В рамках XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в музее-заповеднике «Казанский Кремль» прошел круглый стол «Кино как эффективный инструмент диалога культур» с участием кинематографистов стран Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которую возглавляет Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Откровенно о наболевшем
Гостей кинофорума из Ирана, Египта, Бангладеш, Кыргызстана, Марокко, Таджикистана и других стран привет-ствовал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Он подчеркнул, что основные задачи Группы стратегического видения и Казанского международного фестиваля мусульманского кино во многом совпадают: это дальнейшее сближение России с исламским миром и их взаимодействие в культурной и общественной жизни, а также пропаганда традиционных ценностей с целью предотвращения радикальных настроений в обществе. «Посредством кино мы стремимся раскрывать миролюбивую сущность ислама и рады возможности обсудить с вами вопросы развития кинематографа и дальнейшего сотрудничества», – обратился министр к участникам международного круглого стола.
К числу мусульманских стран с передовой, хорошо развитой киноиндустрией, безусловно, относится Иран, откуда традиционно поступает наибольшее число заявок на Казан-ский фестиваль. По словам иранского дистрибьютора и организатора кинофестивалей Алирезы Шахрохи. в его стране каждый год производится не менее 130–150 фильмов, причем преимущественно при поддержке государства. Кинопрокатом занимаются семь государственных и более десятка частных компаний, распространяющих фильмы иранского производ-ства по всему миру. Кроме того, в Иране ежегодно проходят крупные кинофестивали, о которых наслышаны и многие участники круглого стола. Говоря о значении КМФМК и других фестивалей, Алиреза Шахрохи отметил: «Когда политики пытаются создать стену между культурами, мы сквозь эту стену перекидываем мост, чтобы продолжать общаться со всем миром».
По словам иранского дистрибьютора и организатора кинофестивалей Алирезы Шахрохи. в его стране каждый год производится не менее 130–150 фильмов, причем преимущественно при поддержке государства
Гость из Бангладеш – директор международного фестиваля в Дакке Мустафа Замал – рассказал о непростой истории развития кинематографа в этой стране, неразрывно связанной с борьбой за независимость и сохранение языка. Первый звуковой фильм вышел в Бангладеш в 1956 году, но только пять лет назад здесь появилась первая профессиональная киношкола. Отметим, что в этом году в основном конкурсе КМФМК впервые участвует фильм из Бангладеш «Глиняное королевст-во».
Тему европейского финансирования, зачастую подчиняющего себе кинематограф других стран, затронул кинематографист из Марокко Абдурразак Аззахер. По его словам, большинство африканских фильмов посвящено тому, что интересует и восхищает Европу, но они мало отражают то, что на самом деле волнует жителей этого континента. Лишь в последнее время кинематограф Африки начинает обретать самостоятельность, без оглядки на Европу.
Ильхам ШАХИН, Президент Асуанского фестиваля женского кино: | |
Если ты хочешь снимать особенное, авторское кино, ты должен сам стать его продюсером. |
Пожалуй, одна из самых обширных параллельных программ нынешнего фестиваля мусульман-ского кино называется «Индостан на стыке культур». На это обратил внимание российский участник круглого стола – киновед Сергей Анашкин: «Под Индостаном понимается не только Индия, но и Пакистан, Бутан, Непал, Шри-Ланка… На этой территории проживают люди, исповедующие самые разные религии. Что касается Индии (где мы лучше всего знаем болливудское кино), то здесь в каждом штате развито свое кинопроизводство, что роднит эту страну с нами, ведь во многих регионах России тоже существует независимое кинопроизводство».
Президент Асуанского фестиваля женского кино актриса Ильхам Шахин рассказала, что в Египте сегодня производится около 80 фильмов в год, но это преимущественно комедии и фильмы в жанре экшен, востребованные у молодежной аудитории. «Если ты хочешь снимать особенное, авторское кино, ты должен сам стать его продюсером», – подчеркнула гостья. По ее мнению, лучший путь для диалога культур – это обмен фильмами.
В свою очередь руководитель «Татаркино» и исполнительный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова заверила участ-ников круглого стола в готовности вести переговоры на тему совместного производства фильмов в Татарстане, являющемся прекрасной локацией для съемок. По ее словам, дирекция казанского кинофорума рассмотрит также любые предложения о прокате в Татарстане фильмов из других стран. «Интерес татарстанцев к качественным фильмам не вызывает сомнений, и полные залы на показах фестиваля тому подтверждение», – резюмировала она.
Символично, что общение участников круглого стола проходило в пространстве выставки «Слово Пророка в искусстве ислама», приуроченной к фестивалю мусульманского кино. Это совместный проект музея-заповедника «Казанский Кремль» и объединения частных коллекционеров арт-клуба «Амстердам» (Москва). В экспозиции представлены редкие предметы мусульманского искусства XIII-XIX веков из частных коллекций России, Великобритании, Германии и Нидерландов.
На очереди – Канны
В тот же день в рамках XIII КМФМК состоялась презентация фильма «Золотая Орда».
По словам продюсера проекта Рубена Дишдишяна, компания «Марс Медиа» делает картину по заказу Первого канала и при участии банка «Ак Барс». Фильм «Золотая Орда» состоит из 16 серий, премьерный показ которых планируется в феврале-марте следующего года. Рубен Дишдишян особо подчеркнул, что создатели фильма не снимали историческое полотно и не стремились к соответствию фактам, а делали мелодраму, близкую к сериалам «Великолепный век» или «Игра престолов».
На КМФМК «Золотую Орду» презентовала также заслуженная артистка РТ Эльмира Калимуллина, сыгравшая в фильме одну из ролей – девушку, которая жертвует своей любовью ради чувств и счастья других людей.
Натурные съемки проходили в Крыму и Подмосковье. Отвечая на вопрос, почему отказались от идеи снимать в Татарстане, Рубен Дишдишян пояснил, что решение было принято исходя из ограниченного бюджета фильма. Он, впрочем, не исключает, что в случае высокого зрительского рейтинга у «Золотой Орды» будет продолжение, и новые серии, возможно, будут снимать в Татарстане. «Пока же могу поделиться хорошей новостью: продюсеры «Великолепного века» убеждены, что наш фильм будет интересен зрителям по всему миру, и планируют вместе с нами продавать «Золотую Орду» в разные страны. А уже в октябре мы презентуем наш фильм на телевизионном фестивале в Каннах», – рассказал Рубен Дишдишян.
при содействии пресс-центра КМФМК