Недавно не стало Инны Лимоновой – поэта, прозаика, драматурга, члена союзов писателей России и Татарстана…
Её молодость была тесно связана с Набережными Челнами, легендарным камазовским литобъединением «Орфей», первой в автограде театральной студией «Ника» и другими знаковыми в истории города местами и событиями. Но и после того, как в 1995 году Лимонова уехала в Москву, это лицо с фотографии, на которой юная Инна читает стихи, не стёрлось из памяти. Как и её голос из той другой эпохи, противоречивой и всё равно прекрасной.
Близкий друг и коллега Инны Лимоновой – челнинская журналистка Лариса ВАСИЛЕНКО посвятила ей на «Фейсбуке» короткий, но пронзительный пост, который мы публикуем с разрешения автора.
«В 16 лет, в начале семидесятых, Инна Лимонова приехала строить КамАЗ и город Набережные Челны. Она была начинающим поэтом и совсем неумелым строителем. Но очень скоро её стихи стали известны всей стране, а образ юной девушки с огромными глазами – своеобразным символом молодого строящегося города. Лимонова была в числе первых челнинских поэтов, поступивших в Литературный институт имени А.М.Горького в Москве. Её стихи печатали толстые журналы, её приглашали на важные мероприятия, почётные гости города с радостью встречались с ней, и особенно, когда у Инны родились близнецы. Тогда она написала:
За коляской хожу,
как за плугом.
Чуток сон мой до самой зари.
Так похожи они друг на друга,
Сыновья мои, снегири.
Она была беспокойной, отзывчивой, неравнодушной. Был в истории нашего города период, когда вдруг его переименовали в Брежнев. Вначале горожане оглушённо молчали, а затем начали тихо роптать, требуя вернуть городу родное имя. Есть люди, которые помнят, как на одной из городских конференций на сцену ворвалась Инна и перед полным залом срывающимся голосом прочитала:
Верните городу поэзию,
Вы, кто отнять её вольны!
Какой он, к чёрту,
город Брежнев?
Он – НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ!
А вам, без роду и без племени,
Не важно, где красиво жить.
В угоду жалкому
и временному
Зачем же вечное губить?
Чего ж надежды наши
стоили,
Коль жертве траурных
минут,
Любимцу бывшему истории,
Не ведать – как его зовут?
Ведь это мы – его начало!
Здесь, на семи шальных
ветрах,
Так упоительно качала
Нас юность в Бережных
Челнах!
Верните городу название,
Замяв политики каприз!
Он без него – как полк
без знамени!
А был – как белый парус
в бриз…
И эти строки, громко прозвучавшие в конце 80-х годов прошлого века, фактически стали последней каплей на весах возвращения городу исторического имени.
Инна была организатором и первым директором музея Марины Цветаевой в Елабуге. Она занималась исследованием творчества и жизни Марины Ивановны. Именно Лимонова обратилась к патриарху с письмом, где нашла такие аргументы в защиту поэта, что Русская православная церковь сочла возможным не числить Марину Ивановну среди самоубийц.
Думалось, что она баловень судьбы, но жизнь оказалась жестокой драмой – двое её сыновей трагически погибли, и саму её настигла тяжёлая болезнь, с которой она с переменным успехом боролась до самого конца. В последние годы Инна жила в подмосковных Мытищах. Там же, в Подмосковье, неподалёку от деревни Бородино, сейчас её последний приют… И давайте помнить Инну живой, весёлой, остроумной, любящей и любимой».