В сельской местности Татарстана проживают 912,6 тысячи человек (23,6 процента от населения республики), и их число ежегодно уменьшается на 80–90 тысяч. Если так пойдет и дальше, то лет через 10–15 в республике опустеют деревни и села. И где тогда окажется наше сельское хозяйство?
Руководство республики со своей стороны делает все возможное для поддержки сельчан, создания на селе достойной инфраструктуры. В принятом на 2017 год бюджете на финансирование татарстанского агропромышленного комплекса заложено 8,5 млрд рублей, а в плановый трехлетний период ожидается поступление ежегодно около 2,5 млрд федеральных рублей. «Радует, что в ряде районов не сидят с протянутой рукой, а изыскивают возможности для поддержки малых форм хозяйствования и из своих ресурсов. И не обязательно деньгами: где-то предоставляют льготы, где-то берут меньшую сумму за подключение к электроэнергетике, – отметил Фарид Мухаметшин на XVII съезде Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана. – Во многом благодаря господдержке в 2016 году удалось реализовать запланированные проекты. Кроме того, был отмечен рост экономики и валового регионального продукта. Здесь значительна лепта наших сельхозтоваропроизводителей, в том числе представителей среднего и малого бизнеса».
В принятом на 2017 год бюджете на финансирование татарстанского агропромышленного комплекса заложено 8,5 млрд рублей, а в плановый трехлетний период ожидается поступление ежегодно около 2,5 млрд федеральных рублей
А самой продвинутой, инициативной и креативной частью сельского населения, по мнению главы республиканского парламента, являются фермеры. Именно от них во многом зависит будущее не только села, но и агропромышленного комплекса в целом.
«Малые формы хозяйствования, – считает Фарид Мухаметшин, – не только обеспечивают вклад в сельхозпроизводство, но и решают ряд важных задач, среди которых – обеспечение занятости сельского населения, закрепление людей на селе и другие. В прошлом году КФХ произведена пятая часть зерна и подсолнечника, 14,4 процента овощей, 3,4 процента мяса и 8 процентов молока. За этими цифрами виден каждодневный напряженный труд сельчан», – подчеркнул Председатель Госсовета.
Эффект от малого бизнеса был бы более значительным, если бы они объединились в сельскохозяйственные кооперативы, считают чиновники. «Наши фермеры научились производить сельхозпродукцию, однако в Татарстане до сих пор не решена проблема ее систематизированной продажи. Заготовители, переработчики больше интересуются крупными поставками. Даже за 200–300 литров молока, поставляемого семейной фермой, дадут на два-три рубля меньше, чем тому поставщику, который способен доставить продукт на «КамАЗе» с прицепом.
Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета РТ: | |
Радует, что в ряде районов не сидят с протянутой рукой, а изыскивают возможности для поддержки малых форм хозяйствования и из своих ресурсов. |
Рынок очень насыщен, и некрупным товаропроизводителям крайне трудно конкурировать с большими самостоятельными предприятиями. Переработчики и заготовители заинтересованы в больших поставках, поэтому нужно объединяться в кооперативы, которые помогут развиваться и быть сильнее», – уверен министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов.
С этим согласен и глава Ассоциации фермеров Татарстана Камияр Байтемиров: «В прошлом году аграрным комплексом республики произведено продукции на 238 миллиардов рублей, и почти 54 процента из них – силами крестьянско-фермерских хозяйств и ЛПХ, – сообщил он. – Их деятельность была бы более эффективной, если бы они имели возможность сами перерабатывать и сбывать сельхозпродукцию». По его словам, сейчас в Татарстане реально функционируют 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но этого числа недостаточно.
Объединяться в сельхозкооперативы мелких товаропроизводителей призывают все последние годы. Так, шесть лет назад в республике действовали около 15 таких структур, а после того как сельхозкооперация была обозначена стратегическим путем развития АПК, количество кооперативов в республике выросло до двух сотен.
Нынешнюю ситуацию с сельхозкооперацией в республике можно назвать противоречивой. С одной стороны, есть положительный опыт таких успешных СХПК, как «Восток» Нурлатского района, «Индейка» (Зеленодольский), «Большая Елга» (Рыбно-Слободский), «Восток» (Мензелинский), «Агро Лидер» (Муслюмовский), «Карат» (Новошешминский). С другой стороны, кроме отдельных примеров, особо похвастать нечем. Ведь из двух сотен появившихся за последнее время СПК реально работают не больше 30. «Большинство из них созданы формально, административным методом и существуют практически только на бумаге», – с сожалением отметил спикер татарстанского парламента.
Что же сдерживает развитие кооперации? По мнению Камияра Байтемирова, недостаточная эффективность работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов связана как с низким уровнем государственной поддержки, так и с отсутствием заинтересованности у самих товаропроизводителей. «Нужны законодательные решения, исключающие двойное налогообложение. КФХ и ЛПХ, реализующим продукцию или закупающим ресурсы через кооперативы, нужно предоставлять государственные субсидии». Кроме того, частники опасаются, что со временем их активы, внесенные в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, будут кем-либо приватизированы – по примеру «советских» районных потребительских обществ.
Объединяться в сельхозкооперативы мелких товаропроизводителей призывают все последние годы. Так, шесть лет назад в республике действовали около 15 таких структур, а после того как сельхозкооперация была обозначена стратегическим путем развития АПК, количество кооперативов в республике выросло до двух сотен
Никто не спорит – мелким производителям нужно объединять свои усилия и создавать современные структуры в форме сельскохозяйственных кооперативов, которые будут защищать их интересы, помогать осуществлять совместное производство, первичную переработку, сбыт продукции. Более того, для сохранения социальной стабильности и экономического роста важно вовлечь в кооперативные отношения всех жителей села.
Но при этом должен соблюдаться главный принцип – добровольность. Ведь это не тот случай, когда созданная из-под административной палки структура в конечном итоге становится успешной и результативной.