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко.

Она также рассказала, что открытие экспозиции музей-заповедник посвятил 80-летнему юбилею своего друга и коллеги Эсфирь Семеновны Красовской, которая четверть века руководила Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще