Татарстан на чемпионат мира по профмастерству WorldSkills–2019 намерен выдвинуть новую номинацию
С 26 по 29 октября в столице Татарстана пройдет первый международный чемпионат по композитным технологиям Composite Battle World Cup Kazan – 2016. Его организаторами выступают три мощных вуза нашей страны: Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева (КНИТУ-КАИ), Московский государственный технический университет имени Баумана и Московский государственный университет имени Ломоносова. Участники турнира на глазах зрителей и компетентного жюри будут проектировать и изготавливать изделия по техническим заданиям, связанным с аэрокосмической отраслью.
Почему решено провести соревнования среди специалистов именно по композитам? С этим вопросом мы обратились к ректору КНИТУ-КАИ, доктору физико-математических наук, заслуженному деятелю науки РТ Альберту Гильмутдинову.
– XX век был периодом металлов и сплавов, из которых делались самолеты, корабли, автомобили. XXI век все больше становится эпохой композитов – искусственно созданных из нескольких компонентов материалов, обладающих исключительными свойствами, – говорит Альберт Харисович. – Знаете, крупный американский магистральный реактивный самолет «Боинг-787», который еще называют «Дримлайнером» или «Лайнером-мечтой», способный взять на борт от 250 до 330 человек, стал первым пассажирским летательным аппаратом, изготовленным с использованием большой доли композиционных материалов. Новый российский МС-21, который именуют «Магистральным самолетом XXI века» (презентация его летного образца состоялась 8 июня этого года на Иркутском авиационном заводе. – Прим. авт.), процентов на тридцать состоит из композитных комплектующих – это крылья, хвостовое оперение.
Сейчас из композитов создается техника брендов «Боинг», «Сухой», БМВ, «Мерседес», «Ауди»… Это материал XXI века, который все больше внедряется в нашу жизнь.
– Он облегчает изделия, делает их прочнее?..
– Композиты позволяют значительно облегчить конструкции, они гораздо технологичнее, чем металлы и сплавы, что приводит к существенной экономии на стадии изготовления продукта. Как пример. Сейчас крылья самолетов клепают. На одном крыле – тысячи клепок, что приводит к невероятному усложнению и лишнему весу конструкции. Технологичность для авиации играет ключевую роль. Когда самолет поднимается на высоту в десять тысяч метров, каждый лишний килограмм, который он несет в себе, – это неполезная нагрузка, сказывающаяся на его конкурентоспособности.
Производители стремятся максимально облегчить свою технику, при этом улучшив ее прочностные характеристики. Композит – вечный материал, не подвергающийся коррозии и другим воздействиям агрессивной окружающей среды, в отличие от металлов.
Композиты позволяют значительно облегчить конструкции, они гораздо технологичнее, чем металлы и сплавы, что приводит к существенной экономии на стадии изготовления продукта
– Кто готовит специалистов по композиционным материалам?
– Наш университет и вузы-партнеры, которые выступили соорганизаторами чемпионата. Если «ломоносовцы» больше специализируются на составляющих композитных материалов (углеродных волокнах и прочих связующих элементах), «бауманцы» сильны в проектировании изделий из них, то «туполевцы» в основном сосредоточены на разработке технологий для производства такой продукции. То есть мы прекрасно друг друга дополняем. Это уникальная комбинация, в области композитных технологий более сильного сочетания нет.
– То есть у вас сложилась настоящая межвузовская кооперация.
– Именно так. Более того – мы реализуем совместные магистерские программы. И студенты трех вузов делятся между собой бесценным опытом.
– А молодежь идет на эту специальность, не чувствуется нехватки абитуриентов?
– Еще как идет! Потому что знает: композиты все шире и шире будут внедряться в жизнь, соответственно, специалисты в данной области будут все более и более востребованы. Ведь это – самое новое направление экономики, самые новые технологии, самые перспективные материалы.
Естественно, вследствие наших общений с МГТУ, МГУ и в соответствии с тенденциями инновационного развития мировой экономики зародилась идея по организации международного интеллектуального турнира Composite Battle.
Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ, ректор КНИТУ-КАИ: | |
Сейчас из композитов создается техника брендов «Боинг», «Сухой», БМВ, «Мерседес», «Ауди»… Это материал XXI века, который все больше внедряется в нашу жизнь». |
– Какую роль играет ваш вуз в подготовке этого масштабного мероприятия?
– Основную. Да, идеологами этого чемпионата выступают три ведущих университета России. А его конкретным организатором – КНИТУ-КАИ. Конкурс предполагается провести в два этапа: всероссийский – в течение трех дней, с 26 по 28 октября, он пройдет в спортивном комплексе «КАИ-Олимп», международный, 29 октября, – во дворце единоборств «Ак Барс».
– Какие страны, помимо России, планируются к участию в этих соревнованиях?
– На сегодня подтвердили свое участие команды из Китая, Индии, Германии, Казах-стана, Беларуси, Великобритании, Бразилии и Южно-Африканской Республики. В международном кроссе выступят три команды от России, которые займут три первых места на федеральном этапе.
– Мировой чемпионат по композитам в России будет проводиться впервые. Но, как известно, команда КНИТУ-КАИ «Гипар» заняла второе место на всероссийском чемпионате Composite Battle – 2015. Рассчитываете на победу в предстоящем турнире?
– Теоретически мы можем не попасть в тройку призеров, а можем занять и первое место. Время покажет – конкурс есть конкурс.
– В прошлом году КНИТУ-КАИ принимал региональный этап этого всероссийского состязания. Вам помог опыт его проведения в подготовке к нынешнему турниру?
– Впервые всероссийский турнир прошел в прошлом году в Москве, в нем приняли участие 13 команд, в частности, коллектив КНИТУ-КАИ.
Провести турнир по композитным технологиям – это не все равно, что организовать олимпиаду по русскому языку и литературе, где нужны лишь тетради, ручки и заданные темы. Я говорю при всем уважении к этим предметам. У нас же нужны и соответствующие материалы, из которых на глазах жюри будут изготавливаться изделия, и оснастка для их производства. Поэтому практический опыт проведения региональных и всероссийских соревнований совместно с вузами Москвы очень помог.
– А защищать честь КАИ будет тот же «Гипар»?
– Да. Возможно, в команду войдут новички. Существует внутренняя конкуренция. Хотим, чтобы наша сборная состояла из самых сильных ребят, в числе которых будут и представители инжинирингового центра «КАИ-Композит».
– А разработанный в этом центре сверхлегкий мини-самолет КАИ-71 тоже изготовлен из композитных материалов?
– Да, могу с гордостью заявить, что мы из композитов разработали, спроектировали и произвели этот реально летающий сверхлегкий самолет, который действительно в своем классе один из самых легких в мире. Этот борт без массы пилота вместе с двигателем, вы не поверите, весит всего 126 килограммов! Его планер полностью композитный. И эта «пушинка» реально летает! Ее крыло вы можете поднять даже мизинцем, но в то же время оно очень
прочное и выдерживает огромную нагрузку. Есть одноместный и двухместный варианты машины. Сейчас аппарат проходит летные испытания.
Недавно я был в Китае, встречался с руководством Шэньянского аэрокосмического университета. Мне подарили макет сверхлегкого самолета, созданного там, который в действительности весит 238 килограммов. Когда ученые этого вуза узнали, что наш аппарат тянет лишь на 126 кило, они отреагировали следующим образом: тогда мы едем к вам!.. И собираются прибыть в Казань уже в начале октября. Кроме того, интерес к этой машине проявляют различные структуры из США, многих стран Европы.
Производители стремятся максимально облегчить свою технику, при этом улучшив ее прочностные характеристики. Композит – вечный материал, не подвергающийся коррозии и другим воздействиям агрессивной окружающей среды, в отличие от металлов
– Альберт Харисович, вы рассказали о кооперации с московскими вузами. На международной конференции, которая намечена в рамках Composite Battle, будете представлять этот опыт?
– В том числе да. Кроме наших трех университетов, в этих мероприятиях будет участвовать огромное количество представителей международного промышленного и научного сообщества. В частности, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – одного из лучших политехов нашей страны, который пришлет на чемпионат свою команду.
Кстати, наш сверхновый истребитель пятого поколения Т-50, который по основным параметрам признан лучшим в мире в своем классе и призван бросить вызов американскому F-22 Raptor («Хищник»), практически полностью сделан из композита, производимого Обнинским научно-производственным предприятием «Технология» имени А.Г.Ромашина – одним из ведущих в России в области создания высокотехнологичной продукции для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта и вооружения. Эта компания – тоже наш хороший друг и партнер. Она представит свою команду в чемпионате и примет участие в работе конференции.
– Премьер-министр Ильдар Халиков на заседании оргкомитета по подготовке чемпионата сказал, что сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы композиционную компетенцию включить в перечень номинаций чемпионата мира по профмастерству WorldSkills, который пройдет в 2019 году в Казани…
– Эта инициатива исходила от организаторов нынешнего турнира по композитам. Более того – уже в текущем году мы будем проводить соревнования по стандартам WorldSkills. На днях Президент Рустам Минниханов планирует подписать письмо с приглашением об участии в данном чемпионате руководителей всероссийского и всемирного движения WorldSkills, которое на протяжении свыше шестидесяти лет пропагандирует рабочие профессии.
Страна, которая принимает у себя мировой чемпионат WorldSkills, вправе заявить о своей новой компетенции. А Россия, в частности Казань, станет хозяйкой такого турнира в 2019 году. И мы хотим выдвинуть новое направление – композиционные технологии. Автором этого почина станет Россия, а конкретно – Татар-стан и КНИТУ-КАИ.
Еще хочу отметить, что пройдут соревнования не только среди взрослых в возрасте до 35 лет, но и среди детей – JuniorComposite Battle. Их участниками станут в том числе ребята из Инженерного лицея для одаренных детей, который мы открыли при КНИТУ-КАИ в сентябре 2015 года, и Центра молодежного инновационного технического творчества РТ. Хотим идеологию материалов XXI века на практике донести до детей, чтобы они не только следили за этим направлением со стороны, но и своими руками создавали новейший продукт.