Татарстанцы предпочитают покупать отечественные автомобили
В комедии «Берегись автомобиля» прозвучала фраза, ставшая крылатой: каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останется без машины.
Как в Татарстане продают и покупают «железных коней», какие марки и модели пользуются популярностью и как меняется рынок новых и подержанных машин рассказал руководитель службы коммерческих продуктов и продаж «Авто.ру» Роман Цупер. Но сначала о детективной автомобильной истории, которая совсем недавно произошла в Казани…
НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ
Канули в Лету времена, когда на стихийных автобарахолках можно было запросто нарваться и купить угнанную машину. Сейчас рынок стал гораздо более цивилизованным, но ещё есть вероятность при-обрести с рук автомобиль, у которого «подкрутили пробег» в сторону уменьшения. Пока Уголовный кодекс не карает за такого рода махинации. Возможно, законодатели данный пробел исправят, и Госдума примет соответствующий законопроект. Так что пока актуально неписанное правило: семь раз проверь один раз – купи. Что и подтверждает следующая детективная история.
В январе в резонансных новостях появились сообщения о мошенничестве одного из бывших сотрудников компании «ТрансТехСервис» в Казани. Прикрываясь именем одного из крупнейших региональных автодилеров, новоявленный Остап Бендер организовал «серую схему». Он брал автомобили на реализацию, но вместо положенного полного пакета документов предоставлял только расписку. На словах ловкий прохиндей обещал вернуть деньги за реализованную машину через две недели. И какое-то время всё шло хорошо, к нему потекли клиенты. Но потом неожиданно финансовый гений перестал выходить на связь. И обманутые граждане (возможно, не просто граждане, а перекупщики, но это пусть установит следствие) поспешили в полицию с заявлениями.
В Татарстане самый молодой автопарк в стране. Возраст авто по регионам: РТ – 8,3 года, Москва и Московская область – 9,6, Башкортостан – 9,7, Нижегородская область – 10,1, Новосибирская – 13,5, в целом по России – 10,8
Одно из первых подобных «писем несчастья» поступило в отдел полиции «Горки». В дальнейшем со схожими заявлениями обратились еще 26 граждан. Общая сумма ущерба уточняется, но, по информации МВД, она превышает 18 млн рублей.
23 января столичные полицейские объявили о задержании подозреваемого. Начальник пресс-службы УМВД РФ по Казани Мария Киямутдинова заявила: «В результате проведённых оперативно-разыскных мероприятий сотрудники полиции Казани в кратчайшие сроки установили и задержали 29-летнего местного жителя. Он подозревается в мошеннических действиях с реализацией автомашин».
На опубликованном на сайте «МВД.рф» видео задержанный признал свою вину и пояснил, что забирал автомобили на реализацию и не возвращал деньги. Сейчас подозреваемый содержится в изоляторе временного содержания. Сотрудники полиции проводят следственные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершённых преступлений. Будем надеяться, что следствие и суд расставят все точки над «ё» в этой запутанной истории.
КАК ПРАВИЛЬНО КУПИТЬ АВТО
Как ещё «химичат» с продажей подержанных автомобилей и как с этим борются, корреспонденту «РТ» рассказал эксперт «Авто.ру» Роман Цупер: «Для обеспечения прозрачности продажи авто наш портал договорился с ГИБДД и судебными приставами. В объявлениях с уникальным vin-номером мы публикуем всю историю автомобиля – есть ли залоговые ограничения, соответствует ли год выпуска автомобиля тому году, который указан в объявлении, и так далее».
По его словам, подобные меры уже сильно изменили рынок. Например, простой продавец или перекупщик выставляет автомобиль на «Авто.ру», указывает vin, по номеру ясно – этот автомобиль уже продавался и пробег указывался в 100 тысяч километров, а сейчас – 50 тысяч. Это явно обман, и сайт информирует об этом потенциального покупателя. Портал блокирует перекупщиков и дилеров, которые регулярно пытаются ввести покупателей в заблуждение.
Роман ЦУПЕР, руководитель службы коммерческих продуктов и продаж «Авто.ру»: | |
В столице республики средняя цена автомобиля ниже, чем в среднем по России, и связано это с господством «Лады». Татарстан в целом – очень лояльный регион к отечественному автопрому. |
Спикер отметил, что у дилеров гораздо реже можно купить машину со скрученным пробегом – всего около 7 процентов от общего количества продаж, а у перекупщиков этот показатель может достигать пятидесяти процентов и выше. Но перекупщик – это не значит обманщик, есть честные продавцы, которые заботятся о своей репутации. Если Авто.ру видит, что продавец долгое время продаёт машины честно, то портал даёт компании зелёный знак «проверенный дилер», и люди более охотно звонят по объявлениям от данного лица.
Давайте взглянем на автомобильную карту страны. Отрадно, что Татарстан лидирует по показателю обеспеченности населения личным транспортом. Так, в Москве на тысячу взрослых водителей приходится 294 автомобиля, в Уфе – 302, в Приволжском федеральном округе – 297, средний показатель по России – 292, а в Казани этот показатель равен 331.
Опрос «Авто.ру» показывает, что татарстанцы готовы поехать за машиной и в соседние области, но только если она стоит около миллиона рублей или дороже. Более дешёвые машины граждане предпочитают искать и покупать «на месте». Например, машины до 500 тысяч рублей 69 процентов опрошенных покупают в Татарстане, а дороже 1,5 млн рублей – треть дома, треть в Москве и треть – в других регионах. Авто дороже трёх миллионов в родной республике приобретает каждый пятый покупатель, а почти половина – в Москве.
При этом в России автомобили стали дорожать уже с августа прошлого года, когда Правительство объявило о повышении НДС. После этой новости дилеры начали повышать цены, и этот рост продолжается до сих пор. Так, в январе средняя цена нового автомобиля составляла 1,385 млн рублей, в декабре – 1,573 млн, а цена машины с пробегом за год возросла с 464 до 521 тыс. рублей.
По Казани средняя стоимость продаваемой машины составила 535 тыс. рублей, это на 2,2 процента больше, чем в 2017 году и всего на 5,9 процента меньше от общероссийского показателя в 568 тысяч.
«В столице республики средняя цена автомобиля ниже, чем в среднем по России, и связано это с господством «Лады». Татарстан в целом – очень лояльный регион к отечественному автопрому», – пояснил Роман Цупер.
Это наглядно показывают следующие данные опроса. Самые популярные модели: в Татарстане – «Лада-2114», «Лада-Калина» и «Лада-Приора», по России – Ford Focus, «Лада-Приора», «Лада-2114». А самые популярные марки выглядят так: в Татарстане это «Лада», Kia и Toyota (по России – «Лада», Toyota, Volkswagen).
На «Авто.ру» в Казани более 13 тысяч объявлений о продаже вазовских машин. Для сравнения: Kia – 2,6 тысячи, Toyota – 1,6 тысячи, а грандов немецкого автопрома предлагается и того меньше: Aud», BMW и Mercedes – около 1,1 тысячи по каждой марке. Премиальные советские лимузины совсем не представлены. Однако по России красавицу «Чайку» (ГАЗ-13) можно приобрести от 2 до 12 млн рублей в зависимости от состояния. Для сравнения: за рабочую лошадку для наших дорог «Калину» в Казани просят от 90 до 250 тысяч рублей. Как говорится, каждый выбирает «железного коня», исходя из своих финансовых возможностей и потребностей.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Роман Цупер рассказал о последних тенденциях на авторынке. Жители мегаполисов всё чаще пользуются такси, каршерингом (аренда авто) и карпулингом (совместные поездки с попутчиками с помощью онлайн-сервисов). Пока этот тренд не добрался до столицы Татарстана, но в ближайшем будущем автосалонам придётся задуматься о новых формах продажи машин, например в лизинг для сервисов каршеринга.
Также постепенно авторынок уходит в онлайн – дилерских центров становится меньше, а количество онлайн-шоурумов только растёт. Но говорить о полной диджитализации продажи машин пока рано.
По Казани средняя стоимость продаваемой машины составила 535 тыс. рублей, это на 2,2 процента больше, чем в 2017 году и всего на 5,9 процента меньше от общероссийского показателя в 568 тысяч
Прогноз реализации авто на этот год по России: будет продано 1,65 млн новых автомобилей (в 2018 году – 1,6 млн, в 2017-м – 1,48 млн) и 5,55 млн автомобилей с пробегом (в 2018 году – 5,42 млн, в 2017-м – 5,3 млн).
Среди негативных факторов, влияющих на продажи, – рост НДС, курсов валют, кредитных ставок и стоимости обслуживания автомобилей. Однако эксперт отметил, что многие потенциальные покупатели достаточно долго откладывали приобретение машины, поэтому могут «решиться» на это в нынешнем году.
Остаётся пожелать удачи в выборе всем присматривающим себе нового «железного коня». Покупать авто лучше у проверенных дилеров, чтобы процесс прошёл без проблем и новый автомобиль радовал вас долгие годы. Ведь хотя в Иннополисе уже курсируют беспилотные такси, пройдут годы до массового перехода на беспилотники, и пока крутить баранку придётся нам самим.