1

Кино без границ,
или Хроника одной «авантюры»

 

кино

 

Два события – открытие в Иннополисе первого кинотеатра и выход в российский прокат альманаха проекта «Кино за 7 дней», инициированного Министерством культуры РТ, – связаны между собой гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд.

 

Из всех возможных способов оживить кинопроцесс в республике проект «Кино за 7 дней», стартовавший в 2019 году, выглядит самым авантюрным. Это понимала и сама министр культуры Ирада Аюпова. «Сомнений и споров было много, – вспоминает она, – но сегодня кинопроизводство в целом переживает период трансформации: появляются альтернативные онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, которые отвоёвывают аудиторию у традиционных кинопрокатчиков и производителей фильмов. И важно учитывать все нюансы, чтобы понимать, как будет дальше развиваться кинематограф».

Этот проект, напомним, сочетает в себе черты творческой лаборатории и выездного кинокампуса. В его рамках десять творческих групп из разных стран всего за неделю должны снять, смонтировать и представить на суд международного жюри десять короткометражных игровых фильмов, в той или иной форме отсылающих к истории и культурным кодам Татарстана. Локации, разумеется, тоже должны быть узнаваемыми, но сама «картинка» не сводиться к эффектным видам по образцу презентационного видеоролика.

Первая реакция на это, как правило, скептическая: ну что можно снять за семь дней, да ещё впервые оказавшись в Казани, республике или вообще в России? Так, в первом сезоне проекта «Кино за 7 дней», кроме трёх российских кино­групп, участвовали команды из Франции, Ирана, Китая, Швейцарии, Германии, Монголии…

«Действительно, история экспериментальная и очень непростая с точки зрения реализации самой концепции, – соглашается генеральный продюсер проекта Станислав Ершов из Санкт-Петербурга. – Но главное её достоинство – это абсолютно свежий взгляд на Татарстан со стороны представителей других культур со всего мира». По его словам, участники проекта, несмотря на их молодость, – не случайные дебютанты. Они проходят довольно жёсткий отбор. Это люди с достаточно серьёзным кинематографическим опытом и как минимум с хорошим кинообразованием. Да, в Казани они оказываются в экстремальных условиях. Но, с другой стороны, именно это заставляет их концентрироваться и максимально работать на результат. «Конечно, трудно ожидать, что все десять картин будут одного уровня, но наш первый опыт я оцениваю позитивно, – продолжает Станислав Ершов. – У нас было три фильма-победителя (Иран, Швейцария и Россия), и в марте прошлого года, буквально за неделю до мирового локдауна, они были представлены на одном из самых престижных кинофестивалей короткого метра в финском городе Тампере. А уже весь альманах из десяти фильмов сразу после первых санитарных послаблений был показан на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге – втором по значимости в России после «Кинотавра».

 


27 мая в широкий прокат вышел первый альманах проекта «Кино за 7 дней». Практически уже готов и второй, съёмки которого проходили в Казани в декабре прошлого года


 

По словам продюсера, сейчас практически уже готов второй альманах проекта, съёмки которого проходили в Казани в конце прошлого года. Второй опыт получился ещё более экстремальным: из-за пандемии отобранные участники работали удалённо. К проекту присоединились кинематографисты из Латвии, Зимбабве, Вьетнама, Никарагуа, Новой Зеландии и Румынии. А их «глазами и руками» стали студенты Казанского института культуры. Они и раньше участвовали в съёмках короткометражек, но в основном будучи, что называется, на подхвате. На этот раз вуз стал официальным партнёром проекта, и на студентов обрушилась не только вся «черновая» работа, но и немалый груз ответственности. «Бразды» в 2020 году принял доцент КазГИК, режиссёр Алексей Барыкин. По его словам, это был настоящий драйв. «Мы тогда всё снимали одновременно: вот идёт съёмка в Китае, и тут же – на берегу Ла-Манша в Нормандии. В то же время шла работа в локации, где снимался сериал «Зулейха открывает глаза»… Было ощущение, что мы делаем что-то масштабное и всеобъемлющее», – вспоминает Барыкин.

Дело в том, что авторы, хоть и были на «дистанционке», но не захотели довольствоваться только казанской «картинкой», поэтому действие большинства короткомет­ражек параллельно разворачивалось на их родине тоже. А остальное – это уже дело техники, вернее, компьютерных технологий, которые были задействованы в проекте. Таким образом опыт получился не только экстремальным, но и очень креативным. К слову, победителем второго сезона стал фильм выпускницы КазГИК, режиссёра Оксаны Синчуговой.

Открытость и готовность участников кинопроекта работать с современными технологиями ещё больше подпитывает их интерес к Татарстану и, в частности, к его «айтишной» столице – Иннополису. Здесь живут специалисты, которые всё знают об искусственном интеллекте, высоких технологиях, но при этом остаются обычными людьми, которым тоже хочется иногда просто сходить в кино или на концерт. В прошлом году в рамках проекта «Кино за 7 дней» в Иннополисе состоялся весьма представительный бизнес-форум, посвящённый развитию со­временной киноиндустрии. И для многих его участников стало почти шоком, что в самом молодом и продвинутом городе Татарстана нет ни одного кинотеатра! Больше того, тут же, в кулуарах форума, началось обсуждение, как эту ситуацию исправить…

Застрельщиком выступил всё тот же Станислав Ершов. В начале 2000-х он был генеральным директором, а точнее, кризисным менеджером признанной тогда банкротом киностудии им. М.Горького. В настоящее время он возглавляет фонд «Кино&театр» и созданный им самим клубный кинотеатр «Англетер», который располагается в знаменитой питерской гостинице и входит в число 50 лучших кинотеатров Европы.

Конечно, «Англетер» – не самый обычный кинотеатр. Фильмы здесь демонстрируются исключительно на языке оригинала (с русскими субтитрами). И это не какие-нибудь «Трансформеры», а кино для думающего зрителя – фестивальное, авторское… Отдельный большой пласт – национальное кино. «За время нашего проекта мысль о создании чего-то подобного в Татар­стане посещала меня неоднократно», – признаётся Станислав Ершов. И неожиданно эта идея реализовалась в Иннополисе. Торжественное открытие здесь «Кино&театра» состоялось 24 мая, то есть накануне выхода в российский прокат альманаха «Кино за 7 дней», предпремьерный показ которого и дал старт новой культурной площадке. Иннополисяне также пообщались с организаторами и по Zoom с зарубежными участниками проекта.

Вот так одна инициатива, многим представлявшаяся бесперспективной и даже рискованной, обернулась чередой приятных и знаковых событий, которые, может, и не повернут ход татарстанской киноистории, но, безусловно, придадут ей новый импульс.

Остаётся сказать, что в настоящее время идёт отбор участников третьего сезона международного проекта «Кино за 7 дней», и организаторы надеются, что если не полностью, то хотя бы частично он пройдёт в очном формате.