К десятилетию всероссийского конкурса «Самый читающий регион», победителем которого в 2023 году стал Татарстан, Российский книжный союз (РКС) организует фестиваль-форум «Литературный флагман», позиционируя его как «выставку достижений в продвижении литературы, книги и чтения». Масштабное мероприятие ориентировано прежде всего на профессиональное сообщество, но, думается, зайдет оно и широкой аудитории. В программе панельные дискуссии и круглые столы, презентации и творческие встречи, лаборатории и мастер-классы, лекции и питчинг-сессии, а также полноценная образовательная программа.
Фестиваль-форум пройдет в столице Татарстана при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РТ и Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
БЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ НИКУДА
Площадкой деловой программы форума станет Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина. А откроет ее панельная дискуссия, посвященная 10-летию конкурса «Самый читающий регион». Победители и призеры творческого состязания поделятся лучшими практиками по популяризации книжной культуры и развитию отраслевой инфраструктуры. И это станет прологом к обсуждению глобальных трендов, касающихся в том числе дальнейшей цифровизации книжной сферы – от создания интернет-энциклопедий на языках малых народов до использования возможностей искусственного интеллекта. Одна из панельных дискуссий так и называется «Книжный интеллект в окружении искусственного», а в числе ее участников заявлены ректор Литинститута им. А.М. Горького, писатель Алексей Варламов, директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и другие эксперты (спойлер: искусственный интеллект пока не дорос до книжного).
Хотим мы того или нет, но цифровое будущее уже наступило, а вместе с этим меняются требования и к специалистам книжной сферы. Как помочь им быстро и правильно изменить свою образовательную траекторию, охватив весь спектр компетенций, в том числе цифровых? В этом контексте пойдет разговор, в частности, о создании в Университете Иннополис «Цифровой кафедры» для книжной отрасли.
ПОЧЕМ НЫНЧЕ КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ
Что будут ставить на книжную полку в 2050 году, и какие форматы чтения появятся к этому времени? Помогают ли социальные сети в продвижении чтения и литературы или заменяют их? Спорить, обсуждать и выстраивать гипотезы на этот счет будут победители и лауреаты конкурса молодежных проектов «Книга будущего», который совместно с РКС проводит Московский политехнический университет. Глобальная цель конкурса – вернуть России статус самой читающей страны в мире.
А каково это быть детской книгой в цифровом мире? По данным Книжной палаты, в 2023 году самым издаваемым автором для детей стал Корней Чуковский, чьи книжки вышли суммарным тиражом более одного миллиона экземпляров. В числе лидеров также Александр Пушкин и Эдуард Успенский, Агния Барто и Астрид Линдгрен, Николай Носов и Самуил Маршак. Но есть нюансы. За последние пять лет среднестатистическая цена детской книги выросла почти на 50 процентов, да и статистика семейного чтения не впечатляет. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), почти в каждой третьей российской семье редко читают детям книги, а 5 процентов родителей вообще этого не делают. Обо всем этом в рамках круглого стола «Детская книга в цифровом мире» будут говорить эксперты, представители Национальной родительской ассоциации и Республиканской детской библиотеки Татарстана.
ПРОКАЧАЮТ КОМПЕТЕНЦИИ
Первый фест-форум «Литературный флагман России» – это не только встречи и разговоры. Для профессионалов подготовлена обширная образовательная программа, в том числе двухдневный интенсив «Креативные индустрии: перезагрузка книжной отрасли», включающий лекции и работу в группах с участием экспертов федерального уровня. По результатам «мозгового штурма» будет представлена дорожная карта развития книжной индустрии Татарстана. Интенсив будет проходить в КХУ им. Н.И. Фешина, на базе которого год назад открылась первая в Татарстане школа креативных индустрий.
Запланированы образовательные мероприятия и на площадке Казанского федерального университета. Среди них лаборатория «Интерактивное кино своими руками» с прокачкой креативных способностей по написанию сценария, мастер-классом по режиссерскому мастерству и питчингом лучших фильмов.
Не менее масштабна и программа культурно-просветительского блока. Например, семьи с детьми смогут принять участие в литературных викторинах и конкурсах. На различных площадках Казани пройдет более 40 презентаций книг и творческих встреч с известными авторами (Алексей Варламов, Ася Володина, Слава Грис, Антонина Крейн, Сергей Чекмаев и др.). На слуху сегодня и современная азиатская культура: культовые японские аниме и манга, корейские вебтуны и дорамы. Чем они завораживают? Этой теме будет посвящена дискуссия «Тренд на Азию».
ЦЕННОСТИ ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
Деловая программа фестиваля-форума завершится пленарной сессией «Книжная индустрия нового времени: вызовы, экономика, будущее». Одним из ее модераторов выступит основатель центра развития креативных индустрий «Креативный путь», член правления и председатель комитета Российского книжного союза по региональному развитию Елена Гребенева.
– У предстоящего фест-форума сверхнасыщенная программа. А как можно сформулировать его основной смысловой посыл? – поинтересовалась корреспондент «РТ» у московского эксперта.
– Наша страна – литературоцентричная, у большинства из нас, россиян, литература в культурном коде. Мы знаем, как в периоды глобальных изменений именно книга выступала фундаментом, помогая человеку сохранить устойчивость или обрести новую опору. И сегодня российская книжная индустрия проживает период трансформации, связанный не только с цифровыми технологиями и новыми сценариями потребления контента, но и с определением своей роли как участника глобальных изменений, затрагивающих весь мир. Смыслы и ценности становятся гораздо важнее, чем экономические эффекты. Книжная отрасль должна понимать эту ответственность и обращать внимание на те смыслы, какие она транслирует обществу.
А если говорить про экономику, книжная отрасль – одна из важнейших креативных индустрий (КИ). Помимо того, что она объединяет специалистов разных направлений, использует инструменты КИ в процессе создания и продвижения продукта, она дает стимул рождению новых индустрий на стыке разных видов творчества: кино, анимация, театр, музыка и даже компьютерные игры. Уже есть примеры, как это может работать, и наша задача – кратно увеличить количество таких проектов.
Основная идея события – представить книжную индустрию как значимую часть креативной экономики страны, а также напомнить о той ценности, которую несут книги.
– Какие ожидания связывают с этим событием организаторы и в чем его практическая польза конкретно для Татарстана?
– Ключевая задача фестиваля-форума – обеспечить возможности для межотраслевого взаимодействия, обмена мнениями, успешными практиками и инструментами, на конкретных примерах показать тесную взаимосвязь книгоиздательской отрасли с другими креативными индустриями, сплотить и вдохновить участников мероприятия. Залить новое качественное топливо в текущий книгоиздательский процесс.
Программа включает специализированные мероприятия, несущие в себе практическую пользу для всех участников, в том числе из Казани и других городов республики. Например, наша команда (АНО «Креативный путь») организует двухдневный образовательный интенсив, где участники погрузятся в актуальную повестку книжной отрасли и креативных индустрий, познакомятся с трендами и моделями коллаборации творческих секторов экономики и совместно с федеральными экспертами сформулируют основные положения будущей дорожной карты развития книгоиздательской отрасли Республики Татарстан.
– О чем еще вы считаете важным упомянуть в связи с предстоящим форумом?
– В эпоху супер-партнерств и коллабораций важно создавать подобные площадки, и не только федеральные, но и региональные. Они делают возможной открытую коммуникацию всех заинтересованных участников, создают условия для «переопыления», стимулируют новые договоренности. Меня радует, что таких событий становится все больше, регионы активно вовлекаются в повестку креативных индустрий, органы власти поддерживают инициативы творческих сообществ и стремятся создать условия для их развития.