Ковровая вязь времён

Впервые в столице Татарстана открылась масштабная экспозиция, посвящённая азербайджанскому ковроткачеству, его традициям и современному воплощению древнего промысла.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: azerforum.com

 

Ковер_azerforum.com_

 

Впервые в столице Татарстана открылась масштабная экспозиция, посвящённая азербайджанскому ковроткачеству, его традициям и современному воплощению древнего промысла.

 

Выставка «Искусство ковра – эволюция смыслов» – совместный проект музея-заповедника «Казанский Кремль» и Азербайджанского национального музея ковра (Баку), где собрана самая крупная коллекция произведений азербайджанского коврового искусства, внесённого в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
ЮНЕСКО. Казанцы же получили уникальную возможность увидеть шедевры ковроткачества, погрузиться в мир древних орнаментов и их потаённых смыслов.

Старинная азербайджанская пословица гласит: «Мой дом находится там, где расстелен ковёр». Любопытно, что даже здание бакинского музея выполнено в форме разворачивающегося ковра… По словам его директора Ширин Меликовой, ковроткачество – самое древнее ремесло в Азербайджане, приравненное к искусству. Чтобы научиться «читать» азербайджанский ковёр, надо знать мифологию и историю всех этносов, которые населяли и продолжают населять этот регион.

Выставку в казанском «Манеже» можно условно разделить на два блока. В первом представлены старинные ковры из фондов музея, а во втором – произведения современных мастеров, созданные по эскизам известного художника Чингиза Бабаева, работающего под творческим псевдонимом CHINGIZ. «Это неслучайно, – отметила Ширин Меликова. – Мы попытались создать диалог между прошлым и будущим, показать, что традиционный азербайджанский ковёр – это не просто артефакт, но и живой источник вдохновения…»

Ковроткачество когда-то было частью и татарской традиционной культуры, но сейчас, к сожалению, его секреты почти утрачены, напомнила на церемонии открытия выставки министр культуры Татарстана Ирада Аюпова и выразила надежду на возрождение этой традиции. Кроме того, выставка всколыхнула у неё детские воспоминания. «Я сама родилась в Баку, и наша соседка тоже ткала ковры… Это очень кропотливый труд», – поделилась Ирада Аюпова с участниками вернисажа. 

 

Ковер_3_azerforum.com_

 

Кураторская экскурсия от Ширин Меликовой плавно перетекла в творческую встречу с народным художником Азербайджана Чингизом Бабаевым. Протягивая ниточку от культуры прошлого к нашим дням, он по-своему продолжает древнюю традицию, создавая уникальные авторские ковры и целые ковровые инсталляции на остросовременные темы. Каждый ковёр имеет своё название, но какие-то вещи, по мнению художника, должны оставаться неназванными, чтобы зрители сами могли «доработать», приложив умственные и душевные усилия. К примеру, один из ковров, созданных по эскизам Бабаева, называется «Сопротивление», там среди множества чёрных треугольников, напоминающих ворон на когтистых лапах, затесался один треугольник солнечно-оранжевого цвета… «Я сопротивляюсь невежеству! Оно вездесуще, и от него все наши беды», – поясняет свой замысел Чингиз Бабаев. По его словам, «невежество» не всегда означает отсутствие образования, скорее, это нежелание узнавать что-то новое…

Своеобразным ключом к творчеству современного мастера может служить инсталляция «Чистая история», также представленная на этой выставке. Это однотонный ковёр без орнамента цвета натуральной шерсти, под которым рассыпаны, как опавшие листья, символы ушедших эпох. Вечное искушение и привилегия художника всё начать «с чистого листа»… «Я могу создать новую историю, где не будет ни войны, ни голода, ни границ – ничего, что губит жизни миллионов людей», – убеждён Чингиз Бабаев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще