Учёные Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) разработали «Смарт-провод» – комплексную систему мониторинга воздушных линий электропередачи (ВЛЭП), сообщили в пресс-службе Министерства науки и высшего образования России.
С помощью специального программного обеспечения устройство, которое представляет собой капсулу с датчиками, монтируют прямо на провод, и оно в режиме реального времени считывает и анализирует параметры состояния пролёта ВЛЭП. Система работает на электроэнергии провода высоковольтной линии и не требует дополнительного источника питания.
«Сейчас много говорят о цифровизации производства. Но дело в том, что у энергетиков уже много цифровых систем мониторинга энергетических объектов – генераторы, трансформаторы, коммутаторы и так далее. Однако систем комплексного цифрового контроля за распределёнными на большой территории объектами – такими, как ВЛЭП, практически нет. А те, что есть, очень дорогие. Мы придумали такую систему и постоянно работаем над её улучшением», – рассказывает руководитель проектной группы, заведующий кафедрой «Теоретические основы электротехники» КГЭУ, доктор технических наук Марат Садыков.
По словам авторов ноу-хау, «Смарт-провод» умеет контролировать и оперативно передавать на диспетчерский пульт информацию о местах обрыва или короткого замыкания. Также система сообщает о состоянии высоковольтных воздушных линий в каждом пролёте и на каждой фазе, определяет величину раскачивания проводов, находит места с налипанием снега и гололёда, выявляет точки механического воздействия на провода, измеряет температуру окружающей среды и так далее.
Передача данных между датчиками и сервером происходит по беспроводной связи. Система позволяет предотвратить аварии на воздушных линиях электропередачи, сокращает издержки на их содержание и повышает экономическую эффективность.
«Фактически мы получили возможность измерять силу натяжения провода и его вес с гололёдно-изморозевыми отложениями. А это самое главное для энергетиков: они смогут просчитать, когда провод разорвётся. С учётом этого параметра мы усовершенствовали программное обеспечение и способ обработки данных», – подчеркивает Марат Садыков.
Система запатентована, двадцать опытных образцов капсул «Смарт-провод» уже работают на ВЛЭП компании «Татнефть» в Альметьевске. Прототип системы также продолжает использоваться в лениногорских сетях «Татнефти».
Исследование проведено при финансовой поддержке Минобрнауки России.