В Татарстане проверят все АЗС и нефтебазы
Сколько бы ни говорили об альтернативных видах автомобильного топлива, основная масса машин по-прежнему потребляет бензин или солярку. Здоровье «железных коней», да и нас с вами напрямую зависит от их качества. Растёт ли оно вместе с ценами?
ФИЛЬТРУЕМОСТЬ ЧАСТНОЙ ТОРГОВЛИ
В последний предзимний месяц в нашей республике традиционно проводится месячник по мониторингу качества реализуемого моторного топлива. На основании распоряжения Кабинета Министров РТ до конца ноября в Татарстане будут проверены нескольких сот объектов розничной и оптовой торговли горючим – автозаправочные станции и нефтебазы.
…АЗС возле крупного торгового центра на казанском проспекте Победы. Сотрудники республиканского Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов отбирают пробу топлива. Три литра 95-го бензина с одной из колонок наливают в канистру. Из неё топливо переливается в три одинаковые литровые бутылки из тёмного стекла, которые маркируются и опечатываются двумя пломбами, одна из которых принадлежит АЗС. Составляется акт отбора проб.
Одна бутылка отправляется в специальную лабораторию как «рабочая проба». Она абсолютно безлична среди десятков других. На бирке лаборанты увидят марку топлива и номер пробы, но не будут знать, откуда она взята. Из двух оставшихся «арбитражных проб» (на случай разногласий сторон и привлечения сторонних экспертов) одна остаётся на заправке, другая будет 45 суток храниться в Управлении рационального использования ТЭР.
Массовые проверки АЗС и нефтебаз проводятся в нашей республике с 2005 года и в комплексе с прочими защитными мерами дают ощутимый положительный результат. В середине нулевых некондиция обнаруживалась в каждой пятой пробе
По словам начальника одной из аккредитованных лабораторий Елены Базаевой, на работу с одной пробой уходит не менее шести часов. При этом анализы для подстраховки дублируются. При наличии ГОСТов качество бензина оценивается по шести, а качество дизельного топлива – по семи показателям. В обоих случаях в протокол испытаний заносятся фракционный состав, плотность горючего, содержание в нём серы (которое не должно превышать 10 миллиграммов на килограмм топлива), а также результаты «испытания на медной пластинке», выявляющего наличие в топливе агрессивных веществ.
Специфическим для бензина является показатель концентрации смол, который не должен превышать 5 миллиграммов на сто кубических сантиметров. Что касается дизеля, то для него важнейшим показателем является предельная температура фильтруемости. Способность проходить через «узкие места» топливной системы двигателя при понижении температуры определяет сезонную классификацию солярки – летнюю, зимнюю или арктическую.
Шамиль ГУМЕРОВ, заместитель начальника Управления рационального использования ТЭР: | |
Некоторые АЗС разбавляют дизель печным топливом, в котором допустимое содержание серы в тысячу раз больше! Мы выявляем такие случаи и хотим заострить внимание на этой проблеме, серьезно влияющей на экологию. |
– В ходе месячника по проверке качества топливо проверяется на всех автозаправочных станциях, расположенных в Республике Татарстан, – говорит заместитель начальника Управления рационального использования ТЭР Шамиль Гумеров. – По состоянию на девятое ноября, на 240 АЗС мы отобрали 450 проб. В лаборатории уже испытано более 260, из них семь – не соответствуют требованиям стандартов. Информация в установленном порядке направлена хозяевам АЗС. Они могут принять наши претензии или же отправить арбитражную пробу в независимую лабораторию. Если несоответствие стандартам подтвердится, мы направляем материалы в надзорные органы, в частности в прокуратуру. Нарушителю при этом грозит серьёзный штраф.
Из года в год основная проблема топлива, особенно солярки, которой торгуют на наших АЗС, – превышение содержания серы. Агрессивные сернистые соединения сокращают не только ресурс двигателя, но и нашу с вами жизнь.
– Я уже давно говорю об этом: у нас на автозаправочных станциях вместо солярки реализуется судовое и печное топливо, – с горечью продолжает Шамиль Бариевич. – Некоторые АЗС разбавляют дизель печным топливом, в котором допустимое содержание серы в тысячу раз больше! Мы выявляем такие случаи и хотим заострить внимание на этой проблеме, серьезно влияющей на экологию.
Массовые проверки АЗС и нефтебаз проводятся в нашей республике с 2005 года и в комплексе с прочими защитными мерами дают ощутимый положительный результат. В середине нулевых некондиция обнаруживалась в каждой пятой пробе. Сегодня, по словам Шамиля Гумерова, доля некачественного топлива из более чем двух тысяч проб в год – около четырёх процентов.
Татарстан – едва ли не единственный регион России, в котором мониторинг качества моторного топлива ведётся на системном уровне. Однако даже нам расслабляться не стоит. Чем выше цены на заправках, тем больше желающих разбавить бензин «отходами ослиной жизнедеятельности».
на заметку |
Дешевизна топлива на отдельно взятой заправке – реальный повод для подозрений. А уж когда название при этом похоже на известный логотип – жди беды. Если после очередной заправки автомобиль начнёт намекать, что отравился бензином, – немедленно звоните по телефону горячей линии Управления рационального использования ТЭР |
ЖЕРТВЫ ПАЛЁНОГО ГОРЮЧЕГО
Многим татарстанцам, а также некоторым жителям соседних регионов по-прежнему памятны скандальные события восьмилетней давности. Буквально за сутки из-за некачественного бензина вышли из строя шестьсот автомобилей! Все они заправлялись в окрестностях Казани 92-м бензином на АЗС, принадлежавших частному предпринимателю. Водителей привлекало идеальное, как им казалось, сочетание бренда и цены. В названиях заправок были использованы логотипы двух известных нефтяных компаний, а топливо стоило на три рубля меньше, чем в среднем по Казани.
В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что «фирменные» названия АЗС – чистое пиратство. А продававшийся здесь товар не имел права называться бензином. Концентрация смол в самопальном горючем в сорок раз превышала допустимое значение, что в прямом смысле склеило клапаны в двигателях! Ущерб автовладельцев в ценах 2010 года составил около 25 миллионов рублей.
По мнению экспертов, дешевизна топлива на отдельно взятой заправке – реальный повод для подозрений. А уж когда название при этом похоже на известный логотип – жди беды. Хочется верить, что с вами её не случится. Но если после очередной заправки автомобиль начнёт намекать, что отравился бензином, – немедленно звоните по телефону горячей линии Управления рационального использования ТЭР (843) 295-26-57. Одним лишь чеком с АЗС в суде оперировать сложно, а вот официальный акт проверки – весомое доказательство в вашу пользу. И хотя ни одна из 37 жалоб, поступивших в управление с начала года, не нашла своего подтверждения, это ещё не повод считать ситуацию безоблачной.