Фестиваль «Сила традиций. Щедра талантами родная сторона» собрал десятки гостей
В районном Доме культуры в Верхнем Услоне состоялся фестиваль «Сила традиций. Щедра талантами родная сторона». Самодеятельные коллективы сельских поселений представили гостям фестиваля обряды разных национальных групп, фольклорные игры и традиции трёх народов, живущих на территории района, – русских, татар и чувашей.
Как пояснила директор РДК Лилия Галимуллина, фестиваль прошёл в рамках Года национальных культур и традиций и стал генеральной репетицией перед презентацией Верхнеуслонского района на конкурсе «Культурная столица Татарстана», объявленном Минкультом РТ среди муниципальных образований республики.
Яркая праздничная программа включала народные игры, забавы для детей и взрослых, музейную экспозицию, мастер-классы. На площадке перед Домом культуры прошёл театрализованный показ обрядов, главными участниками которого были местные школьники.
По приглашению главы Верхнеуслонского района Марата Зиатдинова на фестивале побывали и журналисты газеты «Республика Татарстан».
Нас встретили по всем правилам: под ноги шубу расстелили, зерном и монетами осыпали, предложили отведать русские каравай и квас, татарские чак-чак и чай, чувашские хуплу и пиво. В фойе РДК мы погрузились в многоцветье, многозвучие красок, голосов, запахов и вкусов. Работали чайный дворик, русское, татарское и чувашское подворья, хозяйки которых приготовили национальные блюда, напитки и угощали ими всех желающих.
А после гости перешли в зрительный зал, где состоялся концерт самодеятельных артистов, объединивший все творческие коллективы Верхнеуслонского района.
«Русское подворье»
На «Русском подворье» мы продегустировали национальные блюда, приготовленные жительницами сёл Клянчино, Печищи и Русское Макулово.
Ольга Родионова проживает в селе Русское Макулово, выращивает свиней и привезла домашнее копчёное сало собственного приготовления. Поделилась рецептом его приготовления в луковой шелухе: «Я всё делаю на глазок: в ёмкость кладу полстакана соли, луковую шелуху, а поверх этого шматок сала и заливаю литром кипятка. Кипячу пять минут (если кусок большой, то подольше), выключаю огонь и «забываю» сало в рассоле на сутки. За это время оно вбирает в себя необходимое количество соли. Потом вынимаю его из рассола. К тому времени у меня уже готова смесь из чеснока, перца, которой я натираю кусок, заворачиваю его в ткань и отправляю в морозилку».
Мы попробовали «родионовское сало» и оценили по достоинству его вкус и нежность. Впрочем, как призналась Ольга, мягкость и вкус зависят не столько от способа приготовления, сколько от того, чем кормишь хрюшек. «Я своих свиней кормлю картошкой, свёклой, фуражным зерном, оттого и сало получается отменным!» – признаётся хозяйка.
Роза Мукаева привезла для «Русского подворья» рыбный пирог, готовить который научилась у свекрови. «Я родом из деревни Уланово, вышла замуж и переехала к мужу в Фадеево. В семье мужа готовят рыбный пирог по рецепту, который у них передаётся из поколения в поколение. Этот пирог, что я привезла, мне помогала готовить свекровь, – признаётся Роза и щедро делится рецептом, который за 20 лет супружества выучила наизусть. – Для теста берём пол-литра воды, столовую ложку сухих дрожжей, три чайные ложки сахара, чайную ложку соли, два яйца, 100 граммов растительного масла. Всё это смешиваем и, постепенно добавляя муку, замешиваем среднее тесто, которое держим в тепле, пока оно не поднимется. Затем тесто раскатываем, на дно выкладываем квашеную капусту, тушённую с луком, а сверху куски речной рыбы (у меня это обычно килограммовый жерех). Покрываем всё раскатанным тестом, закрепляем края и ставим в духовку на час при температуре 180 градусов. Когда корочка начнёт подрумяниваться, кладём на пирог мокрую ткань (чтобы верх не подгорел). Достав из духовки, накрываем полотенцем и обязательно даём пирогу «отдохнуть» минут двадцать».
Едят пирог как татарский бэлиш: вырезается верхняя «крышка», а нижняя часть вместе с рыбой делится на порционные куски.
«Татарское подворье»
А вот и «Татарское подворье», здесь хозяйничают жительницы поселений Янга-Юл, Ватан, имени М.Вахитова и Кзыл-Байрак.
Они привезли губадию, хворост, оладьи, корт и другие татарские блюда. За главную здесь, по всему видно, Рафиля Ганиятова (на снимке) из Кзыл-Байрака: она стоит во главе стола и угощает чаями собственного приготовления. Как и Ольга Коклюгина, она делает иван-чай, только ферментирует его другим способом. Листья собирает, складывает в пакет и отправляет в морозильную камеру на несколько часов. Потом размораживает и скручивает вручную, складывает в полиэтиленовые пакеты для ферментации до появления своеобразного запаха. А затем сушит.
«В нашем Кзыл-Байраке все пьют самодельные чаи, – говорит Рафиля Ганиятова. – Иван-чай, как и любой другой, мы не завариваем крутым кипятком. После того как вода закипела, ждём 15–20 секунд и только после этого заливаем листья кипятком. Через несколько минут чай можно разлить по чашкам, а в заварочный чайник вновь добавить кипяток. Заваривать иван-чай можно два раза».
«Чувашское подворье»
На «Чувашском подворье» хозяйничали жительницы сёл Большие Меми, Набережные Моркваши, посёлка имени Кирова и других деревень. Они не просто угощали яствами, но также пели чувашские песни и чуть ли не приплясывали у накрытого стола.
А на столе у них в этот день были лепёшки (пашалу), блины (икерче пелем) на молоке и сливочном масле, колобки из теста (йава), омлет (самарта хапартни), вареники (хуран кукли) и самое главное блюдо всех чувашских праздников – пирог с картофелем и свининой (хуплу). Пиво домашнего приготовления поразило мягким и приятным вкусом. Этот напиток приготовила Ольга Баймяшкина (на снимке) из деревни Нижнее Озеро Канашского сельского поселения.
«Пиво готовится несколько дней, – рассказывает мастерица. – Сначала нужен солод: ржаное зерно замачиваем и несколько дней держим под плёнкой. Когда оно начнёт прорастать, кладём его на чистое полотно на печке, подсушиваем до жёсткости и потом перемалываем на мельнице. Это и есть солод. Его вместе с хмелем закладываем в большие двухвёдерные чугунки (можно также добавить квасное сусло). Хорошенько промываем ржаную или пшеничную солому, ошпариваем, добавляем в чугунки и всё это заливаем крутым кипятком. Протапливаем печку и ставим в неё чугунки на всю ночь. Утром чугунки вынимаем и ставим на деревянную колодку, под которой размещаем кадку. В чугунках внизу есть отверстие, заткнутое пробкой. Вынимаем пробку, и в кадку течёт сладкая заготовка для пива. Потом чугунки ещё раз заливаем кипятком, выдерживаем полтора-два часа и сливаем заготовку. Всё слитое в первый и во второй раз смешиваем, добавляем дрожжи, сахар (некоторые добавляют также изюм) и оставляем на два-три дня. Затем спускаем в холодный погреб, где пиво может храниться очень долго. В самом начале пиво пьётся как квас (полградуса), а по мере хранения набирает до 4–5 градусов».