Лейла Фазлеева: «Не надо недооценивать наших детей»

Стартовала федеральная стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов»

О том, что планируется сделать в рамках инициативы, какую пользу она должна принести республике и нашей молодежи, мы говорили с заместителем Премьер-министра Татарстана Лейлой Фазлеевой.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: business-gazeta.ru

 

fazleeva

 

В апреле этого года стартовала федеральная стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов», цель которой – сформировать из талантливых и мотивированных подростков и их наставников лидерские команды, которые смогут работать на развитие региона. Татар­стан активно включился в этот проект. О том, что планируется сделать в рамках инициативы, какую пользу она должна принести республике и нашей молодежи, мы говорили с заместителем Премьер-министра Татарстана Лейлой Фазлеевой.

 

– Лейла Ринатовна, так что же представляет собой новая стратегическая инициатива?

– Уже из названия понятно, что речь идет о подготовке будущих кадров для региона. Ведь мы сегодня должны мыслить не в категориях «завтра» и даже «послезавтра», а четко предполагать, что будет с трудоспособным населением через десять, двадцать, тридцать лет. Так что в глобальном смысле эта инициатива устремлена на решение задач будущего. Интересы юных татарстанцев сегодня – это перспективные направления развития республики в ближайшее время.

В текущем порядке инициатива направлена на работу с детьми, со школьниками от 14 до 17 лет, которые изначально ориентированы и мотивированы на развитие своих регионов и на собственный профессиональный рост. Это профориентационная работа, которая носит не только теоретический, но и прикладной характер. Подростки предлагают свои проекты в самых разных сферах, и их учат реализовывать эти проекты от начала и до конца. Это воспитывает очень много качеств, например лидерские, о необходимости формирования которых мы все время говорим. Воспитывается умение создавать команду и, что немаловажно, действовать в команде – это колоссальный навык, повышающий конкурентоспособность.

 


Мы наивно полагаем, что детей не интересуют серьезные темы. А это не так. У нас невероятно талантливые дети, которые в большинстве своем готовы и хотят полноправно участвовать во взрослой жизни


 

Очень важно, что детям прививается проектное мышление. Освоение проектных технологий обеспечит формирование жизненно важных навыков, необходимых отнюдь не только в профессиональной сфере.

Еще один важный момент: в проекте развивается и так называемый институт наставничества. За ребенком закрепляются высококвалифицированный наставник и специалист-тьютор. Объединяя их усилия, мы получаем синергетический эффект, когда один плюс один плюс один – это не только три, а может быть и четыре, и пять, потому что в процессе взаимодействия появляются новые идеи, и проект прирастает новыми результатами.

 

– Если мы говорим о том, что это федеральная инициатива, значит, она проходит по всей России?

– Не все регионы вошли в проект. Помимо Татарстана, еще Московская, Тульская, Тюменская, Ульяновская и Нижегородская области, Пермский край. Наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов инициативу однозначно поддержал. Был организован конкурс, на отборочный тур заявились 577 участников со своими проектами, 186 из них отобраны для дальнейшего участия. Сейчас мы готовимся провести школу для тьюторов, потом пройдет обучение подростков в лагере «Дуслык», в середине августа планируется обучение наставников. С сентября по февраль следующего года под руководством наставников и тьюторов школьники будут уже получать опыт проектной деятельности, посещать обязательные элективные курсы, стажироваться, готовить свои проекты к реализации. На федеральном уровне будут отбираться те проекты, которые покажутся членам комиссии наиболее интересными по итогам их реализации. Победители отправятся в «Артек». Но не только отдыхать, а еще и продолжать обучение.

 

 Лейла ФАЗЛЕЕВА,
заместитель Премьер-министра Татарстана:

fazleeva2

Участвовать в конкурсе может абсолютно любой ребенок. Проекты подразумевают развитие любых территорий, без деления на город и сельскую местность.

– О каких вообще проектах идет речь? Что предлагали школьники, проходя конкурсный отбор?

– Мне самой было любопытно, какие идеи они предлагают. Интересы очень разнообразны. Много было заявок экологического характера. Значит, у нас экологическое воспитание в школах ведется правильно, родители и учителя сумели привить детям мысль о необходимости бережного отношения к природе, родной земле. Это очень радует.

Следующий момент, который тоже порадовал: ряд проектов подразумевает работу по формированию среды обитания человека, но уже не с точки зрения экологии, а в парадигме развития городских пространств – например, многофункциональных площадок, которые позволят ни много ни мало сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Детей интересуют и вопросы языковой политики: есть проекты, направленные на сохранение языков и родной культуры народов, проживающих на территории республики.

Имеются проекты, посвященные проблемам мигрантов. Мы наивно полагаем, что детей не интересуют такие серьезные темы. А это не так. Да и вообще, если посмотреть заявки, тут и экология рек, и облик городов, проблемы исторической грамотности, внутреннего туризма, профориентации школьников, профилактики правонарушений… Очень мне понравился проект, где говорится о подготовке школьников к сельскохозяйственному труду. Вообще, я как педагог была приятно поражена тем, что предлагают ребята. У нас невероятно талантливые дети, которые в большинстве своем готовы и хотят полноправно участвовать во взрослой жизни. Мы их обычно от этого ограждаем, а данная инициатива даст нам возможность послушать и услышать детей.

 

– Вы упомянули о сельской тематике – то есть сельские школьники тоже попали в эту программу?

– Да. Участвовать в конкурсе может абсолютно любой ребенок. Проекты подразумевают развитие любых территорий, без деления на город и сельскую местность. Цифровое пространство стирает границы. Мы почему-то очень пугаемся современного информационного пространства, а ведь это наш союзник. И мы видим, что с помощью тех же самых соцсетей ребята могут быстро собрать виртуальную команду, в которой один участник может быть из Казани, другой из Лениногорска, а третий из Бавлов. И к этому нужно стремиться, пример тому – современные «взрослые» команды, объединяющие специалистов разного уровня со всего мира.

 

– Кто выступает в роли тьюторов и наставников?

– И руководители управленческого звена, и представители предприятий. В качестве тьюторов выступают в том числе студенты. Все зависит от того, в какой сфере будут реализовываться проекты. Если это экологическое право, к примеру, понятно, что это связано с деятельностью природоохранной прокуратуры, может, Минлесхоза. Если это касается автомобилестроения, то тут, конечно, подключаются соответствующие предприятия. Мигранты – это межведомственная история между МВД, Минсоцзащиты и регионами. И мы обязаны будем в каждом случае подобрать соответствующего наставника. Конечно, наставники должны хотеть работать с детьми, потому что развивать ребенка можно, только когда ты сам горишь своим делом.

 

– Есть те, кто хочет?

– Безусловно. Людей, которые болеют за свое дело, у нас большое количество.

 

– В республике принята программа поддержки талантов, действует множество программ, рассчитанных на молодые дарования, есть даже Университет талантов. В чем принципиальное новшество именно этой инициативы?

– Не надо искать здесь принципиальных новшеств, надо искать совокупность. Совокупность ряда проектов дает возможность работать с разномотивированными детьми. К примеру, программа «Алгарыш» рассчитана на студентов. А в «Кадрах» ты можешь не быть студентом. Это разные целевые аудитории. Поэтому я бы не стала говорить, что эти проекты подменяют или взаимозаменяют друг друга. В конце концов, любые проекты по работе с детьми хороши. Подростки общаются, приобретают коммуникативные навыки, формируется их мышление. Кстати, Университет талантов тоже подключился к данной работе.

 


Совокупность ряда проектов дает возможность работать с разномотивированными детьми. В конце концов, любые проекты по работе с детьми хороши. Подростки общаются, приобретают коммуникативные навыки, формируется их мышление


 

– Чего ждать республике от этой стратегической инициативы?

– Конкретных реализованных проектов, решающих те или иные проблемы в сферах экологии, миграции, здоровья, языковой политики… Ждем юных специалистов в каждой сфере, которые потом осмысленно и осознанно выберут профессию. Ждем людей, обладающих проектным, критическим и системным мышлением. Ждем сформированные детские команды, которые потом смогут нести проектную культуру в свою подростковую среду, да и в свое будущее.

 

– Наверняка при реализации нужно будет подключать «взрослые» структуры…

– Конечно, но ряд проектов дети смогут реализовать и сами. Мы очень недооцениваем способности наших детей в реализации тех идей, которые им важны и интересны. Они могут так прекрасно объединить усилия! Многие становятся инициаторами волонтерских, добровольческих начинаний и часто даже нас не спрашивают, и иногда лучше им не мешать.

 

– А получат ли они потом какие-то преференции при поступлении в вуз?

– Законодательством это пока не предусмотрено. Но вузы сами могут давать какие-то преференции, связанные с портфолио абитуриента. И, возможно, если проект обретет ту силу, на которую мы рассчитываем, то в перспективе это будет учитываться.

 

– Что, на ваш взгляд, должна сделать республика, чтобы талантливая молодежь со всеми этими проектными навыками потом от нас не уехала?

– Речь ведь изначально идет о проектах, направленных на развитие именно региона. И когда ты в своем регионе так много сделал, вложил душу, у тебя тут есть друзья, команда, то и уезжать-то никуда не надо.

А впрочем, если кто-то из этих подростков затем сможет выйти на новый, мировой уровень, это тоже значимо и важно.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще