Миг, осветивший историю

Много воды утекло с тех пор, как 15 февраля 1994 года был заключён первый договор между Татарстаном и российским Центром. Нынешний февраль снова напоминает нам об этом историческом событии.

Фото: economic-definition.com

 

 

Много воды утекло с тех пор, как 15 февраля 1994 года был заключён первый договор между Татарстаном и российским Центром. Нынешний февраль снова напоминает нам об этом историческом событии.

 

Вспоминается день 14 февраля 2014 года, когда в Государственном Совете республики состоялся круглый стол, посвящённый 20-летию договора. Вёл его Председатель Государственного Совета Ф.Х.Мухаметшин. Главным лицом был человек, благодаря которому и стало возможным установление договорных отношений между Россией и Татарстаном. Это М.Ш.Шаймиев. С пятнадцатиминутным докладом выступил М.Г.Галиев. По семь минут было отведено выступившим В.Н.Лихачёву – руководителю татарстанской делегации на переговорах по заключению договора. Выступили участники переговорного процесса Р.С.Хакимов, Б.Л.Железнов, И.Р.Тагиров, а также заместитель Председателя Госсовета А.П.Гусев. Он не принимал участия в переговорах, но будучи одним из руководителей республиканского КГБ был неплохо информирован о них. Небесполезным было и выступление председателя Комиссии Государственного Совета Ш.Ш.Ягудина, расставившего ряд юридических акцентов на событиях тех лет.

Конечно, годы, прошедшие со времени принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана и до настоящих дней, – лишь миг в бесконечном потоке времени. Однако это такой миг, который высветил со всей основательностью роль татарского и в целом татарстанского фактора в становлении и развитии российской государственности. Открыл возможности для проникновения в наиболее запретные страницы нашей истории. А это позволило воспринять в полном объеме истину о том, что государство российское было создано главным образом двумя этносами – русскими и татарами.

Но самое главное в том, что такая относительно небольшая, как тогда называли Татарстан, гордая республика смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы. Принятие уникальной Декларации, проведение референдума, закрепившего суверенитет республики, договор 15 февраля 1994 года превратили республику в авангард демократического развития России. Договорной практике Татарстана последовали более сорока регионов страны. Договор стал эталоном для решения многих конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Он лежал на столе у каждого из участников переговоров по решению статуса Косово в его взаимоотношениях с Сербией.

Это были годы, вместившие в себя десятки лет, когда Татарстан после долгого забытья вышел на мировую арену.

Между тем, этого могло бы и не быть, если бы народ и власти республики не оказались в то время в тесном единении. Тогда пришли в движение многонациональный народ Татарстана и вся татарская нация. Города и сёла республики бурлили. Всюду раздавались требования свободы Татарстану. У посетившего республику и даже побывавшего в одном из сёл Мамадышского района Президента России Б.Н.Ельцина спросили, что бы он делал, если бы был татарином. Он без всяких колебаний ответил: боролся бы за суверенитет Татарстана. Потому его слова, произнесённые в нашей республике и в Башкортостане, «берите суверенитета, сколько сможете взять!» были сказаны от всего сердца, под впечатлением всенародного движения за свободу республики.

Да, именно народ был главной движущей силой борьбы за суверенитет. События этих дней целиком и полностью подтвердили слова выдающегося французского психолога Густава Лебона о том, что народами руководят идеи, чувства и сложившиеся в течение многих веков черты характера и что ни революции, ни конституции и деспоты не могут их отнять у него. Он писал также, что народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера. Эти годы, кои для истории миг, продемонстрировали, что татарский народ не утерял своего главного качества как народа государственного.

Солидарны с татарами были и другие народы Татарстана. Десятки писем и телеграмм в адрес Президента и Верховного Совета – тому яркое свидетельство. Примечательно, что были письма и телеграммы в поддержку Татарстана и от других народов страны, в том числе и от русских, проживающих вне нашей республики.

Однако народ, каким бы он ни был, без вождя, без выдающихся личностей – лишь толпа, не способная на позитивные действия. В республике в эти годы они появились. И тут прежде всего нужно сказать о Минтимере Шариповиче Шаймиеве. Этот человек, выросший из народных низов, возглавил движение за суверенитет Татарстана. Он был не просто Президентом республики, но и личностью, впитавшей в себя интересы и настроения своего народа. Его природный ум в сочетании с осознанной решимостью и расчётливостью смогли направить развитие событий в нужное русло.

 


Принятие уникальной Декларации, проведение референдума, закрепившего суверенитет республики, договор 15 февраля 1994 года превратили республику в авангард демократического развития России. Договорной практике Татарстана последовали более сорока регионов страны


 

Его верным помощником в бытность КПСС был избранный первым секретарём рескома партии Рево Рамазанович Идиатуллин, который не только работал с активом республики, но и систематически посещал Москву, где в высшем партийном руководстве обеспечивал благоприятное восприятие нашей Декларации и намерения республики подписать Союзный договор самостоятельно. Немало сил приложил он и для достижения взаимопонимания с руководством Башкортостана.

Задача заключалась в реализации особой позиции Татарстана, заключавшейся в стремлении подписать уже обновлённый союзный договор вне делегации РСФСР, самостоятельно, установив с Россией особые, договорные отношения. Задача была не из лёгких, поскольку речь шла как о сохранении СССР, так и об обеспечении целостности России. Аналогов решения такого рода вопросов ещё не было. И эта задача была решена.

Большую роль при этом сыграли взаимоотношения М.Ш.Шаймиева и Б.Н.Ельцина. Именно благодаря этому через год после принятия Декларации два президента решили создать делегации для переговоров по вопросу взаимоотношений России и Татарстана. Исходя из принципиальной важности обсуждаемой проблемы, делегации были составлены из высококвалифицированных и ответственных людей.

Российскую делегацию возглавил Государственный секретарь, второй человек в администрации Ельцина, Геннадий Эдуардович Бурбулис. Это человек большого ума, умеющий принимать решения соответственно требованиям времени. В составе делегации были советники российского Президента С.М.Шахрай, С.Б.Станкевич, министр юстиции российского Правительства, в будущем президент Чувашии Н.Ф.Фёдоров, первый заместитель министра иностранных дел Ф.В.Шелов-Коведяев.

Нашу делегацию возглавил вице-президент республики Василий Николаевич Лихачёв. Этот патриот своей республики, доктор юридических наук, профессор, смог продемонстрировать в ходе переговоров свою высокую эрудированность и дипломатические способности. И вообще он сделал немало для становления суверенного Татарстана.

Заместителем руководителя делегации М.Ш.Шаймиев назначил меня, декана исторического факультета университета, профессора.

Первый этап переговоров состоялся 12-15 августа 1991 года в Белом доме российской столицы. Запомнилось, что уже при первой встрече Бурбулис сказал, что было бы лучше, если бы вы вместо того, чтобы приехать с Декларацией, привезли бы результаты референдума по вопросу о статусе республики. Правда, он больше этот вопрос не поднимал.

Переговоры этого этапа напоминали характер научного семинара. Ибо преобладали аргументы, как правило, базировавшиеся на нормах российского законодательства и достоверных фактах истории, связанных с взаимоотношениями русских и татар.

Впрочем, как это было признано, наша делегация оказалась подготовленной к переговорам лучше, чем российские участники. Это и понятно, поскольку, не российской стороне, а ей предстояло доказывать правомерность своей позиции. Правда, и российским коллегам надо было бы более обстоятельно продумать возможные контраргументы. Однако вряд ли это могло изменить ситуацию.

По результатам переговоров был принят протокол, где, соответственно нашей Декларации, был закреплён принцип договорных отношений между Россией и Татарстаном.

Возможность подписания Союзного договора, в том числе и Татарстаном, исчерпала себя в результате событий ГКЧП, ставших возможными в немалой мере в результате позорного поведения Президента страны М.С.Горбачёва. Однако необходимость установления договорных отношений России и Татарстана оставалась в повестке дня. После некоторого перерыва переговоры были продолжены.

Говоря о лицах, внёсших свой вклад в превращение Татарстана в суверенную республику, нельзя не упомянуть Фарида Хайруловича Мухаметшина. Ему в эти годы приходилось отражать атаки на суверенный статус Татарстана как в парламенте, так и вести непростой диалог с людьми, не согласными с позицией республики за его стенами. Обо всем этом писалось, в том числе и автором этой статьи. Повторяться не буду. Однако не могу не подчеркнуть его смелость и мужество на сессии Верховного Совета РСФСР в защите интересов республики и особенно в отстаивании правомерности проведения референдума по статусу Татарстана.

Дело в том, что на намерение Татарстана провести этот референдум Конституционный суд РСФСР наложил запрет. Его председатель Валерий Зорькин на этой сессии с целью запугать депутатов и вообще общественность России, заявил, что если на вопрос референдума будет дан положительный ответ, это будет юридической основой для провозглашения независимости республики. Так будет считать любой юрист и будет прав! Однако Ф.Х.Мухаметшин смог отвести всякого рода обвинения Татарстана в попытке выйти из состава России.

Обстановка вокруг тогда была весьма накалённой. Это были дни, когда Б.Н.Ельцина обуяли сомнения, и он кидался из одной крайности в другую. Готовый идти на признание суверенитета Татарстана, он вдруг превращался в его противника. Словно забыв о своих словах в Казани в поддержку Татарстана, накануне референдума он по телевидению обратился к избирателям с призывом голосовать против суверенитета республики. Разумеется, это не могло не вселить сомнений в души определённого количества рядовых граждан, кои, опасаясь возможного выхода Татарстана из России, проголосовали против суверенного статуса республики.

Однако большинство избирателей не вняли его словам, они прислушались к спокойному и взвешенному выступлению М.Ш.Шаймиева, показавшегося на экранах телевизоров сразу же после Ельцина, доходчиво разъяснившего цели референдума.

Результат референдума известен: 61,4 процента избирателей сказали «да» суверенитету Татарстана.

К людям, имена которых запечатлены в анналах истории, несомненно, относится и Премьер-министр тех лет Мухаммат Галлямович Сабиров. Именно ему принадлежит заслуга решительного перевода под юрисдикцию республики собственности, расположенной на её территории. 98 процентов такой собственности до этого принадлежало союзным и российским ведомствам. Это запечатлено в более чем десяти соглашениях с Правительством Российской Федерации.

Мне представляется, что самая ответственная часть этой трудноразрешимой задачи была проделана в конце ноября – начале декабря 1992 года, когда состоялись переговоры по экономическому сотрудничеству. Автору этих строк как участнику тех встреч пришлось быть свидетелем многих эпизодов того времени.

 


6 ноября 1992 года XII сессией Верховного Совета республики была принята Конституция Татарстана. В ее 61-й статье говорилось: «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения»


 

Делегация Татарстана, состоявшая из ряда крупных хозяйственных руководителей, в том числе министров экономики, финансов, руководителя республиканского банка возглавлялась М.Г.Сабировым.

Российская делегация возглавлялась Егором Тимуровичем Гайдаром. Эти два человека как-то сошлись характерами, быстро сблизились. Однако на первых порах, что четко выразилось на первом пленарном заседании делегаций, их позиции и взгляды на проблему экономических взаимоотношений были весьма далёкими друг от друга. Гайдар говорил, что субъекты Российской Федерации равноправны и никаких особых привилегий лишь для Татарстана не будет. Сабиров же, исходя из положений Декларации о государственном суверенитете республики, указов Президента Татарстана о переводе собственности под юрисдикцию республики, настаивал на признании российской стороной собственности республики.

Однако в ходе более чем недельных переговоров точки зрения сторон существенно сблизились. Это было закреплено в ходе подготовки окончательного документа по результатам переговоров. В чём была немалая заслуга возглавившего эту работу первого заместителя министра экономики России А.Г.Шаповальянца. Он согласился с доводами Тагирова, основанными на разъяснении сути Декларации о государственном суверенитете Татарстана, положительно воспринятой российской стороной в ходе переговоров 12-15 августа 1991 года и отражённого в принятом тогда Протоколе.

В результате удалось записать в составляемый документ признание за Татарстаном его собственности, одноканального налога, самостоятельного бюджета и собственного Национального банка.

Всё это было закреплено на пленарном заседании делегаций, проходившем в здании ЦК КПСС на Старой площади в зале заседаний Политбюро.

6 ноября 1992 года XII сессией Верховного Совета республики была принята Конституция Татарстана. В ее 61-й статье говорилось: «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». После этого переговоры продолжились и завершились подписанием Договора 15 февраля 1994 года. В нём были серьёзные уступки со стороны Татарстана, но поскольку здесь говорилось о взаимном делегировании прав и полномочий между Россией и Татарстаном, документ был межгосударственным договором. В нём были закреплены 15 весьма важных полномочий, делегированных республике, в том числе на заключение соглашений с иностранными государствами и участие в международных организациях.

Положительным моментом Договора явилось признание земли, её недр и всей собственности Татарстана в качестве достояния многонационального народа Татарстана.

Договор признавал за республикой собственное гражданство. Однако в отличие от ранее согласованного проекта много полномочий было передано России и в совместное ведение. Милиция, суд, прокуратура оставались в российском ведении, хотя по предварительной договоренности они были отнесены к ведению самой республики.

Договор вызывал недовольство как в России, так и в Татарстане. В Москве российского Президента обвиняли в уступчивости. В Татарстане М.Ш.Шаймиева также критиковали в излишней уступчивости. Подлинную оценку договору смогли дать руководители России. Б.Н.Ельцин так охарактеризовал его: «В 1994 году для решения очень сложных и спорных вопросов с Татарстаном мы впервые использовали принципиально новый конституционный элемент. Имею в виду двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти. Тогда он выполнил роль своего рода «скорой политической помощи». Предотвратил опасность раскола Федерации». Премьер-министр РФ В.С.Черномырдин дал аналогичную оценку, сказав, что подписанный документ «позволил уберечь Россию от распада».

Положительную оценку договору дал и В.В.Путин во время своего пребывания в Казани накануне выборов Президента Российской Федерации. Он назвал М.Ш.Шаймиева одним из основателей современной Российской Федерации. Это, по сути, была оценка пионерской роли Татарстана в процессе демократического преобразования России. Вовсе не случайно, что более сорока регионов России, последовав за Татарстаном, заключили договора с федеральным Центром о разграничении полномочий и предметов ведения.

Бесспорно, что договор – документ неоднозначный. В нём, кроме значительных отступлений от первоначальных договорённостей, было заложено немало того, что действительно способствовало укреплению суверенитета. Татарстан активно и успешно использовал заложенные в нём возможности. Начал вести успешную внешнеэкономическую деятельность, открыл в ряде стран свои представительства. Успешно работали представительства республики в США, ряде стран Западной Европы. Особенно тёплые отношения сложились у Татарстана с Турцией. Визиты государственных делегаций Татарстана и приёмы, оказываемые им, подтвердили, что западный мир воспринимает Татарстан как республику, находящуюся в особых отношениях с Российской Федерацией.

Однако с течением времени договорный принцип взаимоотношений между Центром и регионами стал раздражать некоторых политиков.

В результате регионы, имевшие договора о разграничении полномочий с Федеральным центром, отказались от их продления. Татарстану с большими трудностями в 2007 году удалось подписать новый договор. Правда, он только назывался таковым, но не давал республике каких-либо экономических преимуществ. Однако и он по истечении десятилетнего срока, на который заключался, не был продлён.

Нынешнее положение Татарстана я бы назвал бездоговорным суверенитетом. Сегодня у республики нет формального договора с Центром. Но прежние договора и реализованные на их основе возможности не бесследны, они проявляются во многих сторонах общественно-политической и экономической жизни республики и являются надёжным компасом в её движении вперёд. Успешно развиваются экономические связи Татарстана со странами Запада и Востока. Ускоренными темпами развивается его экономика. Около 80 процентов добываемой из недр республики нефти перерабатывается на друг за другом вводимых новых нефтеперерабатывающих предприятиях. В результате республика торгует не только в стране, но и за рубежом более всего нефтепродуктами.

У нас успешно развивается авто- и авиастроение. Вертолёты и «КАМАЗы» из Татарстана пользуются большим спросом не только в стране, но и за её пределами.

Республика и ныне, что особенно важно в условиях обострения во многих странах внутренних противоречий, продолжает оставаться примером успешного развития межнациональных и межрелигиозных взаимоотношений.

Во всём этом в своё время убедились участвовавшие на торжествах по празднованию тысячелетия Казани руководители стран СНГ и российских регионов. Гости Казани, этого великого города, как его назвал В.В.Путин, увидели, что Татарстан развивается доселе невиданными темпами, что он по основным социально-экономическим показателям приближается к уровню передовых европейских регионов. А его руководители умело пользуются теми возможностями, которые открылись перед Россией после распада СССР. Они получили доказательства того, что республика задаёт нравственный вектор, которому могут следовать другие.

Всё это свидетельство того, что Татарстан де факто воспринимается как регион с особым статусом. Разумеется, для сохранения этого имиджа ему приходится преодолевать немало объективных и субъективных препятствий. Однако для их преодоления у него имеется немало возможностей. В полном соответствии с девизом «Без булдырабыз! – Мы можем!»

Заглядывать в будущее всегда было нелегко. Тем более трудно добиваться этого в нынешних условиях, когда мир сотрясают многочисленные события, нарушающие баланс взаимных интересов. И, тем не менее, к этому нужно стремиться. Причём со всей определённостью.

Прошёл ещё один год со времени подписания договора 1994 года. Возникает вопрос: сохранил ли он свою актуальность в нынешних условиях? И если сохранил, то что нужно сделать, чтобы он не терял её и в будущем? Добиваясь положительного ответа на этот вопрос, необходимо исходить из нынешних реалий. А также, что немаловажно, из состояния и перспектив государственного устройства России. Исходя при этом из необходимости сохранения её целостности и баланса политических сил как внутри страны, так и за её пределами.

Не сомневаюсь: России и Татарстану нужен на этот вопрос только положительный ответ.

Индус ТАГИРОВ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще