5 декабря 2021

Когда город – и мастерская, и сцена

Опубликовано: 26.08.2021 22:12

 

 

Уличное искусство было всегда, но именно во время пандемии стало особенно очевидно, как много вмещает это понятие. Стрит-арт сегодня – это не только граффити на стенах, но и театральные перформансы, выступления уличных музыкантов, поэтов… По сути, это любая форма творческого самовыражения под открытым небом.

 

Только в этом году Татарстан стал местом проведения нескольких фестивалей уличного искусства. Один из них проходит в Казани прямо сейчас, причём уже второй раз. Речь о международном фестивале «Культурный код», в ходе которого стрит-арт-художники из разных стран расписывают фасады зданий по улицам Абсалямова и Четаева. Один из муралов создаёт испанец Вячеслав Гунин (Sav45). Это граффити, навеянное знаменитой повестью о врачах «Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова. По словам художника, когда мир переживает пандемию, трудно представить что-то более актуальное. Всего в Казани появится семь новых муралов, а их презентация, к слову, состоится 30 августа, в День Республики.

Сегодня фестивали стрит-арта поддерживают крупные госкорпорации, представители бизнеса, Фонд президентских грантов. Хотя, казалось бы, давно ли тех, кто рисовал на стенах аэрозольными красками, называли мелкими хулиганами?..

Настоящий бум стрит-арта наблюдается в Альметьевске. Здесь на откуп уличным художникам отдан практически весь город. Пятилетняя паблик-арт-программа «Сказки о золотых яблоках», ориентированная на образы татарского фольклора, буквально преобразила нефтяную столицу республики. А в июле здесь также прошёл всероссийский фестиваль уличных театров. В числе его хедлайнеров были московский клоун-театр «Высокие братья», «Странствующие куклы господина Пэжо» и театр пантомимы «Со-Творение» из Санкт-Петербурга, артист Цирка дю Солей Андрей Кислицин. И наравне с именитыми гостями в фестивале участвовали артисты самого молодого, альметьевского уличного театра «Лёгкие крылья».

Кстати, ещё несколько лет назад в городе ни о чём подобном даже не помышляли. Как и в случае с «Золотыми яблоками», это была инициатива сверху. А отправной точкой стал сентябрь 2016-го. В тот год впервые День работников нефтяной и газовой промышленности решено было отметить в формате open air, и сама собой возникла идея фестиваля уличного искусства. Все артисты тогда были приглашёнными, из других городов, но само действо оказалось настолько свежим, необычным и захватывающим, что на уровне муниципалитета и руководства компании «Татнефть» возникла идея создать в Альметьевске собственный уличный театр.

 


Пожалуй, изюминка уличных представлений – это отсутствие чёткого разделения на актёров и зрителей. Пользуясь современной терминологией, уличные спектакли всегда носят интерактивный характер, и здесь особенно силён момент импровизации


 

Возможно, со стороны этот жанр и кажется лёгким, непритязательным, уходящим корнями в ярмарочные балаганы. Тем не менее вот так, с нуля создать уличный театр… В общем, поначалу задача представлялась почти невыполнимой. Однако был объявлен кастинг, начались консультации с профессионалами этого дела. Например, в Альметьевске с мастер-классами побывали аргентинец Локо Бруско, клоун Антон Быстров, ходулист Михаил Забелин… Но самую большую помощь альметьевцам оказали Анна Шишкина и Олег Скотников, основатели старейшего в России уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо». И спустя ровно год состоялось дебютное выступление альметьевского уличного театра «Лёгкие крылья» перед жителями города. С тех пор без его участия не обходится ни один городской праздник.

Пожалуй, изюминка уличных представлений – это отсутствие чёткого разделения на актёров и зрителей. Пользуясь современной терминологией, уличные спектакли всегда носят интерактивный характер, и здесь особенно силён момент импровизации. Даже голос уличного актёра должен звучать иначе, нежели в обычном театре (это обусловлено акустическими особенностями открытого пространства). Не говоря уже о том, что иными должны быть его жесты и мимика, манера носить театральный костюм. Уличный театр в своих лучших образцах – это настоящее искусство, без всяких скидок на балаганно-архаическую природу этого жанра. И особенно приятно, что понимание этого многим приходит на представлениях «Лёгких крыльев». Вместе с чувством чистой, искрящейся радости от сопричастности к таланту и мастерству.

Сегодня альметьевский уличный театр достойно представляет на фестивалях не только свой город, но и республику. И для этого у него есть всё необходимое – замечательные артисты, собственное помещение, творческие планы и, конечно же, признание и любовь публики.

Казань пока только присматривается к опыту альметьевцев, хотя уличный театр всё-таки чаще ассоциируется с мегаполисом и большими общественными пространствами, которые ждут своего театрализованного «наполнения» и в столице республики. Но здесь, судя по всему, предпочитают иметь дело с инициативой снизу. Редкий тому пример – спектакль под открытым небом «О чём поют деревья», показанный недавно в Центральном парке им. М.Горького. Лицом же столичной уличной культуры остаются музыканты, играющие на улице Баумана столько же, сколько существует сам казанский Арбат. Чаще мы проходим мимо них, не останавливаясь и не запоминая лиц, но есть здесь и свои местные знаменитости. Например, кавер-группа «Семья band». Все, кто играет и поёт в её составе, на самом деле одна семья – папа, мама и пятеро детей.

Конечно, казанский Арбат уже не тот, что раньше, с годами его романтический образ заметно померк. Улицу наводнили назойливые аниматоры в костюмах зебр и ослов, а под уличных музыкантов нередко «косят» откровенные маргиналы и даже криминальные элементы. Неудивительно, что жильцы близлежащих домов и отелей всё чаще стали жаловаться на «какофонию».

 


На сегодняшний день в Казани определено 35 мест для выступления уличных артистов – как в центре города, так и в его парках и скверах


 

Нет, уличных музыкантов пока никто не гонит ни с улицы Баумана, ни с других площадок, облюбованных ими для выступлений, но некоторое время назад исполкомом Казани были разработаны «правила общежития творческой жизни» (по выражению начальника Управления культуры Азата Абзалова). Суть нововведений в том, что для представителей уличной культуры в Казани заработает специальное мобильное приложение, и с его помощью они смогут бронировать место и время своего выступления. Продолжительность же самого концерта не должна превышать двух часов.

Конечно, многие из тех, кто годами выступает на улице Баумана и привык к самоорганизации, не согласны даже с такими минимальными ограничениями. По их мнению, уличное культурное пространство должно остаться свободным от бюрократического вмешательства. Вместе с тем даже они признают, что подобные регламенты для уличных артистов, причём даже более жёсткие, действуют и в Москве, и в большинстве европейских столиц.

«Казань – город равных возможностей, поэтому все должны иметь равные условия, чтобы заниматься творчеством. В плане регулирования работы уличных артистов город пошёл своим путём», – отметил Азат Абзалов, общаясь с представителями городских сообществ. По его словам, принятый регламент – это «живой организм», который будет совершенствоваться с учётом нужд и пожеланий артистов. «Мы именно за такой подход», – подчеркнул он.

image_printРаспечатать

Фото: prokazan.ru
Автор статьи: НЕПОМНЯЩИХ Инга
Выпуск: №125 (29087)


Добавить комментарий

03.12.2021

Когда безопасность измеряется в сантиметрах

С приходом холодов стартует горячий сезон для спасателей

Несмотря на наступление календарной зимы, погода по-прежнему демонстрирует межсезонный характер, и с зимней рыбалкой, понятно, придётся повременить. Впрочем, понятно это не всем…

4870
03.12.2021

Из моногородов в стерео

Татарстанские города попали в федеральный рейтинг

Набережные Челны и Нижнекамск вошли в топ-10 наиболее эффективных моногородов России. Результаты конкурса, а также итоги работы федерального Фонда развития моногородов подвели в Москве с участием глав регионов и руководителей городов-победителей.

4530
03.12.2021

Объединяя усилия

В Казани обсудили проблемы детей с расстройствами аутистического спектра

О том, как важно детям с расстройствами аутистического спектра с раннего возраста иметь возможность общаться с социу­мом, говорили в Казани на коммуникационной сессии по вопросам инклюзивного образования детей с РАС.

4930
03.12.2021

Зима ступает мягко

Средняя температура декабря продолжает постепенно повышаться

Декабрь в Татарстане может оказаться теплее обычного. Такой прогноз медиапорталу КФУ дал доцент кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмо­сферы Тимур Аухадеев.

4670
02.12.2021

А давайте-ка друг к другу в гости!

В преддверии Нового года в республике разработаны специальные туристические программы

На 80 процентов забронирован туристический чартерный рейс Казань – Москва, который состоится в последний день текущего года.

5620

Мнение

Алексей КУРТОВ, президент Российской ассоциации политических консультантов, на заседании экспертного клуба «Волга» в Казани:


Бесспорно, цифровизация госуслуг – это огромное благо, и Россия развивается здесь семимильными шагами. Однако оценивать это явление нужно и с социальной стороны. А между тем общество просто не поспевает за темпом внедрения новых технологий, ведь ещё много людей живут без компьютеров и с кнопочными телефонами. Иными словами, любая бабушка должна верить, что цифровизацию Правительство проводит именно для неё. Однако до этого весьма далеко.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    4 декабря

    Владимир Романович Алекно (1966), тренер-волейболист, обладатель многочисленных спортивных трофеев, бывший главный тренер мужской команды «Зенит-Казань».

    Николай Николаевич Рыбушкин (1954), депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров