В предстоящие выходные в Свияжске состоятся премьерные показы уличной оперы «Красный сад» Александра Маноцкова.
Это уже вторая опера, написанная композитором в Свияжске и о Свияжске. Всего же их будет три. Премьера первой части – «Сны Иакова, или Страшно место» – состоялась в прошлом году и тоже в августе. В либретто «Красного сада» использованы документальные тексты, рассказывающие об открытии в 1918 году в Свияжске Красного сада и памятника Иуде Искариоту. Литературной первоосновой послужили также гностическое «Евангелие Иуды», а также стихи Демьяна Бедного и Ларисы Рейснер.
Как и предыдущее сочинение Александра Маноцкова, опера «Красный сад» представляет собой действо для разыгрывания на открытом воздухе. Например, вокалисты пользуются мегафонами, причем не только для усиления голосов, но и как «музыкальными» инструментами.
По словам композитора, несмотря на цитирование музыкальных произведений и речей, звучавших во время парада и на открытии Красного сада в 1918 году, написанная им опера – это не «реконструкция» исторического события, а художественное произведение и событие нашего времени
«Как только стало ясно, что опер о Свияжске должно быть несколько, я понял, что одна из частей цикла должна быть посвящена истории с установкой памятника Иуде, – рассказал Александр Маноцков. – Поначалу мне, как и многим, казалось, что это событие мифическое – уж слишком много в этом гротеска, символизма. Но когда я погрузился в эту тему поглубже, то обнаружил, что, действительно, фигура Иуды Искариота как «первого революционера» не только органична для этого безумного времени, но и была воспета в «Евангелии» Демьяна Бедного. Но, что самое удивительное, в нем говорится о еще не совершенном на тот момент открытии манускрипта «Евангелие Иуды». И этот гностический текст, и текст Бедного у меня используются в либретто».
По словам композитора, несмотря на цитирование музыкальных произведений и речей, звучавших во время парада и на открытии Красного сада в 1918 году, написанная им опера – это не «реконструкция» исторического события, а художественное произведение и событие нашего времени.