Курс – 500 и выше

Отстающим школам республики поможет федеральный проект

В 2021 году 24 татарстанские школы стали участниками программы «500+». Это федеральный проект поддержки отстающих школ. Куратором проекта выступает Федеральный институт оценки качества образования.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: tulapressa.ru

Отстающим школам республики поможет федеральный проект

 

 

В 2021 году 24 татарстанские школы стали участниками программы «500+». Это федеральный проект поддержки отстающих школ. Куратором проекта выступает Федеральный институт оценки качества образования.

 

КАК ПОПАДАЮТ В ОТСТАЮЩИЕ

Вообще, конечно, «отстающая школа» – понятие весьма относительное.

– Просто взять и сказать, что эти школы хороши, а эти плохи, – нельзя, –  говорит руководитель казанского управления образования Ирек Ризванов. – Они ведь изначально работают в разных условиях. Куда-то отбирают только мотивированных к учёбе детей, из которых растят олимпиадников, а где-то учится ребёнок, оказавшийся в непростой жизненной ситуации, и будет хорошо, если он вообще придёт в школу, поест, будет в тепле, и на него не придёт протокол из полиции.

Тем не менее определённые критерии, позволяющие как-то ранжировать школы, конечно, есть. Прежде всего – это учебные результаты: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы… Есть ещё международное исследование образовательных достижений учащихся PISA, в котором регулярно принимают участие российские (и татарстанские в том числе) учебные заведения.

Данные всех этих проверочных испытаний стекаются в Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), где и расставляют школы по рангу – кто успешный, кто отстаёт… Институт же отбирает и участников проекта «500+». Кстати, эта цифра не случайна: 500 баллов и выше – это результаты лучших школ мира в исследовании PISA.

 

СОКРАТИТЬ РАЗРЫВ

Надо заметить, не все регионы соглашаются войти в проект, ведь тем самым ты как бы признаёшься, что у тебя есть проблемы в сфере образования.

За то, что Татарстан не побоялся взглянуть этим проблемам в лицо, руководители республиканской системы образования удостоились на последнем большом августовском педсовете похвалы от главы Рособрнадзора Анзора Музаева. Выступая перед татарстанскими педагогами, он отметил, что около девяноста школ Татарстана сегодня показывают лучшие в мире результаты, входят, так сказать, в школьную мировую элиту. Но есть примерно полсотни школ, которые тянут нас назад во всероссийских образовательных рейтингах. И главная задача, обозначил Музаев, состоит в том, чтобы учебные заведения с низкими результатами подтянуть до приемлемых показателей – это сразу повысит общий уровень республиканского образования.

 

ОЦЕНИВАЯ РИСКИ

Проект «500+» реализуется в России с 2020 года. Татарстан присоединился к нему весной 2021-го. Как рассказали нам в Минобрнауки РТ, ФИОКО по своим рейтингам отобрал для этого 24 школы. Больше всего среди них, говорит проректор по учебно-методической работе Института развития образования РТ Гульнара Сагеева, школ сельских, но и городские встречаются. От Казани, например, в программу вошли четыре школы. Кроме того, по словам Ирека Ризванова, ещё восемь столичных учебных заведений работают по аналогичному региональному проекту.

Помощь школам в рамках проекта – адресная. Каждой из них назначают куратора – это может быть директор или завуч какой-то успешной школы из одного с «подшефной» муниципального района, что логично: если школа, работающая в том же окружении, смогла добиться хороших результатов, значит, там знают, как бороться с местными рисками.

 

 

Ирек РИЗВАНОВ,
руководитель казанского управления образования:

В образовании нельзя ждать немедленных результатов. Если мы начинаем что-­то менять, то даже при очень интенсивной работе первые ощутимые итоги появятся года через три-­четыре.

Риски – это те основные проблемы, которые мешают конкретной школе показать хорошие результаты. Они могут разниться – где-то это слабая материально-техническая база, где-то дефицит учителей, где-то их недостаточная квалификация. Рисками могут быть неблагополучное социальное окружение, в котором существует школа, и даже языковой барьер, если речь идёт об учреждениях, где учится много детей трудовых мигрантов.

Совместно с куратором руководители школ – участниц проекта разрабатывают концепцию своего развития на ближайшие три – пять лет и среднесрочную программу – план мероприятий на ближайшее время.

Мероприятия эти зависят от существующих рисков. Если в школе много отстающих учеников – для них расписываются планы индивидуальных занятий. Если речь идёт о недостаточной квалификации учителей – продумывается система их дополнительного обучения, благо сейчас есть много различных программ повышения квалификации, и они доступны в Сети, то есть не обязательно ехать куда-то далеко, чтобы послушать семинары от мэтров педагогики.

Отдельные обучающие программы существуют и для управленцев – директоров и завучей. Общаясь с кураторами, они имеют возможность по-новому взглянуть на свою работу, увидеть возможности для роста, которых раньше не замечали.

Если говорить о школах с детьми-мигрантами, плохо знающими русский язык, то тут упор делается на внеклассную работу – экскурсии, концерты, спектакли на русском языке…

В школах, расположенных в проблемных районах, важно, отмечает Ирек Ризванов, максимально развивать доступное дополнительное образование, открывать спортивные секции. В таких районах, кстати, довольно тяжело обычно идёт работа с родителями. Они, случается, не проявляют никакого интереса к детским проблемам. И с каждой семьёй надо работать индивидуально…

– Тут должны быть полностью вовлечены в дело и классные руководители, и психологические службы, и завучи по воспитательной работе, – говорит Ирек Ризванов.

 

С ПРИЦЕЛОМ НА ПОСЛЕЗАВТРА

Конечно, вывод школы на новую ступень успеха требует больших усилий от её педагогического коллектива. И, казалось бы, дополнительная нагрузка на и без того перегруженных учителей (в наших школах ведь почти никто не работает на одну ставку) должна отпугивать. Мы спросили у кураторов проекта «500+» в Институте развития образования РТ – не увольняются ли учителя в связи с новыми требованиями? И узнали, что нет.

Более того, как рассказала нам директор одной из участвующих в проекте школ (номера условно отстающих учебных заведений в Минобрнауки, кстати, не разглашают, так что разговор шёл на условиях анонимности), работать, наоборот, стало легче. Ведь учителя, в принципе, и сами понимали, что дело движется плохо, что надо бы что-то поменять… Но вот как это сделать, если ты целый день просто крутишься в этом вечном клубке проблем, не имея ни времени, ни, может, нужной компетенции, ни сил на изменения? А кураторы и методисты, которых предоставляет проект, помогают взглянуть на проблемы со стороны, подсказывают неожиданные решения, направляют усилия в правильное русло. Всё это, надеются в ИРО и Минобрнауки РТ, обязательно даст результат.

Хотя рассчитывать, что всё изменится прямо завтра, не приходится.

– В образовании вообще нельзя ждать немедленных результатов, – говорит Ирек Ризванов. – Если мы начинаем что-то менять, то даже при очень интенсивной работе первые ощутимые итоги по-

явятся года через три-четыре. И оценивать всю эту работу надо не только по успеваемости. Нам важна и воспитательная часть. Уменьшатся ли, скажем, дисциплинарные нарушения у тех школьников, которые имели такие проблемы? Будет ли довольно население своей школой? Конечно, мы очень надеемся, что в итоге получим желаемые результаты. Ведь главное – это двигаться в правильном направлении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще