Магнит для Иннополиса

Санкции Запада открывают новые возможности для российских айтишников

Какие уникальные предложения будут делать новым жителям в городе Иннополис? Как будут разрабатываться отечественные программы, замещающие импортные? Где в республиканских больницах не хотят записывать на прием в электронной форме? За что будут штрафовать операторов мобильной связи? Об этом рассказал журналистам заместитель Премьер-министра – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: img-fotki.yandex.ru

Санкции Запада открывают новые возможности для российских айтишников

 

12

 

Какие уникальные предложения будут делать новым жителям в городе Иннополис? Как будут разрабатываться отечественные программы, заменяющие импортные? Где в республиканских больницах не хотят записывать на прием в электронной форме? За что будут штрафовать операторов мобильной связи? Об этом рассказал журналистам заместитель Премьер-министра – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов (на снимке).

_DSC3909КЕМ ПРИРАСТЕТ АЙТИШНАЯ СТОЛИЦА

– Роман Александрович, главное событие 2015 года для IТ-отрасли Татарстана, да и страны в целом, – открытие Иннополиса. Чем сейчас живет будущая айтишная столица?

– Мы планировали, что к концу года в особой экономической зоне «Иннополис» будет семь резидентов, сейчас одобрено 15 компаний. Часть из них уже заезжает, например, Национальный центр информатизации. Ведем переговоры с Центральным банком России, у них огромное IТ-подразделение. Мы не думали, что резиденты будут привлекаться легко, и наши ожидания подтверждаются – такие проекты, как Иннополис, ведь никто в стране не реализовывал. Для аналогии: IT-парк в Казани был заполнен за полтора года, на заполнение первого технопарка в Иннополисе понадобится года два.

– В каких ключевых областях будут сотрудничать Иннополис и «Сколково»?

– Соглашения, подписанные Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и президентом фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом, предполагают активное взаимодействие Правительства республики и фонда, привлечение новых резидентов в особую экономическую зону и подготовку университетом «Иннополис» и «Сколтехом» IT-специалистов по наиболее востребованным специальностям.

– Соответствует ли уже созданная в городе инфраструктура амбициозным планам?

– Иннополис активно развивается, недавно в нем открылся супермаркет «Бахетле» с кафетерием. Есть возможность через Интернет заказать на дом эчпочмаки. Но новых специалистов мы будем «заманивать» не только выпечкой. Президент Рустам Минниханов одобрил уникальную жилищную программу Иннополиса. Это сильный магнит для новых жителей. Не буду раскрывать деталей, но это будет очень хорошее и доступное жилье.

– Как презентуете Иннополис для потенциальных жителей?

– В 2016 году для его популяризации будет запущен Иннополис-тур, который посетит все российские города с населением свыше 500 тысяч человек. Целевая аудитория нового города – IТ-компании, подразделения российских компаний из топ-100, зарубежные компании для локализации и стартапы. Стартапы для Иннополиса очень важны, и так же важно, чтобы они оставались в городе, а не переезжали в другие регионы. К слову, в США в среднем 45 процентов стартапов остается в регионе своего запуска, а в Кремниевой долине – до 70 процентов.

 

НАШ ОТВЕТ БИЛЛУ ГЕЙТСУ

– Сейчас Россия живет в условиях санкций Запада. В области программного обеспечения это острая проблема. Многие критически важные программы изготовлены в США и Европе. Чем их заменим?

– IТ-индустрии нужно замещение во многих отраслях: мобильные операционные, десктопные системы, ряд прикладных мобильных программ. Например, то, что раньше рисовалось на кульмане, сейчас чертится в программе AutoCAD от компании Autodesk (США). Эта фирма объявила санкции России и не оказывает техническую поддержку своей программы. Сейчас Минкомсвязи России готовит реестр отечественного программного обеспечения, он будет рекомендован для осуществления госзакупок.

 


В прошлом году валовой доход IТ-отрасли в Татарстане
составил 49,2 млрд рублей (в 2014 году – 48,7 млрд рублей).

Максимальную долю в структуре валового дохода занимают
информационные технологии (41,2 процента) и сотовая связь (34,3 процента)


 

 

Что мы можем сделать в короткие сроки? Приведу такой пример: топ-50 российских предприятий формируют 65 процентов ВВП, и большинство из них использует продукт Hanna компании SAP (Германия). Не так давно у нас был в гостях генеральный директор SAP Фрэнк Коэн, и мы договорились о создании совместного предприятия в Иннополисе. Задача – локализовать существующий продукт, это защитит нас от влияния санкций. И если в будущем правительство Германии запретит продавать продукты SAP в нашу страну, то местный резидент под санкции не попадает. Кроме этого, есть много примеров, когда разработанные республиканскими компаниями и успешно внедренные в Татарстане информационные системы в последующем были тиражированы в десятках регионов России. Так что подвижки в разработке отечественного программного обеспечения есть.

 

СТРАСТИ ВОКРУГ ЭЛЕКТРОННОЙ ОЧЕРЕДИ

– В Татарстане большая работа проделана по переводу госуслуг в электронную форму. Но читатели сообщают, что в каких-то поликлиниках можно записаться на прием электронно, а в каких-то по-прежнему нет. В чем причина, ведь терминалы одинаковые?

– Сказывается человеческий фактор. Работа конкретного терминала находится в руках главврача. Почему в больнице Нижнекамска всех стопроцентно записывают электронно? Потому что полгода возле регистратуры стоял человек и отправлял всех записываться через инфомат. Есть больницы, где 80 процентов записи ведется через терминалы или сайт госуслуг uslugi.tatarstan.ru.

Мы хотим сделать следующее: передадим эти терминалы лечебно-профилактическим учреждениям и обяжем их самих это делать. Договорились, что министру здравоохранения Аделю Вафину каждую неделю будем отправлять соответствующий рейтинг, а раз в месяц – главам муниципальных районов. Будем «красить» терминалы в зеленый и красный цвета, сразу станет наглядно видно, где они работают, а где нет, кто в «передовиках», а кто в «отстающих». Таким образом будем сопоставлять показатели: количество физически пришедших пациентов в учреждение и записавшихся через терминал, число работающих терминалов, время и причина простоя. В системе все видно: простой, например, возник из-за того, что закончилась термическая бумага или было выключено питание. Будем мониторить и штрафовать нерадивых. Думаю, наведение порядка займет около двух месяцев.

– Примерно такая же проблема в детских садах и школах. Родители платят через Интернет, но с них требуют распечатанную квитанцию…

– По регламенту, в детских садах и школах должны удовлетворяться электронной квитанцией, которая приходит зарегистрированному пользователю портала, если он совершил платеж. И потом, они же видят деньги на счету в течение 48 часов после оплаты. Поэтому должны следить за выписками, а еще лучше – пусть настроят интернет-банк. Это же касается и услуг дополнительного образования. Сейчас записаться в детский сад можно электронно, но потом придется все равно собрать документы и принести их лично. Мы работаем над тем, чтобы человек подал заявление с портала и уже больше никуда не ходил.

– Какими новыми услугами порадуете в 2016 году?

– Запустим сервис предоставления родителям информации об успеваемости учеников, а именно о результатах государственной итоговой аттестации. Начнет работу электронный сервис по поиску работы. Он будет очень актуальным в последующую пятилетку. Всего в 2016 году планируем запустить еще 28 социально значимых госуслуг в электронном виде, в 2015 году ввели 22 услуги. По данному направлению Татарстан – один из лидеров в России.

Для органов власти запустили в пилотном режиме систему для коллективного планирования мероприятий. В ней будут собраны все события на территории республики до конца года. Разработчиком является татарстанская компания. Система является частью портала Правительства Татарстана и интегрирована с системой документооборота. В ней будет около 20 различных уровней доступа и 10 тысяч пользователей. Стоимость проекта – около семи миллионов рублей, что недорого для подобных решений.

 

КТО ОТВЕТИТ ЗА ПЛОХУЮ МОБИЛЬНУЮ СВЯЗЬ?

– Современный человек уже не мыслит себя без сотового телефона и мобильного Интернета. Операторы связи ежегодно рапортуют о запуске новых базовых станций и модернизации оборудования, но абоненты все равно сталкиваются с провалами связи. Как вы оцениваете качество мобильной связи?

– Для мониторинга ситуации я в машине постоянно вожу четыре сотовых телефона с сим-картами четырех разных операторов. Ради чистоты эксперимента все телефоны одинаковые. И могу сказать, что недоволен всеми операторами. Конечно, идеального покрытия достичь невозможно: базовые станции устаревают, их работе мешает новое строительство – это непрекращающийся процесс. Устранять нарушения позволяет обратная связь. Тестирование ведется постоянно, и результаты обобщаются на федеральном портале geo.minsvyaz.ru. Там можно посмотреть операторов связи в каждом регионе.

– Предусмотрены ли штрафы за плохое качество связи?

– По существующей методике измерения качества связи нельзя наказать операторов. Минкомсвязи России намерено ужесточить требования к качеству мобильной связи операторов и внедрить штрафы за нарушения. Для этого федеральный центр введет новую методику оценки уровня покрытия. Все прозрачно и понятно: и потребители, и операторы смогут увидеть полную картину, а главное, ее получат контролирующие органы, и они смогут сделать юридически значимые выводы: после двух штрафов – лишение лицензии.

– Не только «взрослыми» проектами прирастает Татарстан. В конце декабря в Набережных Челнах открылся детский технопарк «Кванториум». Для чего он создан?

– В республике этот проект реализован совместно с Агентством стратегических инициатив. В «Кванториуме» со школьной скамьи будут готовить новое поколение ученых и инженеров. Передовое учебное заведение дополнительного образования создано на базе IТ-парка. В нем будут обучаться школьники 5–11-х классов со склонностями к точным наукам. В технопарке создадут комфортное образовательно-творческое пространство, которое позволит раскрыть потенциал талантливых ребят.

– Айтишниками не рождаются, ими становятся. Где будете ковать кадры для отрасли?

– Два года назад мы начали вводить в среднее профессиональное образование предметы, связанные с информационными технологиями. Наша заявка победила на WorldSkills, и теперь на базе техникума информационных технологий и связи организован межрегиональный центр компетенций – будем готовить российских айтишников среднего профобразования для участия в WorldSkills. В 38 школах Татарстана созданы IT-классы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще