Когда компьютер написал роман

На лекциях книжного фестиваля говорили об искусстве будущего

Книжные фестивали, которые вот уже пять лет дважды в год проводит в столице Татарстана центр современной культуры «Смена», – это всегда событие.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: kuda-kazan.ru; Евгения Чеснокова, “РТ”

На лекциях книжного фестиваля говорили об искусстве будущего

 

Книжный-фестиваль в смене1

 

Книжные фестивали, которые вот уже пять лет дважды в год проводит в столице Татарстана центр современной культуры «Смена», – это всегда событие. Конечно, наверняка есть люди, которые о них знать не знают. Но «сумасшедшие библиофилы» (как, например, автор «РТ») это событие не пропускают никогда. И даже если дома уже некуда ставить книги, один-два томика с казанского букфеста точно унесешь.

 

Книжный фестиваль, что в наши дни особенно радует, объединяет поколения. Ну где ещё можно увидеть парня в татуировках и пирсинге, увлеченно беседующего с почтенной бабушкой о давно прочитанной классике и самых ожидаемых литературных новинках? А у книжных развалов в «Смене» такое зрелище не редкость.

Но не только книги как таковые привлекают народ на фестиваль. Здесь всегда большая параллельная программа – для детишек проводят самые разнообразные интеллектуальные шоу, игры и викторины, для взрослых организуют познавательные лекции.

На сей раз общей темой, объединяющей лекторий, было будущее. Говорили и о времени как о философской категории, и о конкретных прогнозируемых перспективах мирового книжного рынка. И очень интересно было услышать о том, что ждёт современное искусство в связи с бурным развитием технологий.

 


Знаете ли вы, что еще в Советском Союзе в 70-е годы прошлого века академик Раймунд Пиотровский и его группа «Статистика речи» разработали компьютерную программу «Скальд», сочинявшую стихи в духе скандинавского фольклора с учётом системы аллитераций и рифм? На новом этапе развития науки сотрудники компании «Яндекс» с помощью нейронной сети создали автопоэта, который весьма складно рифмует поисковые запросы пользователей


 

Вообще, утверждает московский искусствовед и выставочный куратор Наталья Фукс, художники стали одними из первых, кто оценил возможности нового цифрового мира применительно к своей деятельности.

– Благодаря технологиям у художников появился безграничный инструментарий для самовыражения, – рассказывала Наталья в своей лекции об искусстве будущего.

Один из примеров нового визуального языка, опирающегося на феномен интерактивности, – инсталляция британского художника Криса Милка. Представьте, что вы стоите напротив экрана, сенсорные датчики считывают вашу траекторию движений и выдают на экран ваше преобразованное изображение в виде птицы. И люди, увидев крылья за своей спиной на экране, довольно быстро начинают неосознанно копировать птичьи повадки – как они их себе представляют. Тут есть два инновационных для искусства момента: во-первых, пространство инсталляции без человека мертво, то есть это принципиально новое произведение может существовать только при непосредственном участии зрителя. Во-вторых, новый визуальный язык дает человеку не только зрительный, но совершенно новый телесный опыт, что с традиционной живописью, конечно, невозможно.

– Современные научные достижения бросают вызов вообще самому определению того, что такое художник в современном мире, – говорит Наталья Фукс.

Да, искусство уже не удел избранных. Есть программы, позволяющие любому желающему создавать собственные мини-шедевры на экране своего монитора. Скажем, приложение для рисования в режиме виртуальной реальности Tilt Brush от Google. Опять же 3D-печать становится всё доступнее для рядового потребителя.

 

Книжный-фестиваль1
Любовь к книгам объединяет. Разговор о Толстом.

Тут появляется и много новых вопросов. Скажем, как оценить авторство произведения искусства, созданного с помощью искусственного интеллекта? Сегодня под технологическими инсталляциями ставится только имя художника, но ведь фактически за ними стоят и программисты, да и сам искусственный интеллект. Да-да, хотя до последнего времени считалось, что искусственный интеллект может что-то создавать лишь в пределах заданного для него человеком кода, сегодня он совершенствуется очень быстро. И вот уже в рамках проекта Magenta, предложенного тем же «Гуглом», компьютеры, получив в качестве вводной огромное количество информации о классических произведениях искусства, создают картины и музыку. И известны примеры, когда зрители/слушатели признавали созданное машиной более эстетически совершенным, нежели то, что делают некоторые люди.

Машины теперь даже пишут стихи. О взаимодействии цифровых технологий и литературы рассказывал на лектории специалист по искусственному интеллекту, основатель научно-популярного портала «XX2 век» Сергей Марков. Скажем, знаете ли вы, что еще в Советском Союзе в 70-е годы прошлого века академик Раймунд Пиотровский и его группа «Статистика речи» разработали компьютерную программу «Скальд», сочинявшую стихи в духе скандинавского фольклора с учётом системы аллитераций и рифм? На новом этапе развития науки сотрудники компании «Яндекс» с помощью нейронной сети создали автопоэта, который весьма складно рифмует поисковые запросы пользователей. Безусловно, это пока больше игрушка, этакий прикол, развлечение от программистов. Но, знаете, похоже, компьютер уже идёт к тому, чтобы не просто сложить вирши по всем правилам стихосложения, но и заложить туда, например, некую иронию. Как вам, например, такой опус:

«большие девочки не плачут

фильм с глаз долой

                         из чарта вон

функциональные кровати

                                    камон»

(Поясним: начинающий автор пока не утруждает себя расстановкой знаков препинания).

А если мы заподозрили машину в ироничности, кто знает, на что она способна еще…

Проект «Автопоэт» был запущен пять лет назад, а в 2016 году разработчики из японского университета Хакодате предложили систему, которая написала роман, собственно, так и названный – «День, когда компьютер пишет роман». Работа прошла в финал литературного конкурса и обошла там произведения 1450 писателей.

– Средний уровень, выдаваемый графоманами, машины в литературном творчестве уже преодолели, – констатирует Сергей Марков.

Впрочем, и вполне себе человеческим авторам искусственный интеллект может сослужить хорошую службу. Есть уже программы, позволяющие создавать таблицы взаимодействия героев и сюжетных линий, дабы ничего не напутать (до сих пор помню, как досадно было обнаруживать сюжетные нестыковки, например, в романах Дюма). Компьютер и стилистику, если надо, поправит, справедливо указав писателю на ненужные канцеляризмы или неправильно употреблённые фигуры речи.

 


Да, искусство уже не удел избранных. Есть программы, позволяющие любому желающему создавать собственные мини-шедевры на экране своего монитора. Скажем, приложение для рисования в режиме виртуальной реальности Tilt Brush от Google. Опять же 3D-печать становится всё доступнее для рядового потребителя


 

– Разумеется, нейронные сети пока несовершенны и в творческом плане перед ними стоит много нерешённых задач, – говорит Сергей Марков. – Но можно осторожно предположить, что, если прогресс будет идти теми же темпами, мы в течение ближайших десяти лет сможем получить тексты и изображения которые будут действительно обладать художественной ценностью. Собственно, то, что текст создан машиной, уже в определённом смысле будет придавать ему художественную ценность

– Мы всё чаще начинаем понимать, что не только сами по себе эстетические свойства произведения становятся важны, но и, например, феномен использования технологии в культуре или искусстве впервые в каком-то уникальном виде, – продолжает тему Наталья Фукс. – Сегодня многие западные музеи, формируя коллекцию искусства новых медиа, часто оценивают произведения не с точки зрения эстетики, а с учетом того, была ли данная технология впервые использована для создания произведения искусства. И это трансформирует наши представления о прекрасном.

В то же время, убеждена искусствовед, традиционному искусству в ближайшие годы тоже ничего не угрожает – оно по-прежнему будет востребовано публикой. Но наиболее сильно воздействовать на аудиторию смогут те художники, которые будут сочетать в своей работе традиционную материальную культуру и цифровые технологии, позволяя зрителям/слушателям/читателям переживать новый опыт восприятия.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще