Фёдор Малышев – талантливый российский актёр и театральный режиссёр. В послужном списке 31-летнего представителя Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» – восемь ролей в кино. В числе лучших в его фильмографии телесериал «Людмила Гурченко» и документальный фильм «Сокровенный человек».
Мы встретились с Фёдором по его приезде в Казань, чтобы поговорить об искусстве и творческих планах.
– Фёдор Викторович, вы уже бывали в нашем городе?
– Нет, я здесь впервые. Мастерская Петра Фоменко привозила в Казань спектакль «Сон в летнюю ночь». Однако я не занят в этой постановке, так что не сложилось. Знакомые и друзья рассказывали, как удивительна и красива столица Татарстана. Мечтал увидеть её собственными глазами.
– И какие впечатления?
– Мне здесь нравится. После Москвы, погрязшей в тумане и слякоти, я внезапно попал в уютный купеческий город. Солнечная осень. Вокруг много пастели — и в природе, и в архитектуре. И люди приветливые. Светлое место.
– Строите творческие планы?
– Решил совместить приятное с полезным. В Казани работают люди, которых я очень уважаю. Например, режиссёры Айдар Заббаров и Туфан Имамутдинов. Здесь живут мои друзья. Вполне логично, что возникло желание предложить свои идеи городу.
– Приподнимите завесу…
– У любого режиссёра есть «портфель» с пятью-шестью пьесами, которые хочется поставить. Я предложил свой материал Большому драматическому театру имени Качалова. Пока ещё рано говорить о конкретных договорённостях, но, надеюсь, задуманное получится осуществить.
– Что собираетесь ставить на казанских подмостках?
– «Дон Кихота» Сервантеса. Из сценария инсценировки я вырезал все самые известные сцены. Оставил лишь диалоги главного героя и оруженосца Санчо Панса. Отказываюсь от действия в пользу темы и смысла. Человек, несмотря ни на что, всё равно верит: коварного волшебника Фрестона можно победить, а окружающие обязательно станут добрее. Дон Кихот – собирательный образ надежды, который близок каждому из нас.
– Будут ли в постановках отсылки к современной действительности?
– Я против буквальной передачи реалий в художественных образах. Нужно «беседовать» со временем. Фон жизни должен служить контекстом для определённых сюжетов и образов. А какой способ выражения выбрать, зависит, естественно, от материала.
– Отличаются ли зрители в разных городах?
– В небольших городах публика не такая избалованная. В Москве или Петербурге нужно бороться или, наоборот, отдаляться от зрителя, чтобы выстроить диалог. В регионах вроде та же самая работа, но делать её как-то легче, что ли… Вообще приятно, когда тебя ждут, а не оценивают!
– Какие зрители благодарнее: дети или взрослые?
– Цели в обоих случаях стоят одинаковые. Главное – наладить коммуникацию. Здесь много составляющих: тема, широта замысла, форма подачи… Важную роль играет человеческий фактор. Действительно ли аудитория понимает, что именно ты хочешь сказать. Нужно создать целый мир. Интересный и многогранный, в который хочется заглянуть.
– Сколько живёт спектакль?
– Всё зависит от того, насколько важен материал для своих создателей. Есть ли у них потребность выходить на сцену? Мастерская Фоменко играет спектакль «Волки и овцы» с 1993 года. Всегда полный зал, всегда смешно и круто!
А бывают откровенно плохие постановки. Они вообще нисколько не живут – рождаются уже мёртвыми.
В искусстве важно невидимое. Если ты нашёл что-то помимо нот, текста, и своего настроения… За это и надо держаться.
– Как вы выбираете материал для работы?
– В приоритете – масштаб задачи. Причём чем сложнее решение, тем интереснее.
– Вы жёсткий режиссёр?
– Скорее требовательный. Хотя иногда как будто сдаюсь. Утомляюсь, даже ленюсь… Не получилось – ну и ладно! Но всё равно приходится перебарывать и это. Вообще режиссура – борьба… С самим собой в первую очередь.
– Как вы воспринимаете критику в свой адрес?
– Болезненно, если в чём-то сомневаюсь. А если уверен в себе, то мнение других не так уж и важно. И всё же всегда стараюсь прислушиваться к советам тех, кто участвует в спектакле…
– Кем сложнее быть: режиссёром или артистом?
– Полагаю, одинаково. Трудно выходить на сцену, преодолевать себя, транслировать смысл. Ничуть не проще быть режиссёром, следовать своей идее и доносить её до людей.
– Идеальный спектакль – это…
– «Макбет» Някрошюса.
– Можно ли в толпе распознать мастера сцены?
– Каким образом? Он такой же человек, как и вы. Быть актёром – его естественное состояние. Творчество – не что-то элитарное. Это потребность души, способ самовыражения.
Я вообще не вижу разницы между, например, слесарем-сантехником и скульптором. Первый может быть даже одухотворённее и талантливее второго. Никудышный актёр сыграет пресно и без души. А сантехник будет подбирать уплотнитель так, словно занимается тонкой ювелирной работой.
– Ваши сильные и слабые стороны?
– Считаю себя довольно высокомерным и горделивым человеком. Но это и помогает. Я не боюсь ошибаться.
– Для чего на самом деле нужно искусство?
– С одной стороны, искусство – довольно бессмысленная вещь. Нечто прозрачное, его нельзя потрогать и сформулировать. Но оно почему-то сильно воздействует на чувства людей и дарит им веру в лучшее. Это про надежду, про чудо…