Когда Голливуд отдыхает

На днях в Казани завершился очередной фестиваль мусульманского кино

Победители объявлены, красная ковровая дорожка свёрнута, и у организаторов КМФМК появилась наконец возможность перевести дух. Правда, ненадолго. Как они сами говорят, подготовка к следующему кинофестивалю начинается в день закрытия предыдущего…

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

Фото: kazan-mfmk.com

 

 

На днях в Казани завершился очередной фестиваль мусульманского кино. Победители объявлены, красная ковровая дорожка свёрнута, и у организаторов КМФМК появилась наконец возможность перевести дух. Правда, ненадолго. Как они сами говорят, подготовка к следующему кинофестивалю начинается в день закрытия предыдущего…

 

Для тех же, кто на протяжении многих лет не­много со стороны наблюдает и болеет за Казанский фестиваль, есть две новости: хорошая и не очень… Начнём, разумеется, с позитива. Но прежде зададимся вопросом: зачем вообще нужны кинофестивали?

Первый в мире международный киносмотр состоялся в 1932 году в Венеции, то есть спустя три года после первой церемонии вручения премии «Оскар» в Голливуде. И по мере того, как главная «фабрика грёз» набирала обороты, подминая под себя мировой кинопрокат, кинофестивалей проводилось всё больше и больше. В Каннах, Берлине, Москве…

Не секрет, что люди, далёкие от кино, в основном судят о нём по фильмам, представленным в прокате, часто вне зависимости от их художественных достоинств. Кинофестиваль же – это, по сути, единственное место, где показывают так называемое «другое» кино – авторское, некоммерческое и т. д. Кроме того, в отличие от кинопремий, которыми награждают уже вышедшие фильмы, в рамках фестивалей проходят кинопремьеры, и для режиссёров тех же артхаусных лент это шанс напрямую выйти на зрителя, а если фестиваль международный, то и обратить на себя внимание дистрибьюторов и продюсеров крупных кинокомпаний.

 

 

В этом контексте Казанский фестиваль, безусловно, нашёл свою нишу, потому что мусульманское кино, за редким исключением, является фестивальным по определению. Не то чтобы оно неинтересно массовому зрителю, но зачастую просто недоступно ему, хотя снимается сегодня не только в мусульманских странах. Да, ислам – это особая система убеждений и ценностей, но Казанский фестиваль видит свою задачу в том, чтобы показать разнообразие тем, которые волнуют современных режиссёров. Герои их фильмов – живые люди, которые чтят традиции, но живут и совершают поступки сообразно обстоятельствам. Иными словами, испытание проходит не только их вера, но и способность взаимодействовать с миром, уважать чужие традиции и общечеловеческие ценности. Кроме того, почти каждый фильм, представленный на фестивале, – это некий срез культурной самобытности, поиски национальной идентичности.

Будем честны, даже само понятие «мусульманское кино», поначалу вызывавшее много споров и даже полное отторжение как противоречащее исламу, сегодня стало практически общепринятым, и не в последнюю очередь этот процесс его «легитимации» был запущен Казанским кинофестивалем. В нынешних же условиях, когда Голливуд ушёл из России, к киноиндустрии азиатского сектора и исламских государств приковано особое внимание. Поиск актуального киноконтента для российского проката сегодня ведётся именно в этом направлении – Иран, Турция, Египет… Снова входит в моду индийское кино. А кинематограф этих стран традиционно широко бывает представлен на фестивале в Казани.

Наконец, одним из маркеров КМФМК является участие в нём татарстанских фильмов. Да, они не берут главных призов, и, судя по всему, это случится ещё не скоро, но тенденция налицо – с каждым годом в Татарстане запускается всё больше кинопроектов, в том числе в копродукции с другими странами. Так, в этом году в конкурсную программу вошёл фильм «Тарлан» – плод совместных творческих усилий кинематографистов Татарстана и Казахстана, и международное жюри даже поощрило его специальным призом.

С самого начала предполагалось, что фестиваль даст дополнительный стимул развитию татарстанского кинематографа, хотя на тот момент в республике не было ни киностудии, ни базы для подготовки творческих кадров. С тех пор ситуация не сильно изменилась: киностудии по-прежнему нет, а нехватка профессионалов ощущается даже острее, чем раньше. Правда, всё чаще высказывается мнение, что киностудия – это вчерашний день, современные цифровые технологии позволяют создать иллюзию любых павильонных съёмок, а при желании можно даже обойтись без живых актёров.

 


Одним из маркеров КМФМК является участие в нём татарстанских фильмов. Да, они не берут главных призов, и, судя по всему, это случится ещё не скоро, но тенденция налицо – с каждым годом в Татарстане запускается всё больше кинопроектов, в том числе в копродукции с другими странами


 

Пусть так, но пока обращает на себя внимание другое: если раньше сам факт участия в КМФМК татарстанского фильма воспринимался как достижение и по-хорошему подначивал остальных кинематографистов, то сегодня в конкурсе участвует практически всё, что успевают снять в Татарстане в течение года. Объективности ради надо сказать, что национальные конкурсы практикуют многие кинофестивали, и с точки зрения повышения общей само­оценки это, наверное, неплохо. Но надо признать, что кардинально на конкурентоспособность татарстанских фильмов это пока не оказывает желаемого влияния. Можно, конечно, уповать, что их количество рано или поздно перейдёт в некое новое качество. Но, к сожалению, есть вероятность и того, что со временем международный фестиваль по факту уже мало чем будет отличаться от местечкового киносмотра с раздачей бесчисленных спецпризов. 

Фестиваль может высветить какие-то системные проблемы киноиндустрии, но ни один даже крупный форум не в состоянии помочь их пре­одолеть. А потому тем, кто сегодня снимает кино в Татар­стане, нужна если не киностудия, то как минимум ещё одна площадка, в том числе для обсуждения проблем регионального кинематографа.

Похвально, что именно Татарстан, а, скажем, не Якутия или Башкирия, где есть свои киностудии, выступил инициа­тором создания регио­нального кинорынка. В нынешних реалиях это опять же как нельзя кстати. Много сказано о том, как трудно региональным киноновинкам пробиться в федеральный прокат, но сегодня по известным причинам кинозалы освободились, и восполнить образовавшийся вакуум могли бы в том числе фильмы, снятые в российских регионах.

 

 

В этом году в рамках КМФМК прошёл уже второй кинорынок, причём в расширенном формате, а также был презентован первый каталог региональных фильмов. Кроме этого, состоялись панельная дискуссия «Региональное кино России в современных реалиях», питчинг кинопроектов, форум киношкол… Наверное, каждое из этих мероприятий было по-своему значимым и полезным для профессионалов, но надо всё-таки признать, что в этом году деловая программа КМФМК, мягко говоря, была перегружена. Да и в целом фестивалю стало не хватать свободного дыхания, праздничной лёгкости, зрелищности в прямом смысле слова. Вот и казанцы уже не толпятся как раньше по обе стороны красной дорожки, чтобы поглазеть на кинозвёзд, в роли которых всё чаще теперь выступают киночиновники, залётные столичные блогеры и местный культурный бомонд.

Тем не менее и на нынешнем фестивале были моменты, когда трудно было не поддаться всеобщему радостному возбуждению. А благодарить за это надо прежде всего самих казанских зрителей. Дорогого стоило, например, зрелище длинной, петляющей очереди из желающих посмотреть фильм-открытие XVIII КМФМК «Ибн Фадлан». В первый же день в кинотеатре «Синема 5» прозвучало знакомое слово «ажиотаж», а сбившимся с ног устроителям пришлось срочно искать ещё один свободный кинозал. Но именно при виде этой самой очереди всё как-то сразу встало на свои места, потому что без зрительского ажиотажа не проходил ещё ни один фестиваль мусульманского кино.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще