10 сентября завершается XVII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Вечером в КРК «Пирамида» будут объявлены фильмы – победители нынешнего кинофорума. А пока немного о том, чем, кроме конкурсных показов, были наполнены пять фестивальных дней.
«МНЕ БЫ НЕВРАСТЕНИКОВ ИГРАТЬ»
Череду творческих встреч с почётными гостями кинофестиваля открыл известный российский актёр Александр Носик (на снимке), запомнившийся зрителям по сериалам «Спецназ», «Возвращение Мухтара», «Боец» и многим другим.
Общение с казанскими поклонниками Александр Носик начал с шутки: «Первый день, первая творческая встреча… Чувствую себя «на разогреве», как в старые студенческие времена». По словам актёра, встречи один на один со зрителем для него всегда безумно волнительны: «Мне бы неврастеников играть, а я всё бегаю с автоматом…»
Александр Носик, выросший в актёрской семье, никогда не мечтал ни о сцене, ни о кино и вообще готовился стать экономистом. «Я всегда пытался уйти от актёрства, – признался он. – Это профессия крайне честолюбивых людей с болезненной реакцией на всё». Вместе с тем актёр, по его словам, должен быть человеком огромной воли. Ведь невозможно создать иллюзию, если сначала сам не поверишь в неё…
В Щукинское училище Носик поступил, по его собственному выражению, волею случая, пройдя перед этим армейскую службу. «Как это часто бывает после армии, пришёл в институт закрытым и агрессивным, что опять же не очень подходит для актёрской профессии», – вспоминал Александр Носик. Однако педагогам удалось раскрепостить его и вселить веру в себя. И после нескольких удачных кинопроектов актёр понял, что всё было не зря.
Несмотря на шлейф брутальных киноролей, Александр Носик – большой ценитель поэзии. На творческой встрече он также читал стихи Иосифа Бродского, Алексея Фатьянова и других авторов
Благодаря антрепризному спектаклю, участвовать в котором его пригласил преподаватель «Щуки», Александр Носик познакомился с Леонидом Филатовым. «Он был уже после инсульта, но в состоянии подвижного ума. Сидел в зале, смотрел наши репетиции, курил. Мы выпустили спектакль, и очень скоро Филатова не стало… Я был потрясён мощью его таланта», – рассказал гость и прочёл отрывок из филатовского «Федота-стрельца».
Несмотря на шлейф брутальных киноролей, Александр Носик – большой ценитель поэзии. На творческой встрече он также читал стихи Иосифа Бродского, Алексея Фатьянова и других авторов. Как выяснилось, он должен был ещё и петь. Однако возникли какие-то проблемы со звукоаппаратурой. «Я всегда безумно хотел научиться петь, но у меня была раскоординация слуха и голоса, – рассказал актёр. – Тем не менее я нашёл педагога, которая занимается со мной почти 15 лет. Блестящим вокалистом я не стал, но запел…» В итоге по просьбе казанских поклонников Александр Носик всё же спел a capella.
Высказался гость и на актуальную нынче тему патриотизма. «Из-за того, что мне часто приходится играть военных, полицейских, я втянулся в круг этих людей и стал лучше их понимать. Постепенно и сам становишься частью их мира», – признался актёр и добавил, что хотел бы сняться в хорошем кино про Великую Отечественную войну. Вместе с этим Александр Носик сказал: «Я очень боюсь обыденного «государственного» патриотизма. Патриотизм начинается в семье. Это не размахивание флагом, а любовь к своему дому, земле…»
ДЕБЮТ УДАЛСЯ
Главная инновация нынешнего фестиваля – это состоявшийся в рамках его деловой программы первый региональный кинорынок, на котором «продавцами» выступили кинематографисты Якутии, Сибири, Татарстана, Башкортостана и других регионов, а «покупателями» – сети кинотеатров, продюсерские компании и представители телеканалов. Состоялась также дискуссия о будущем регионального кинематографа, его проблемах и способах их решения в том числе совместными усилиями. По окончании панельной дискуссии регионы презентовали свою продукцию в уютном кинозале Казанского института культуры. Здесь же участники кинорынка могли обменяться контактами и договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.
Только Якутия привезла на кинорынок шесть фильмов! Большую программу представил Башкортостан. Татарстан тоже не остался в стороне, презентовав фильм «Байгал», первый татарский мюзикл «Апипа» и драму «Сумбуль» – совместную работу с узбекскими кинематографистами.
«Дебют удался, – отметила Елена Фисенко, директор по кинопрокату «Капелла фильм» (Москва) на пресс-конференции, посвящённой итогам кинорынка. – То, что региональный кинематограф начинает выходить на европейский и мировой уровень, говорит о многом. Примером может служить Якутия, подтягиваются Бурятия, Адыгея и многие другие».
Главная инновация нынешнего фестиваля – это состоявшийся в рамках его деловой программы первый региональный кинорынок, на котором «продавцами» выступили кинематографисты Якутии, Сибири, Татарстана, Башкортостана и других регионов, а «покупателями» – сети кинотеатров, продюсерские компании и представители телеканалов
«Легче снять кино, чем потом его продать. Особенно если оно региональное. Для нас подобное мероприятие как воздух, – признался генеральный директор студии «Кавказфильм» Анзор Емкуж (Кабардино-Балкария).
«Уровень организации кинорынка очень высокий, – в свою очередь поделился впечатлениями Валерий Мелешков, представляющий продюсерскую компанию «Престиж кино». – Удивительно, почему раньше такая идея вам не пришла. Надо и дальше поддерживать такой уровень. Только так национальные фильмы могут выйти за пределы своих республик».
Сверхзадача организаторов кинорынка – создание каталога региональных фильмов, с помощью которого любой кинотеатр с собственной программой смог бы взять для проката понравившиеся картины.
КОТ КАЗАНСКИЙ И УОЛТ ДИСНЕЙ
В рамках внеконкурсной программы был представлен новый татарстанский мультфильм «Кот Казанский», созданный по оригинальному сценарию Даниила Файзрахманова. Он же стал режиссёром и одним из аниматоров проекта.
«Кот Казанский» – это история, основанная на реальных событиях, произошедших в России в середине XVIII века, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловли мышей» в Зимнем дворце. Как оказалось, до сих пор ни в кино, ни в анимации к этому сюжету никто не обращался, поэтому у режиссёра был простор для творчества. В итоге получилась милая новогодняя история, рассказанная современным киноязыком. Судя по отзывам, публике мультфильм понравился, и зрители пожелали анимационной студии FILMFAY дорасти до высот Уолта Диснея.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы КМФМК.