13 августа 2022

Маркетплейсов много не бывает

Опубликовано: 09.09.2021 21:09

В Татарстане стремительно развивается электронная торговля, однако без проблем в этой сфере не обходится

 

 

В среднестатистическом муниципальном районе республики у определённого товара, изготовленного предпринимателем, примерно десять тысяч потенциальных покупателей. Если этот представитель бизнеса выйдет с данным изделием на регион – Татарстан, то количество возможных приобретателей увеличится до четырёх миллионов. На Россию – до 57 млн человек, СНГ – до 90 млн. А если удастся пробиться на международный рынок, то этот же самый продукт теоретически могут купить до двух миллиардов граждан.

 

Такую статистику привёл Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей – помощник Президента Татарстана Фарид Абдулганиев на брифинге в Доме Правительства. «И наша задача – с помощью электронной торговли довести татарстанского представителя малого и среднего бизнеса до двух миллиардов покупателей», – смело заявил омбудсмен.

 

ПАНДЕМИЯ УСКОРИЛА РОСТ E-COMMERCE

Современная экономика во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятых. Более трети занятого населения республики работает у субъектов МСП, на сегодня это свыше 696 тысяч человек.

– Основной целью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение численности занятых в сфере МСП. К 2024 году этот показатель в Татарстане должен достичь 730,6 тысячи человек, – говорит первый заместитель министра экономики – директор Департамента развития предпринимательства и конкуренции РТ Рустем Сибгатуллин. – Сегодня всё более явно возрастает роль электронных каналов продаж. Развитие направления e-commerce – мировой тренд и одно из приоритетных направлений для республики.

По словам спикера, именно пандемия значительно ускорила темпы цифровизации и стала толчком к обеспечению населения доступом к товарам и услугам в онлайн-формате. Результаты исследований Data Insight (первого в России агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции) по итогам 2020 года демонстрируют, что Россия вошла в топ-10 стран, лидирующих по объёмам онлайн-продаж, и показала один из самых высоких темпов роста e-сom в мире – на 58 процентов.

– Начиная с 2020 года электронная коммерция активно развивается и в Татарстане. Рост продаж товаров через интернет, по данным Росстата, в 2020 году составил 93 процента, за первую половину текущего года – почти 38 процентов, – констатировал Рустем Сибгатуллин. – Пять ведущих электронных магазинов (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», KazanExpress и eBay) информируют, что число наших представителей МСП на этих площадках за восемь месяцев 2021 года по сравнению с концом 2020 года увеличилось в четыре раза и достигло 12 573.

Если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17 процентов от всех отправлений в Приволжском федеральном округе и 0,89 процента в целом по России, то по результатам восьми месяцев 2021 года эти показатели повысились до 24,8 процента и 2 процентов соответственно. При этом товарооборот татарстанских продавцов за первое полугодие вырос в пять раз и достиг 18,51 млрд рублей.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРЕПЯТСТВИЯ

Главное преимущество электронной торговли для бизнеса – расширение географии продаж, привлечение дополнительных клиентов, в том числе зарубежных. Для потребителей – круглосуточная работа магазина, конкурентные цены.

В то же время, как признался первый заместитель министра, предприниматели сталкиваются и со сложностями при выходе на маркетплейсы, в первую очередь с отсутствием опыта электронных продаж.

– Руководство Татарстана принимает необходимые меры, чтобы электронная торговля стала неотъемлемой частью экономики, – утверждает Рустем Сибгатуллин. – В соответствии с распоряжением Президента Рустама Минниханова в декабре 2020 года создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в регионе, по каналам электронной торговли во главе с Фаридом Абдулганиевым. В марте 2021 года с этой целью начал работу Центр электронной торговли (ЦЭТ). Также для оказания комплексной поддержки татарстанским предпринимателям разработан план мероприятий по развитию электронной торговли в республике до 2022 года. И в настоящее время готовится программа на последующие годы.

 


Главное преимущество электронной торговли для бизнеса – расширение географии продаж, привлечение дополнительных клиентов, в том числе зарубежных. Для потребителей – круглосуточная работа магазина, конкурентные цены


 

Планом, в частности, для предпринимателей предусмотрены услуги по размещению и продвижению на электронных торговых площадках, специальные кредитные и микрофинансовые продукты.

– Образовательная поддержка также является одним из приоритетных блоков плана, – рассказывает спикер. – Для эффективной работы с маркетплейсами планируется оказывать услугу по повышению квалификации сотрудников, в том числе по обучению специалистов новой профессии – аккаунт-менеджера. Тренеры Фонда поддержки предпринимательства совместно с крупнейшими площадками e-commerce проводят образовательные вебинары по размещению и реализации продукции в интернет-пространстве.

 

ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ

Помимо того, Центр поддержки экспорта РТ помогает размещать продукцию предпринимателей на международных маркетплейсах.

– Один из успешных примеров – татарстанское предприятие по производству автоаксессуаров под брендом «Кобра-тюнинг», которое вышло на международный торговый маркетплейс eBay (США), – дополняет Рустем Сибгатуллин. – На данный момент компания совершила более двухсот поставок в такие страны, как США, Австралия, Великобритания, Израиль, Италия, Канада, Латвия, Мальта, Нидерланды, Норвегия и Португалия.

На территории республики уже запущены в работу распределительные центры Ozon, Wildberries. И выбор Татарстана крупнейшими игроками российского рынка электронной торговли продиктован прежде всего правильным курсом республики на развитие e-сom, инвестиционной привлекательностью региона, удобным географическим положением. Эти преимущества стимулировали развитие татарстанской торговой площадки KazanExpress, действующего резидента особой экономической зоны «Иннополис».

 

ВРЕМЕНИ ОСТАЛОСЬ МАЛО

– Как предупреждают эксперты, при сегодняшних темпах роста электронной торговли у предпринимателей есть не более двух-трёх лет, чтобы начать продажи через интернет и занять в нём достойную нишу, иначе потом там возникнет критическая конкуренция за покупателя, – считает бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев.

По его словам, отправной точкой для более тесного взаимодействия с маркетплейсами стала встреча Президента РТ с предпринимателями в ноябре прошлого года, когда один из них пожаловался, что очень сложно выйти на зарубежные электронные рынки – у него ушло два года, чтобы преодолеть бюрократическую систему и сделать это. К слову, сам бизнесмен производит в Кукморе валенки и продаёт их в южные страны – Мальту и Объединённые Арабские Эмираты, что само по себе удивительно. Тогда глава республики дал поручение сформировать соответствующую рабочую группу, чтобы упростить способы выхода на маркетплейсы и помочь субъектам МСП решать эту проблему.

 Помощник Президента РТ особо отметил, что с 1 марта, когда заработал Центр электронной торговли, при непосредственной помощи этой структуры около 2500 татарстанских предпринимателей были выведены на маркетплейсы и уже успешно торгуют в этих магазинах.

– Мы должны выйти в лидеры по количеству качественных складских помещений. А это не только привлечение многомиллиардных инвестиций в экономику Татарстана. Лишь два логоцентра – Wildberries и Ozon в Зеленодольске – создали около семи тысяч рабочих мест, – подчёркивает Фарид Абдулганиев.

 

БЕЗ ОНЛАЙНА НЕВОЗМОЖНО РАСТИ

Председатель экспертного совета ЦЭТ, основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон замечает, что, несмотря на заявленные успехи, мы уже опоздали с развитием рынка e-commerce.

– Те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн в ближайшие три – пять лет, не смогут расти, потому что традиционные каналы сбыта и офлайн-торговли в России сокращаются ежегодно на четыре-пять процентов по всем отраслям. А если взять такую сферу, как одежда, то падение превышает тридцать процентов. Закрываются рынки, пустуют торговые павильоны, потому что покупатели уходят в онлайн. Поэтому наша основная задача – сформировать новую стратегию успешного предпринимательства, которая заключается в том, чтобы проникнуть во все возможные каналы электронной торговли или реализовать свои каналы, – уверена Юлиана Гордон.

Она считает, что помимо вхождения субъектов МСП в крупные маркетплейсы, нужно самим создавать и мелкие магазины. Допустим, в Европе функционируют более пятидесяти маркетплейсов, а в Китае – свыше тысячи, хотя мы знаем лишь о единицах из них. Причём, по её мнению, татарстанскому среднему бизнесу это сделать под силу. А много электронных магазинов не бывает…

 


На территории республики уже запущены в работу распределительные центры Ozon, Wildberries. И выбор Татарстана крупнейшими игроками российского рынка электронной торговли продиктован прежде всего правильным курсом республики на развитие e-сom, инвестиционной привлекательностью региона, удобным географическим положением


 

На вопросы корреспондента «РТ» о проблемах в развитии электронной торговли в Татарстане Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей ответил:

– Пока возникают сложности с доставкой продукции от производителей муниципальных районов. Казани и Зеленодольску повезло больше. У нас был случай, когда предприниматель сетовал, что изготавливает товары в Альметьевске, а ему приходится везти груз на склад в Зеленодольск. Мы обратились к крупным маркетплейсам, которые присутствуют на рынке Татарстана, чтобы они организовали пункты приёма грузов и в отдалённых муниципалитетах.

Кроме того, как признался бизнес-омбудсмен, остаётся нерешённым ряд вопросов с транспортировкой и логистикой грузов, которые съедают львиную часть маржи предпринимателей. А ещё не хватает складской недвижимости: крупные онлайн-игроки хотят войти в Татарстан, однако им вынужденно отказывают, поскольку нет свободных арендных помещений.

Также необходимо на базе ресурсных центров организовать краткосрочные курсы по подготовке узких специалистов, например портных, закройщиков и швей, острая нехватка которых уже тормозит развитие многих татарстанских компаний, продающих одежду и другие товары лёгкой промышленности на маркетплейсах. Ощущается и дефицит в кладовщиках, аккаунт-менеджерах, операторах.

Что касается проблемы появления мошеннических маркетплейсов-двойников, то Юлиана Гордон сказала так:

– Любой развивающийся сегмент рынка сопровождается появлением мошенничества и обмана. Но, во-первых, сами маркетплейсы сейчас увеличивают штат специалистов, которые следят за информационной безопасностью и нацелены на то, чтобы отлавливать двойников и «зеркала». И, во-вторых, мы ведём разъяснительную работу в части того, как отличить двойника, «зеркало», фейковую страницу от настоящего маркетплейса. Есть определённые признаки мошенничества, на которые люди должны обращать внимание…

– В завершение хочу сказать, что мы движемся в верном направлении. Но расслабляться нельзя. Сейчас формируется план мероприятий по развитию электронной торговли в РТ на 2022–2026 годы, который должен помочь тысячам наших предприятий закрепиться на быстрорастущем рынке e-сom, – резюмировал Фарид Абдулганиев.

image_printРаспечатать

Фото: gemelos-feliz.ru
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №132 (29094)


  1. Михаил Иванов:

    О безопасности покупателей тоже нужно думать
    Татарстанские власти озабочены тем, каким образом вывести на маркетплейсы как можно больше предпринимателей и создавать доморощенные, пусть небольшие электронные магазины. Похвальное желание. Однако понятно, что чем больше таких площадок будут появляться в интернете, тем чаще начнут всплывать и мошеннические сайты-двойники, которые будут обманом отбирать деньги у покупателей. У предпринимателей далеко не всегда хватает денег на то, чтобы нанимать хороших специалистов по безопасности, которые выявляли бы мошенников. Если уж государство нацелено на стремительное развитие электронной торговли, то и должно на государственном уровне создавать структуры, которые позаботятся о безопасности покупателей.
    Михаил Иванов, Набережные Челны

Добавить комментарий

12.08.2022

Локомотив экономики: со скоростью всё в порядке

За первое полугодие объём работ строительного комплекса Татарстана даже в условиях санкций вырос на десять процентов

«С начала пандемии коронавируса в Татарстане ни одна стройка ни на один день не остановилась. Мы ежегодно строим и ремонтируем от 3,5 тысячи до 5 тысяч объектов на 80–100 миллиардов рублей», – сообщил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Айзатуллин.

4880
12.08.2022

Помогает национальный проект

Татарстанский бизнес с начала 2022 года получил льготную финансовую поддержку на сумму более 820 млн рублей. Этим воспользовались около 500 субъектов предпринимательской деятельности.

3500
12.08.2022

Где высокая производительность, там успех

Первое место во всероссийской программе «Лидеры производительности» заняло казанское предприятие «Опора плюс».

2900
10.08.2022

«Лёгкие» предприятия нужно объединять

В Татарстане должен быть создан кластер предприятий лёгкой промышленности. Об этом заявил вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко на совещании с представителями отрасли.

5570
05.08.2022

Ключевой вопрос авиации

Совещание на тему «Импортозамещение в авиа­строении» состоялось сегодня на территории «Казанской ярмарки» в рамках авиационного форума «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование».

13300

Мнение

Андрей БОЛЬШАКОВ, заведующий кафедрой конфликтологии Казанского федерального университета:


Отказ от Болонской системы в сфере нашего высшего образования считаю закономерным. В России она сыграла в целом отрицательную роль, способствуя «утечке мозгов». Университетская школа сегодня в поиске своего облика: гуманитарии могут сконцентрироваться на воспитательной функции образования, а технари должны решать вопросы подъёма промышленности.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru