Предметом заинтересованного разговора стало обсуждение вариантов прохождения участка скоростной автотрассы Москва – Нижний Новгород – Казань по территории Татарстана на заседании круглого стола, состоявшегося в Госсовете республики.
МЕНЬШЕ ГОВОРИТЬ, БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ
Напомним, что эта дорога будет возведена в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и станет частью международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Полемика вокруг её строительства ведётся уже два года. Сначала она шла на уровне российского Правительства в формате «быть или не быть», теперь проходит обсуждение с общественностью по выбору вариантов прохождения магистрали. И пока у нас продолжаются дискуссии, в Китае уже построили три тысячи, а в Казахстане – 2,5 тысячи километров этой дороги. Становится понятным, что если не ускориться с принятием окончательного решения, то наши восточные соседи могут избрать альтернативный путь: довести трассу по Казахстану до порта Актау, наладить переправу через Каспий и напрямую вывести её в Европу. Россия при таком раскладе останется не у дел.
А ведь данный мегапроект имеет перспективу стать важным звеном в общенациональном плане действий, направленных на поддержку ключевых отраслей экономики. Для строительства автодороги будет создано свыше 30 тысяч рабочих мест и ещё свыше 130 тысяч – в смежных отраслях (нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, автомобилестроение, сфера услуг и другие), что очень актуально в период роста безработицы. Трасса будет иметь важное стратегическое назначение и позволит ускорить транзитные перевозки крупных промышленных гигантов.
Поэтому Президент страны Владимир Путин поручил Правительству РФ завершить строительство автобана к 2024 году. В июле этого года во время совещания на площадке особой экономической зоны «Алабуга» глава Правительства России Михаил Мишустин и Президент Татарстана Рустам Минниханов фактически дали старт началу строительства М-12. На совещании было отмечено, что новая трасса обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России – Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской. Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях к 2050 году составит более 500 млрд рублей.
Однако точный маршрут магистрали до сих пор не утверждён, в том числе и из-за необходимости максимально учесть интересы жителей регионов, по которым она будет проходить. Вот и в Татарстане уже в который раз садятся за стол переговоров с представителями населённых пунктов, которых в той или иной степени коснётся строительство М-12. Вопрос поиска компромисса очень важен, ведь проект трассировки продолжает вызывать дискуссии. Граждане опасаются, что магистраль пройдёт слишком близко к их домам, а её строительство приведёт к загрязнению водоёмов и вырубке лесов. И их можно понять: кому захочется жить возле автобана, по которому ежесуточно будут проноситься тысячи машин?
ДОРОГА НА СТО ЛЕТ
В работе круглого стола приняли участие представители республиканского парламента, министерств и ведомств, политических партий, специалисты-проектировщики и инициативная группа граждан Лаишевского района.
Председательствующий на заседании глава Комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета Александр Тыгин отметил, что необходимость строительства трассы ни у кого не вызывает сомнений. «Весь вопрос в том, где эта дорога будет проходить, чтобы её прохождение было максимально удачным, комфортным, с наименьшими издержками», – подчеркнул он и заверил, что по итогам круглого стола будет принят ряд рекомендаций.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов сообщил, что строительство трассы затронет пять муниципальных районов республики. Общая её протяжённость – 729 километров, 142 из которых пройдут по Татарстану. Также предусмотрен мостовой переход через Волгу.
Представители Минтранса и проектной организации впервые озвучили ориентировочную стоимость и сравнительную характеристику трёх вариантов предполагаемого прохождения трассы.
Точный маршрут магистрали до сих пор не утверждён, в том числе и из-за необходимости максимально учесть интересы жителей регионов, по которым она будет проходить. Вот и в Татарстане уже в который раз садятся за стол переговоров с представителями населённых пунктов, которых в той или иной степени коснётся строительство М-12
По словам Фарита Ханифова, в результате конкурсных процедур генеральной подрядной организацией по восьмому (татарстанскому) участку строительства стало ООО «Трансстроймеханизация», а генеральной проектной организацией – ОАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург». Материалы по планировке трассы находятся на рассмотрении в министерствах и ведомствах республики. В текущем году планируется начать подготовительные работы.
«На территории республики будут построены пять крупных транспортных развязок, 76 искусственных сооружений, мостовых переходов и переездов, а также четыре стояночных комплекса. Стоимость строительства составит 163 млрд рублей, что станет существенным «довеском» к экономике Татарстана. Южный обход протяжённостью 24 километра позволит задействовать всю инфраструктуру Казанской и Лаишевской агломераций. Дорога возводится на срок более ста лет, поэтому при выборе трассы и проектировании мы должны смотреть в будущее и в первую очередь учитывать как экономическую целесообразность, так и экологические последствия», – отметил министр.
Фарит Ханифов также проинформировал участников встречи о том, что постановлением Правительства Татарстана от 17 октября создана рабочая группа по сопровождению проектирования и строительства скоростной магистрали М-12. Одной из её основных задач будет соблюдение прав жителей населённых пунктов, интересы которых затрагиваются при возведении новой автодороги. Рабочая группа должна своевременно информировать население об основаниях и этапах проектных и строительных работ, разрешать возникающие вопросы в ходе реализации проекта. Группой уже был проведён ряд встреч с жителями Лаишевского района.
ПРОЕКТ В ТРЁХ ЦВЕТАХ
Главный инженер проектной организации «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург» Андрей Резвяков отметил, что трасса в пределах Татарстана будет проложена с учётом всех ограничений, в том числе и экологических, для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Автомагистраль не будет создавать лишнюю световую нагрузку на населённые пункты в ночное время, а для снижения транспортного шума предполагается устройство шумозащитных экранов.
«Освещаться будут только путепроводы и транспортные развязки, чтобы обеспечить безопасность. На всём остальном протяжении освещение не предусмотрено», – сказал представитель проектанта, добавив при этом, что снижению негативных воздействий будут способствовать и лесные посадки вдоль трассы.
Андрей Резвяков подчеркнул, что при строительстве автомагистралей экологическим вопросам уделяется самое пристальное внимание. В связи с этим на стадии проектирования будут детально проработаны вопросы строительства очистных сооружений. Локальные очистные сооружения, по его словам, предусмотрены, а в районе поселений Орёл и Тарлаши Лаишевского района предполагается устройство закрытой ливневой канализации.
Проектант уточнил, что по экологическим нормам запрещено сбрасывать сточные воды в пределах водоохранной зоны и населённых пунктов. Эти нормативы достаточно жёсткие, и большинство проектов получают отрицательное заключение экспертизы именно по экологии. Поэтому не должно быть опасений, что будет что-то не построено или сделано плохо, за это предусмотрена серьёзная ответственность.
Говоря об экономической обоснованности, проектировщики сообщили, что, согласно их расчётам, самым экономичным является всё-таки «синий» вариант трассировки. По их утверждению, первоначальный, «красный», дороже на 15 процентов, а выдвинутый инициативной группой «фиолетовый» – почти на четверть
Вниманию участников круглого стола было предложено три варианта трассировки с их основными характеристиками. Первый, отмеченный на схеме красным цветом, – базовый вариант протяженностью 65,78 км. Он предполагает строительство 12 мостов и 20 путепроводов, в том числе моста через Волгу протяжённостью 4,6 км в районе Кзыл-Байрака, а также переустройство 9,66 км магистральных нефтепроводов, в том числе 5,6 км – через Волгу. Под него изымается 328,9 га земель, в том числе 56,84 га лесопарков и 53,72 га – в населённых пунктах. Вариант был предложен в техническом задании без детальной проработки.
Второй (синий) вариант длиной 70,35 км, который был разработан проектировщиками позднее, предполагает строительство 17 мостов и 11 путепроводов, моста через Волгу в районе Гребеней протяжённостью 3,9 км, переустройство 1959 км магистральных нефтепроводов и изъятие 332,25 га земель (95 га лесопарков и 9,89 га в населённых пунктах).
Третий (фиолетовый) вариант длиной 69,52 км был предложен общественниками. Его реализация потребует строительства 12 мостов и 20 путепроводов, моста через Волгу длиной 5,6 км и переустройства 1959 км магистральных нефтепроводов, а также изъятия 57,45 га лесопарков и 4,32 га земель, отведённых под индивидуальное жилищное строительство и дачные участки.
Было отмечено, что стоимость изымаемых земель будет компенсирована владельцам не по кадастровой, а по рыночной их стоимости.
НЕУТИХАЮЩИЕ СПОРЫ
В ходе дискуссии, продлившейся несколько часов, стороны пока не пришли к однозначному решению, по какому маршруту пройдёт новая дорожная магистраль. Общественники говорили о том, что предлагаемый проектировщиками «синий» вариант трассы нанесёт больше урона охраняемым природным территориям, а также жителям мелких населённых пунктов. Об этом заявила член рабочей группы от деревни Тургай Карина Нигматуллина.
Также лаишевцев волновали вопросы компенсационных посадок. На это они получили ответ от представителей Минлесхоза, заверивших, что все вырубленные деревья будут посчитаны, а ущерб компенсируют новыми посадками.
Говоря об экономической обоснованности, проектировщики сообщили, что, согласно их расчётам, самым экономичным является всё-таки «синий» вариант трассировки. По их утверждению, первоначальный, «красный», дороже на 15 процентов, а выдвинутый инициативной группой «фиолетовый» – почти на четверть.
Некоторые из общественников предлагали разработать ещё один, альтернативный вариант, однако на это, по мнению их оппонентов, потребуется много времени, которого уже не остаётся, – пора от слов переходить к делу.
В завершение заседания Александр Тыгин заверил, что на все вопросы, которые требуют системных решений, компетентные специалисты подготовят ответы, и они будут вынесены на следующее заседание рабочей группы.