В этом году республиканское движение любителей автомобильной старины в Татарстане отмечает первую скромную круглую дату – 10 лет. Оно стартовало в 2006 году, а точкой отсчета стало создание авторетроклуба «ГАЗ-21 «Волга». Одновременно с клубом празднует нынче десятилетие и казанский фестиваль авторетротехники.
Автослет пройдет в этом году с 26 по 28 августа на автодроме «Казань-ринг» в Высокогорском районе и вновь, в этом можно быть уверенным, соберет на своей площадке большое число участников и поклонников. По традиции в эти же дни состоятся чемпионат России и гонки на Кубок Президента Татарстана по ралли-кроссу.
Накануне открытия юбилейного фестиваля авторетротехники мы встретились с Председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным, который стоял у истоков организации фестивального движения и создания авторетроклуба «ГАЗ-21».
– Фарид Хайруллович, вы с первого дня возглавляете клуб в качестве его президента. Вернемся ненадолго назад, вспомним, как «все начиналось»?
– С истории российского автопрома, конечно! Это та же отечественная история, которую мы уважаем, чтим и которой мы восхищаемся. В 2006 году, когда инициативная группа, состоявшая из 21 любителя раритетной машины, учреждала авторетроклуб «ГАЗ-21 «Волга», мы и ставили своей целью сохранение в XXI веке техники века минувшего. Все эти годы в данном направлении и движемся.
Сначала возникла идея объединить владельцев именно «волжанок» – во-первых, чтобы не дать пропасть этим заслуженным ветеранам отечественного автопрома. Но быстро сориентировались и расширили линейку авто, собрали под своим крылом владельцев самых разных марок. Проблем с содержанием раритетного автомобиля – и не только «Волги» – немало. Я и сам как автолюбитель с большим стажем и владелец в том числе 21-й «Волги» это испытываю! Кроме того, в республике масса других уникальных по своим характеристикам старинных автомобилей и мотоциклов. И у каждого – своя неповторимая легенда! «ГАЗ-21» вообще признали лучшим отечественным автомобилем XX столетия. И когда я встречаю «Волгу» на дорогах России и за рубежом, радуюсь и испытываю чувство гордости за то, что наши машины до сих пор служат людям.
За три неполных дня участникам фестиваля предстоит насыщенная программа, включающая гонки на автодроме, конкурсы водительского мастерства, «Автосабантуй», многочисленные концертные номера и шоу
– Насколько необходимо было появление в республике такого клуба?
– Как хорошо, что мы не побоялись взяться за незнакомое дело – и не прогадали. Сегодня уже можно говорить о том, что и клуб, и фестивальное движение старинной автомототехники тоже стали своеобразной визитной карточкой Татарстана. С годами мы не наскучили друг другу, наоборот, есть куда развиваться. К этому я бы еще скромно добавил, что в прошлом году исполнилась наша давняя мечта – у региональной общественной организации автолюбителей Республики Татарстан «Авторетроклуб-21» в Казани появился свой небольшой офис, такой своего рода штаб. Этот момент для нас важен, он означает, что движение состоялось. Пользуюсь возможностью еще раз поблагодарить Президента Рустама Минниханова за внимание к нашей деятельности, поддержку при открытии офиса. Фестиваль авторетротехники ежегодно проходит накануне Дня республики – 30 августа, по традиции на его открытии старается бывать и сам Президент, который, кстати, является членом авторетроклуба.
– А в чем вообще ценность фестиваля для нас, жителей республики?
– Я убежден, что мы занимаемся полезным делом: восстановлением, сохранением и пропагандой отечественных и зарубежных автомобилей. Но для меня, да и не только меня, конечно, важно, что со временем идея восстановления старинной автомототехники трансформировалась в полноценную общественную структуру, имеющую собственные цели и задачи. И сегодня на ее базе сформировалась уникальная площадка, объединяющая многих неравнодушных к этому делу людей разного возраста, профессий, жизненных устремлений. Еще у движения есть своя патриотическая миссия – повысить интерес молодежи к истории отечественного автомобилестроения. Мы этой цели практически достигли: участвуем во всех крупных российских мероприятиях с восстановленными автомобилями. В этом контексте я бы подчеркнул особенность казанского фестиваля – это максимально восстановленная историческая достоверность, аутентичность представляемых здесь образцов автомототехники. Кроме этого, помимо экземпляров автомотостарины, с любовью восстановленных энтузиастами, на фестивале также демонстрируются выездные экспозиции из музеев и частных собраний. Такое редко где увидишь. И я не удивляюсь тому, что за десять лет казанский фестиваль в своем формате стал самым масштабным и представительным в России.
Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета РТ: | |
Сегодня уже можно говорить о том, что и клуб, и фестивальное движение старинной автомототехники тоже стали своеобразной визитной карточкой Татарстана. С годами мы не наскучили друг другу, наоборот, есть куда развиваться. |
– Что еще отметите с плюсом за эти годы?
– Во-первых, ежегодное проведение фестиваля в последние выходные августа стало доброй традицией. Во-вторых, за прошедшее время он вышел не только на общероссийские просторы, но и получил международный статус, к нему проявляют активный интерес за рубежом. Под его знаменами собирались автолюбители из разных государств – Белоруссии, Германии, Литвы, Молдовы, Польши, Украины, Японии. Российские регионы постоянно представляют автолюбители из Чувашии, Марий Эл, Ульяновска, Самары, Тольятти, Нижнего Новгорода, Оренбурга – всех сразу и не назову!
В муниципальных районах республики действуют филиалы нашего клуба, старинные автомобили традиционно участвуют в различных праздниках, автопробегах, их владельцы оказывают поддержку социальным проектам.
Количество заявок на участие в очередном фестивале с каждым годом увеличивается – нынче оно подошло к двум сотням. Это и радует нас, организаторов, но и прибавляет забот, разумеется. Поэтому я от души благодарен активу клуба, администрации автодрома «Казань-ринг» – этим бессменным организаторам – за стремление провести фестивальные мероприятия на самом высоком уровне. И, конечно, самим участникам, многие из которых за эти десять лет стали для нас не столько партнерами, сколько близкими друзьями, единомышленниками.
– А как хозяева автомобилей во время фестиваля реагируют на «прикладной» интерес зрителей?
– По-разному! Кто-то тут же начинает оттирать тряпочкой отпечатки пальцев, оставленные на сверкающей полированной поверхности автомобиля, кто-то отгоняет излишне любопытных зрителей. Но в основном отношение к публике владельцев раритетных машин с годами поменялось, по моим наблюдениям. Они разрешают сфотографироваться прямо в кабине автомобиля и порулить, посигналить, особенно на радость детям.
– Фарид Хайруллович, сейчас так все сложно и политически, и экономически. Заниматься старинными автомобилями может позволить себе далеко не каждый автолюбитель. Это каким-то образом сказывается на проведении авторетрофестиваля, его популярности, а также на работе клуба, президентом которого вы являетесь?
– Сказывается, конечно, и прежде всего в финансовом отношении, вы же и сами это понимаете. Но, к счастью, не в такой степени, чтобы отказаться от проведения фестиваля, которого ждут десятки сотен жителей республики, гостей, болельщиков, в том числе из других регионов. Нельзя обмануть их ожидания! Что касается клуба, то в нем сегодня состоят почти 150 человек, поэтому у нас есть и текущие вопросы, как и в любой общественной организации.
Не всегда проблемы связаны с денежными затратами. Наоборот, я напомню, о чем мы только что говорили, – традиции нас объединяют, и это особенно необходимо в трудное время! Поэтому ждем вас, дорогие друзья, на праздник старинной автомототехники и на «Автосабантуй». Приходите, не пожалеете!