Клуб для служащих с театром в придачу

В этом здании в июне 1920 года была провозглашена Татарская республика

В начале ХХ века в Казани существовало до полусотни различных обществ по интересам, клубов, собраний.

551

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: Маргарита ГАФУРОВА; из архива редакции

В этом здании в июне 1920 года была провозглашена Татарская республика

 

teatr1
Здание бывшего «Нового клуба» построено в 1912 году.

«Просто, но изящно отделанный фронтон сцены. По бокам – четыре ложи и два висячих балкона, окаймляющие весь зал. О величине зала можно судить по тому, что в нем свободно разместились за трапезой более 250 человек. Молебен, соборное водосвятие и провозглашение многолетия. Не буду говорить, что тут было, так как не могу себе представить, чего только не было…»

 

Перед нами – фрагмент из отчета «сэра Джорджа», опубликованного газетой «Казанский телеграф» 25 августа 1912 года. Спрятавшийся за псевдонимом «сэр», видимо, столь плотно «принял» на презентации по поводу открытия «Нового клуба», что в перечне тостов за славных казанцев, причастных к его возведению, назвал автора проекта здания господина Амлонга Арнольдом. Но исправился немедленно, в следующем номере газеты.

…В начале ХХ века в Казани существовало до полусотни различных обществ по интересам, клубов, собраний. Объединялись все: портные, пчеловоды, любители шахмат, конского бега, офицеры и военные врачи, домохозяйки.

Каждый клуб стремился иметь собственное помещение, и в каждом, среди прочих развлечений, видное место занимал театр – самодеятельный, домашний, а то и для всего города играющий. И, когда в 1908 году «Купеческий клуб» съехал из здания городской биржи на улице Б. Проломной (ныне магазин «Подарки» на ул. Баумана) в новое помещение – на улицу Воскресенскую, никто не удивился появлению здесь театрального зала (одно время там уже в наши дни располагался Молодежный театр).

 


Здание построено по проекту архитектора Фердинанда Амлонга и является историческим памятником. Дом двухэтажный, сложный в плане, выполнен в неоклассических формах. Вход в вестибюль выделен башенкой, перекрытой изящным сводом и причудливым кованым навесом


 

Естественно, любое новое сообщество стремилось утвердить свою «интеллигентность». Не отстал в этом и основанный в октябре 1900 года «Новый клуб» – так называли в городе общество служащих правительственных учреждений. Не имея поначалу собственного помещения, арендуя два этажа флигеля дома Кекина (бывший институт травматологии на ул. Горького), деятели клуба все же надеялись на театр. И вот через десять лет, в январе 1911 года, дело решилось – старшины выделили клубу 75 тысяч рублей на приобретение расположенного поблизости участка купчихи Сухаревой – 1060 квадратных сажен с двухэтажным каменным домом на нем, имея целью выстроить здесь не просто свой дом, а именно театр.

С бывшим «Новым театром», а точнее «Новым клубом», в дальнейшем связано немало важных вех в истории Казани. Пожалуй, наиболее яркая среди них – провозглашение Татарской республики, состоявшееся в этом доме №13 по улице Лядской (ныне Горького) 25 июня 1920 года. Гораздо более известен «Новый клуб» тем, что он стал надежным пристанищем татарского театра.

 

teatr
На сцене этого уютного здания долгое время играла труппа театра имени Г.Камала.

 

Как известно, история национального театрального искусства началась на заре прошлого века с организации труппы «Сайяр». Руководил ею Габдулла Кариев. До революции театр тоже не имел своего помещения и, естественно, не финансировался государством. Спектакли «Сайяра» проходили первоначально в небольшом здании купеческого клуба «Шарык» («Восток»), куда съезжалась вся прогрессивная интеллигенция города.

В то время на сцене играли лишь мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы шариата и выйти на театральные подмостки, была актриса Сагибджамал Гиззатуллина-Волжская, которую поэт Габдулла Тукай назвал «солнцем татарской сцены». Это произвело в Казани взрыв эмоций. Женщина, которая не должна была обнажать свое лицо, вдруг оказалась на сцене. Возмущению мусульманского духовенства не было предела, и 12 мулл Казанской губернии направили властям жалобу-протест.

После этого татарский театр в Казани закрыли. Правда, лишь формально. Труппа продолжала существовать, хотя и переживала не лучшие времена.

 


С бывшим «Новым театром», а точнее «Новым клубом», в дальнейшем связано немало важных вех в истории Казани. Пожалуй, наиболее яркая среди них – провозглашение Татарской республики, состоявшееся в этом доме №13 по улице Лядской (Горького) 25 июня 1920 года. Более известен «Новый клуб» тем, что он стал надежным пристанищем татарского театра


 

Как оказалось, своего помещения театр лишился до конца 1920 года. Именно тогда он въехал в «Новый клуб», где и располагался вплоть до 1986-го, когда для него было отстроено новое современное здание на улице Татарстан. Сегодня театр носит имя Галиаскара Камала – классика татарской драматургии. Он одновременно был организатором, драматургом и актером. 22 декабря 1906 года Камал осуществил первую постановку пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя»). Эта дата и считается официальным днем рождения татарского профессионального театрального искусства.

В 1987-м в бывший «Новый клуб» въезжает Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина, биография которого не менее ярка и своеобразна. Возник он по призыву I Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина как филиал Татарского академического театра. С тех пор коллектив прошел непростой путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, театра драмы и комедии.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще