По каким правилам работают татарстанские многофункциональные центры
Недавно житель Казани направил в один из районных судов города исковое заявление, в котором обвинил государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» (ГБУ «МФЦ») в отказе зарегистрировать садовый домик. Судья своим решением поддержал заявителя.
На самом деле представитель Фемиды просто проявил незнание в области деятельности МФЦ, имеющего в республике 60 филиалов и допофисов. Многие считают, что именно сотрудники этих учреждений ответственны за отказ в выдаче тех или иных документов либо за ошибки, допущенные в них. Вот и судья поддался этому мифу, видимо предполагая, что многофункциональные центры принимают решения за органы государственной и муниципальной власти…
МОСТ МЕЖДУ ЧИНОВНИКОМ И ГРАЖДАНИНОМ
ГБУ «МФЦ» – пожалуй, самое молодое в республике госучреждение, созданное в 2015 году. По инициативе Президента Рустама Минниханова изначально оно развернуло работу на благоустроенных площадках филиалов Росреестра и Кадастровой палаты по РТ, поскольку львиная доля востребованных услуг приходилась на эти организации. Поэтому и сейчас бытует мнение, что МФЦ занимается лишь регистрацией прав собственности на недвижимое имущество, его кадастровым учетом и выдачей сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
В действительности эта структура по принципу одного окна оказывает 120 видов услуг, связанных с пенсионными, налоговыми и соцстраховыми делами, рождением детей, пропиской на жилплощади, поддержкой малого и среднего предпринимательства… Следует отметить, что офисы МФЦ лишь принимают и выдают документы, ограждая нас от прямых контактов с чиновниками, а готовят эти бумаги по-прежнему органы госвласти, с которыми центры контактируют курьерским способом. Так что вышеназванному обладателю садового домика следовало заявлять в суд не на ГБУ «МФЦ», а на Управление Росреестра по РТ, которое, вероятно, усмотрело какие-то ошибки в представленных гражданином документах и в результате отказало в регистрации недвижимости.
Каждый посетитель МФЦ попутно имеет возможность поинтересоваться о своих налоговых задолженностях. Ему тут же предоставят информацию, распечатают квитанцию, по которой он через здешние терминалы сможет оплатить свой долг
Как сообщила на пресс-конференции в «Татар-информе» директор ГБУ «МФЦ» заслуженный юрист РТ, кандидат экономических наук Ленара Музафарова, в 2015 году центром было оказано 1,8 млн услуг (87 процентов из них были связаны с Росреестром), в 2017-м – уже 3,5 млн. За январь – апрель текущего года – 1,2 млн, из них 67 процентов касаются сделок с недвижимостью. Все-таки эта услуга превалирует над остальными.
ИЗВОЛЬТЕ ПОЛУЧИТЬ СВОЙ ПАСПОРТ
В сфере многофункционального обслуживания внедрено много новшеств. К примеру, если раньше татарстанцы могли получить водительские удостоверения лишь в отделениях ГИБДД, находящихся в крупных городах, то теперь они вправе сделать это в филиалах МФЦ. Признаться, на данную процедуру уйдет гораздо больше времени (вспомним о курьерской доставке), зато она приемлема для тех, кому некуда спешить и кто заблаговременно заботится о замене водительских прав.
Похоже, самые существенные нововведения касаются паспортных дел, которые отныне не привязаны к месту прописки человека. То есть обратиться за получением документа, удостоверяющего личность, можно в любое отделение МФЦ независимо от района проживания. Прежде многофункциональные центры только принимали документы, которые затем передавали в структурные подразделения Министерства внутренних дел, куда граждане приходили за готовыми паспортами. Отныне получить услугу в полном объеме можно будет в отделениях МФЦ. Однако стоит обратить внимание, что эта структура принимает заявление и выдает готовый документ при необходимости его замены в связи с порчей, изменением персональных данных и внешности заявителя, достижением им 14-, 20-, 45-летнего возраста. А при истечении срока замены паспорта, его утере или краже придется обращаться в подразделения миграционной службы МВД, а не в МФЦ, как думают некоторые жители республики.
По словам Ленары Музафаровой, с начала этого года в МФЦ обратились более 40,5 тысячи татарстанцев за оформлением паспорта гражданина России. Кроме того, вскоре десять филиалов МФЦ в городах Татарстана с численностью населения более ста тысяч человек начнут принимать заявления на выдачу биометрических загранпаспортов нового поколения.
Офисы МФЦ лишь принимают и выдают документы, ограждая нас от прямых контактов с чиновниками, а готовят эти бумаги по-прежнему органы госвласти, с которыми центры контактируют курьерским способом
– В июле эта работа начнется в Казани, а в августе – сентябре продолжится в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и других городах. Думаю, это будет очень востребованная услуга, – отметила Ленара Музафарова, добавив, что за счет республиканского бюджета закупаются дорогостоящие биометрические чемоданчики, на что предусмотрено потратить семь миллионов рублей.
К слову, каждый посетитель МФЦ попутно имеет возможность поинтересоваться о своих налоговых задолженностях. Ему тут же предоставят информацию, распечатают квитанцию, по которой он через здешние терминалы сможет оплатить свой долг.
ОТ «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА» ДО БЮРО НАХОДОК
Ежегодно растет количество участников международного общественного движения «Бессмертный полк». Но не у каждой семьи есть возможности и деньги, чтобы сделать транспарант с фотографией своего родственника – участника Великой Отечественной войны, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, чтобы 9 Мая принять участие в грандиозном шествии «Бессмертного полка».
– Мы давно хотели создать реестр ветеранов Великой Отечественной войны. Федеральный реестр уже существует, мы хотим сформировать свой, татарстанский. Для внесения сведений в этот список необходимы данные ветерана: фамилия, имя, отчество, воинское звание, даты рождения и смерти, – рассказала Ленара Музафарова. – Человек, который идет к нам на прием, может принести маленькую фотографию своего родственника, занесенного в реестр. Мы ее отсканируем, распечатаем в большом формате. Причем эта услуга будет предоставляться бесплатно. А сведения о ветеране (и, возможно, его отсканированное фото) нужно прислать нам по электронной почте или передать через социальные сети, то есть для этого необязательно специально приходить в наш офис.
Ленара МУЗАФАРОВА, директор ГБУ «МФЦ»: | |
Сейчас в МФЦ внедряется практика комплексного оказания услуг. Это значит, что гражданину по одному заявлению может быть предоставлено сразу несколько видов услуг. Например, он получит и водительские права, и выписку из ЕГРН, и так далее. |
Недавно лично к Ленаре Музафаровой обратилась женщина, которая посетовала, что потеряла пенсионное удостоверение, а на объявление в газету никто не откликнулся. Так родилась идея – по опыту советских времен, когда повсеместно существовали бюро находок, – создать собственное бюро найденных документов, которое заработало буквально на днях.
– Мы принимаем только потерянные документы, – уточнила Ленара Акмалутдиновна. – И если вы нашли их в торговом центре, на дороге, где угодно, то можете смело нести в любой офис МФЦ (тем более что мы работаем семь дней в неделю). Их примем по реестру, запишем ваши данные, если захотите, чтобы собственники находок вам позвонили и поблагодарили за неравнодушие. В нашем кол-центре (его телефон (843) 222-06-20) ежедневно будут обновляться сведения по найденным документам, и там можно получить соответствующую информацию. Более того, если человек, потерявший документ, уже обращался в МФЦ, и его контактная информация есть в нашей базе данных, сотрудники центра сами оповестят его о находке.
НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ ЖАЛОБ
Вообще, в ГБУ «МФЦ» обращаются по разным вопросам, даже зачастую не имеющим отношения к деятельности этого учреждения. К примеру, пожилая женщина пришла узнать, можно ли получить выплату на 50-летие супружеской жизни, а молодая мамочка поинтересовалась, есть ли льготы на покупку детского питания. Людям объясняют, куда нужно обращаться по конкретным темам. Так что нередко в адрес МФЦ приходят благодарности от татарстанцев – в текущем году их поступило более двухсот.
Но бывают и жалобы: нынче из почти пятидесяти претензий оказались обоснованными менее половины – в основном люди недовольны долгими очередями в некоторых филиалах. Конечно, при росте числа клиентов офисов МФЦ, а каждый из них ежедневно посещает в среднем тысяча человек, в ряде отделений наблюдаются «заторы». К тому же этой госструктуре остро требуется пополнение квалифицированными кадрами, поскольку имеющийся немногочисленный персонал с трудом справляется с увеличивающейся нагрузкой. Тем более что в июле – августе в Казани планируется открыть два новых крупных офиса – в Дербышках и на проспекте Победы, которым также необходимо достойное обслуживание и которые должны разгрузить функционирующие сейчас шесть столичных филиалов. То есть постепенно воплощается в жизнь девиз: «МФЦ – в шаговой доступности».
О заполняемости конкретных отделений центра можно узнать из графиков, публикуемых на его сайте в режиме онлайн, и выбрать офис, наименее загруженный на данный момент. А обо всех замечаниях, пожеланиях предлагается сообщать в кол-центр, специалисты которого проконсультируют по всем насущным вопросам.
НЕ ПОСРЕДНИК С УЛИЦЫ, А ГОСУЧРЕЖДЕНИЕ
И, наконец, еще одно заблуждение относительно МФК. Есть люди, убежденные в том, что обращаться сюда невыгодно: мол, с них потребуют дополнительные документы и высокую плату. Это не так. Многофункциональный центр – это не посредник с улицы, а официальное государственное учреждение, уполномоченное вести прием и выдачу документов.
– За наши услуги взимается только госпошлина, предусмотренная законом, – констатировала корреспонденту «РТ» директор ГБУ «МФЦ». – И половина ее поступает в бюджет республики. Так, в 2017 году в татарстанскую казну перечислено 605 млн рублей, с начала нынешнего – более 216 млн. Мы занимаем пятую позицию в России после Москвы, Московской и Ленинградской областей, Краснодарского края по зарабатыванию денег. Основные средства идут от услуг Росреестра, поскольку в Татарстане весьма активно развивается жилищный рынок.