Татарстан стал первым по числу газифицированных авто
Наша республика готовится существенно укрепить позиции на рынке газомоторного топлива. Помимо городской техники, Татарстан переведёт на метан магистральный транспорт. Выгоду от программы газификации в конечном итоге получит каждый из нас.
Татарстан занимает первое место по количеству автотранспорта, работающего на природном газе, и имеет самую развитую среди регионов страны сеть газозаправочных станций. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли РТ Алексей Савельчев, подводя итоги республиканской программы по развитию рынка газомоторного топлива за 2018 год.
На пресс-конференции в «Татар-информе» было отмечено, что в республике создана и продолжает совершенствоваться необходимая инфраструктура, работают сертифицированные технические центры по установке газового оборудования на автомобили. Объём реализации газомоторного топлива в прошлом году составил 35 миллионов рублей, что на 7 миллионов больше, чем в 2017-м.
Современная тенденция – максимальный уровень газификации муниципальных машин: грузовиков, спецтехники и автобусов
С 2016 года в республике действует льготная программа газификации автомобилей, позволяющая компенсировать до 30 процентов стоимости оборудования. По словам руководителя Центра реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Равиля Сиразеева, на реализацию проекта только в этом году предусмотрено выделение тридцати миллионов рублей.
За три последних года стимулирующие меры позволили переоборудовать на газ более трёх тысяч автомобилей. И процесс этот идёт с ощутимым ускорением: в прошлом году переоборудовали около 1300 машин, что в полтора раза больше показателя 2017 года.
Понятно, что лучше бы получать газифицированные машины прямо с завода, а не тратиться на их дооборудование после покупки. Но и эти затраты на коммерческой «ГАЗели», к примеру, окупаются всего за полгода. И в дальнейшем дают до пятидесяти процентов экономии на топливе. Это выгодно и для кошелька, и для экологии, а значит – для каждого человека.
Алексей САВЕЛЬЧЕВ, заместитель министра промышленности и торговли РТ: | |
На практике возникает «проблема яйца и курицы». Потребитель ждёт увеличения числа заправок, а заправщик – роста числа потребителей. |
Современная тенденция – максимальный уровень газификации муниципальных машин: грузовиков, спецтехники и автобусов. На улицах Казани или Набережных Челнов их доля становится всё выше. Причём речь идёт не только о переоборудовании, но и об изначально газифицированной технике, которую производит, к примеру, КамАЗ.
Ещё один перспективный сегмент – сельхозтехника. Правда, здесь есть свои нюансы. Из-за отсутствия в сельской местности обычных газокомпрессорных заправок (АГНКС) доставка метана конечному потребителю возможна только в сжиженном виде, что требует определённых вложений. Но как бы то ни было, производители уже задумываются, как занять данную нишу.
К примеру, в прошлом году в Менделеевском районе тестировался комбайн, предоставленный, правда, пока белорусским производителем. Интенсивно работая на сжиженном природном газе вместо солярки, он всего за месяц сэкономил на топливе двести тысяч рублей! Так что у СПГ большое будущее, и не только на селе. Развитием этого сегмента рынка уже занимается рабочая группа, созданная по поручению Президента Рустама Минниханова.
В планах на ближайшее время – выход на просторы федеральных трасс «Волга» и «Урал», пересекающих территорию республики. Для этого, во-первых, необходимо строительство новых газовых заправок. Оно, по словам директора казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булата Газизуллина, начнется уже в текущем году. Во-вторых, требуется желание самих клиентов, в том числе магистральных перевозчиков. Впрочем, что «первее» – вопрос спорный и касается развития всей газомоторной программы.
Работая на сжиженном природном газе вместо солярки, комбайн всего за месяц сэкономил на топливе двести тысяч рублей!
– На практике возникает «проблема яйца и курицы», – говорит Алексей Савельчев. – Потребитель ждёт увеличения числа заправок, а заправщик – роста числа потребителей.
Владелец авто в данном случае раздумывает о соотношении цены и доступности услуг. Бизнес же пока не может создать сеть, сравнимую с нефтяными АЗС. И речь не просто о борьбе за место под солнцем. Метановая заправка, требующая подведения газовой трубы, – это другие деньги и, учитывая вопрос безопасности, другой уровень согласования.
Впрочем, если устранить некоторые бюрократические препоны, то выйти из ситуации поможет симбиоз «газовиков» и «нефтяников». На обычных АЗС, уже обустроенных под все современные требования комфорта и безопасности, можно устанавливать газокомпрессорные модули. Это несравнимо быстрее, дешевле и экологичнее, нежели строительство параллельной сети в перегруженном придорожном пространстве.