В Татарстане для аграриев создаются особые условия
Сельское хозяйство, как известно, нуждается в поддержке, а малый и средний бизнес на селе – особенно. Но если в первые постперестроечные годы помощь от государства получали в основном крупные сельхозпредприятия и агрохолдинги, чуть позже – фермеры, то до личных подсобных хозяйств руки всё как-то не доходили. От государственного пирога – общей суммы оказанной поддержки агро-промышленному комплексу – ЛПХ доставалось не более пяти процентов. При этом финансирование в основном приходилось на субсидирование процентных ставок по кредитам. Стоит ли при таком раскладе удивляться ежегодному сокращению дойного поголовья на крестьянских подворьях – в среднем по республике на 6–7 тысяч коров?
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Аномальная жара и небывалая засуха 2010 года поставили животноводство под удар. Дефицит и, соответственно, удорожание кормов вынуждали крестьян избавляться от скота. И руководство республики принимает решение оказать владельцам личных подсобных хозяйств помощь в содержании коров.
В 2015 году крестьян порадовали финансовой поддержкой строительства мини-ферм и покупки нетелей. Но «историческим» для ЛПХ стал всё же 2016 год. Тогда депутаты республиканского парламента приняли Закон «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан», благодаря которому сельчанам было гарантировано возмещение части затрат на покупку молодняка птиц, содержание кобыл, ветеринарные услуги, осеменение коров…
Закон обещал стать хорошим подспорьем для личных подсобных хозяйств в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Но стал ли он таковым, если более пяти лет назад, когда закон принимался, поголовье коров в личных подсобных хозяйствах составляло 113 тысяч, а сегодня – чуть более 100 тысяч? Вот и в этом году в ЛПХ отмечается небольшое снижение производства. Так, по данным Минсельхозпрода РТ, за 5 месяцев 2021 года в хозяйствах населения надоено молока 48,7 тыс. тонн (98,1 процента к аналогичному периоду прошлого года), реализовано 3 тыс. тонн мяса (98,9 процента).
Несмотря на отрицательную динамику, по оценке аграрного ведомства, принятие закона всё же благотворно сказалось на ЛПХ. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ришат Хабипов на пресс-конференции в Государственном Совете, именно благодаря принятию закона удалось остановить сокращение поголовья коров у населения, стабилизировав его на уровне 100 тысяч.
Бюджетная поддержка продолжается. Правда, в меньших объёмах. На 2021 год для поддержки ЛПХ предусмотрено 423,2 млн бюджетных рублей – на 70,8 миллиона меньше, чем в 2020-м. Но при этом список мер поддержки расширился.
Деньги, в частности выделяются на строительство мини-ферм из расчёта 400 тыс. рублей на молочную ферму, в которой содержится до восьми коров, 200 тыс. рублей – на ферму до пяти коров. По 30 тыс. и 40 тыс. рублей соответственно государство даёт на приобретение нетелей и первотёлок (но не более пяти животных на одно ЛПХ). Ришат Хабипов пояснил, что министерство не ставит перед собой цель, чтобы в каждом подворье содержали хотя бы по одной корове – это экономически невыгодно. «Меры поддержки предназначены для граждан, которые готовы содержать не одну, а несколько коров», – сказал он.
Роль личных подсобных хозяйств в продовольственной безопасности страны трудно переоценить. ЛПХ вносят в неё большой вклад по молоку, производству говядины, занимают большую нишу по картофелю и в целом по овощам и фруктам
Предусмотрены также средства на содержание кобыл, дойных коров, козоматок и козочек при условии подписания договора на проведение ветеринарных мероприятий на 500 рублей, из которых 300 рублей уже включены в ставку субсидирования.
В Татарстане всё ещё остро стоит вопрос лейкоза коров. В Новошешминском, Камско-Устьинском, Спасском, Лениногорском, Лаишевском и Кайбицком районах инфицирована чуть ли не каждая четвёртая корова. Оздоровить стадо можно только путём избавления от больных животных, но на это их владельцам трудно решиться. Чтобы придать им решимости, государство возмещает 10 тыс. рублей при замене лейкозной коровы на здоровую. На эти цели в бюджете республики на текущий год заложено 8 млн рублей.
И ещё. Теперь владельцам ЛПХ, принявшим участие в сельскохозяйственных ярмарках, возмещается часть транспортных расходов по доставке сельхозпродукции. Тоже, согласитесь, неплохо.
У председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияра Байтемирова – своя арифметика. «На селе сегодня проживает чуть менее четверти населения республики, и в большинстве своём жители сельской местности занимаются подсобным хозяйством. Около 470 тысяч личных подворий вместе с четырьмя тысячами фермеров производят более половины валовой сельхозпродукции, а в трети районов на их долю приходится 65 и более процентов. За прошедшие со дня принятия указанного закона годы личным подсобным хозяйствам на строительство мини-ферм, например, выделили 447 миллионов 641 тысячу рублей. И если сопоставить эту сумму и общее число ЛПХ, то получается, что на их долю пришлось лишь 0,5 процента бюджетных денег, выделенных сельхозпредприятиям республики», – сообщил лидер фермеров Татарстана. Этого, конечно, мало.
Роль личных подсобных хозяйств в продовольственной безопасности страны трудно переоценить. ЛПХ вносят в неё большой вклад по молоку, производству говядины, занимают большую нишу по картофелю и в целом по овощам и фруктам. Но и здесь уже раздались тревожные звоночки – в ЛПХ, по наблюдению Камияра Байтемирова, начало «проседать» растениеводство. Крестьяне сокращают посадочные площади под овощи, картофель, ягоды, что неминуемо приведёт к их подорожанию. Да, субсидии для ЛПХ на поддержку животноводства выделяют, и они играют свою положительную роль. Однако, по мнению главы Ассоциации фермеров, следует внимательно относиться не только к этой отрасли, но и к выращиванию овощей и фруктов в ЛПХ.
Как это сделать, если на сегодня никто в республике, ни Камияр Байтемиров, ни даже органы статистики, не может сказать точно, сколько овощей и фруктов выращивается в огородах и садах сельчан? Дело в том, что в соответствии с положениями федерального законодательства учёт личных подсобных хозяйств органы местного самоуправления поселений ведут на основании сведений, предоставляемых владельцами ЛПХ на добровольной основе. А откуда тогда берутся отчётные показатели объёмов производства населением тех же картофеля и овощей? Практически только путём усреднённых подсчётов. Как пояснил Камияр Байтемиров, органы статистики арифметически вычисляют, сколько в огородах и теплицах сельчан (эти данные они получают путём опроса один раз в несколько лет в ходе сельхозпереписи) можно теоретически вырастить овощей, фруктов и ягод. Минусуют из этого числа «съеденные» самими владельцами ЛПХ нормы потребления и получают так называемые излишки продукции.
Казённые деньги любят не только счёт, но и отчёт. Как при таком весьма условном подсчёте объёмов производства растениеводческой продукции государство сможет поддерживать тех, кто трудится на земле? Возможно, для того чтобы обеспечить надлежащий учёт, сведения о своём «состоянии» граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны подавать в органы местного самоуправления не в добровольном, а в обязательном порядке?