Казанская гавань ЮНЕСКО

На каком перекрестке хроноса сошлись пути двух начал – ЮНЕСКО и Татарстана?

С новой силой эта известная специализированная организация ООН по вопросам образования, науки и культуры ворвалась в размеренное жизнебытие Татарстана, сдвинув стрелки часов истории в направлении прорыва.

 

_rotator

 

Tagirov«ЮНЕСКО». Понятие, обрамленное множеством эпитетов: «интеллектуальное сердце мира», «талисман надежды человечества», «гуманитарное знамя планеты»… С новой силой эта известная специализированная организация ООН по вопросам образования, науки и культуры ворвалась в размеренное жизнебытие Татарстана, сдвинув стрелки часов истории в направлении прорыва.

Откуда у нее такой беспрецедентный бренд? Где источники ее пассионарно­энергетической мощи? Как случилось, что на ней сомкнулись многие нити, определяющие историческую судьбу человечества? На каком перекрестке хроноса сошлись пути двух начал – ЮНЕСКО и Татарстана, породив уникальную модель партнерства?

Ответы на эти вопросы ищет доктор исторических наук, профессор Казанского государственного института культуры мира (ЮНЕСКО), посол мира UPF Энгель ТАГИРОВ.

 

НАЧАЛО ПУТИ

Истоки нашего общего партнерского пути восходят к временам разлома исторических вех. Роковые последствия Первой мировой войны осенили человечество пронзительной мыслью о необходимости возвращения интеллекту роли ключевого элемента в системе всеобщих ценностей. Если до этого идея формирования международной организации (мирового правительства), способной избавить мир от военных катастроф на основе глоризации – культа разума, представлялась плодом мечты и утопических представлений мыслителей-гуманистов, то на стыке между войной и миром, в 1919 году, она стала явью. Парижская мирная конференция учредила Лигу Наций. Лига не смогла «умиротворить» мир, пораженный бациллой геополитического превосходства, и Вторая мировая война стала зловещим историческим фактом. Но именно в рамках этой организации родилась идея, был обоснован проект создания первой в истории структуры, чьей миссией предстояло стать объединение национально-разрозненных гуманитарных ручейков – образования, науки и культуры в единый энергопоток для решения общемировых проблем. Международная организация «Комитет интеллектуального сотрудничества» явилась прообразом ЮНЕСКО.

Советский Союз еще до официального вступления в Лигу Наций в 1934 году принял активное участие в реализации многих ее международных гуманитарных и социальных акций. Весомую лепту он внес в формирование общей философии и концепции международного сотрудничества, воплощенную в уставных положениях будущих специализированных учреждений ООН – Всемирной организации труда, Международной организации здравоохранения, ЮНЕСКО. Это были неизведанные, «целинные» области деятельности международных организаций. СССР постепенно становился одним из важнейших источников интеллектуальной подпитки Лиги Наций. Он внес свои предложения по развитию народного образования, гуманитарной науки в целом и особенно науки исторической. Поддержал инициативу создания школьных и вузовских учебников истории. Мировое сообщество уже тогда понимало, что «войны истории» – опасная форма конфронтации.

 


Важным обретением на пути Татарстана в ЮНЕСКО стала инициатива писательского сообщества по введению в календарь знаменательных дат ЮНЕСКО имен людей, ставших эталоном духовно-нравственного подвига. Первым пробным шагом было предложение от имени Союза писателей Республики Татарстан о включении 800-летнего юбилея Кул Гали, автора бессмертной поэмы «Кысса-и Йусуф» в календарь ЮНЕСКО


 

На фоне бума культурной революции и исторической науки внутри страны, роста общемирового интереса к социальным аспектам общественного бытия был создан исторический факультет при Казанском государственном университете и открыт Татарский институт языка, литературы и истории. Так пролагалась первопутка, «красная» борозда сотрудничества между Татарстаном и Комитетом по интеллектуальному развитию Лиги Наций. Плечо его солидарности Татарстан чувствовал и в последующем – в трагических 20-х и 40-х годах прошлого века. Семена сотрудничества, посеянные тогда на ниве жизни, непременно должны были взойти, заколоситься и дать обильный урожай. Татарстан тем самым не просто набирал интеллектуальный, экономический и культурный вес, но, расширяя масштабы общепартнерских действий, участвовал в прокладке путей интенсификации международного сотрудничества в направлениях, обеспечивавших всеобщий прогресс.

 

ОТ КУЛ ГАЛИ И ТУКАЯ ДО ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО ВОЛЖСКОГО ПУТИ

Знаки ЮНЕСКО на облике Татарстана и, наоборот, татарстанские на поле ЮНЕСКО интенсивнее стали возникать на очередном рубежном – перестроечном этапе. Копившаяся пассионарная энергетика, особенно присущая молодежи, в самых разных формах пробивалась на международную арену. Открывались шлюзы международного сотрудничества в сфере образования, науки, культуры, молодежного движения, туризма. Миростроительством занимались профессора и студенчество, клубы интеллектуальной дружбы, «красные следопыты», художественные творческие группы и писательские организации. Важным обретением на пути Татарстана в ЮНЕСКО стала инициатива писательского сообщества по введению в календарь знаменательных дат ЮНЕСКО имен людей, ставших эталоном духовно-нравственного подвига. Первым пробным шагом было предложение от имени Союза писателей Республики Татарстан о включении 800-летнего юбилея Кул Гали, автора бессмертной поэмы «Кысса-и Йусуф» в календарь ЮНЕСКО.

Один из могикан советской литературы, председатель Союза писателей РСФСР С.М.Михалков, узнав об этой победе – включении имени татарского мыслителя в календарь ЮНЕСКО, воскликнул: «Ну татары дают, доказали, что имеют 750-летнюю литературную историю!» А татарский поэт Гарай Рахим, вспоминая об этом знаменательном событии, напишет: «Всего лишь полтора абзаца текста на календаре ЮНЕСКО, но они перевели часы, измеряющие глубину истории татарского народа». Скажем больше: введение представителя татарского народа, история которого воспринималась неоднозначно, в «калашный» ряд мировых фигур всколыхнуло, подняло дух всего тюркского мира.

 

 В июне 2000 года состоялась церемония вручения диплома о включении Казанского Кремля в Реестр памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
Вскоре Казань удостоилась звания ЮНЕСКО «Город культуры мира». Вслед за столицей «звездный дождь» прошел над пятью городами Татарстана – они были награждены золотой медалью ЮНЕСКО «Пальмовая ветвь мира».

В 1986 году в красном календаре ЮНЕСКО высветилась следующая татарстанская отметина – 100-летие «татарского Пушкина» Габдуллы Тукая.

Волны реформ 90-х и суверенизации ускорили и обогатили практику взаимодействия двух сторон в связке «Татарстан – ЮНЕСКО». Отсчет нового времени открывается международной конференцией ЮНЕСКО «Культура молодых городов», проведенной в 1994 году по инициативе Раиса Беляева – «нового типа лидера советской эпохи», как тогда писала французская газета «Фигаро». А затем «колобок» международных инициатив, окрашенных знаком ЮНЕСКО, покатился по татарстанским просторам…

Наиболее крупными, этапными инициативами явились акции, связанные с празднованием 1000-летия Казани. Это время интеллектуалы образно определили как «великое переселение ЮНЕСКО в Казань». Отметим несколько десятков международных конференций под эгидой ЮНЕСКО, заключение коммюнике о сотрудничестве в области образования, науки и культуры между ЮНЕСКО и Республикой Татарстан (2001 г.), создание кафедр, ассоциаций, клубов и школ ЮНЕСКО. Заметным событием стало открытие в Казани первого и до сих пор единственного Института культуры мира ЮНЕСКО, который на протяжении многих лет вел подготовку миротворцев-фасилитаторов.

Наконец для столицы республики настал момент акме, «звездный час»: в июне 2000 года состоялась церемония вручения диплома о включении Казанского Кремля в Реестр памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Вскоре Казань удостоилась звания ЮНЕСКО «Город культуры мира». Вслед за столицей «звездный дождь» прошел над пятью городами Татарстана – они были награждены золотой медалью ЮНЕСКО «Пальмовая ветвь мира».

Чиновники этой авторитетной международной организации активно бороздили пространство республики. Флаги ООН развевались на куполах городов – от Буинска до Бавлов, там, где открывались клубы, ассоциации, школы и кафедры ЮНЕСКО. Посланцы ее изучили и включили в свои отчеты такие уникальные явления, как Сабантуй, татарские жыены (сходы), форумы-концерты татарских гармонистов.

Татарстанцы в свою очередь стали «своими» в залах штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Здесь проводились выставки казанских художников и концерты татарстанских звезд. Члены Комиссии РТ по делам ЮНЕСКО участвовали в ее генконференциях и проблемно-тематических семинарах.

Прорывным в этом плане стал официальный визит правительственной делегации во главе с Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым в штаб-квартиру ЮНЕСКО и подписание протокола о начале договорных форм сотрудничества. Это был поистине исторический момент для обеих сторон. ЮНЕСКО, имевшая отношения только с правительствами, впервые вышла «за берега», заключив договор о сотрудничестве с одним из российских субъектов, а затем широко распространив этот опыт. Татарстан же, став первым ее равноправным партнером, предложил миру «лекало»-образец взаимодействия по схеме «ЮНЕСКО – регионы мира».

В обширном перечне совместных действий особое место занимает выполнение международного проекта «Великий Волжский путь» (2000–2005 гг.). За эти пять лет мы восстановили свой путь «из варяг в греки», пробудили и объединили волго-каспийские города от Казани до Тевриза. Объединили вокруг нашей общей истории. Проект стал совместным обретением: ЮНЕСКО впервые успешно реализовала программу такого масштаба – временного, географического, геополитического. Татарстан стал постоянной площадкой обкатки международных пилотных проектов.

 

ТАТАРСКИЙ СОКРАТ

Волны глобального тренда – смещения оси исторического прогресса от Запада к Востоку – не просто проплывают вдоль казанского меридиана. В главном «караван-сарае», на месте встречи двух цивилизаций, они получают интеллектуальную подпитку, восточно-ориентированную заданность. ЮНЕСКО, уже имея казанскую прописку, стремясь оседлать процессы сдвига центра эволюции от одного полюса планеты к другому, образно выражаясь, создает здесь филиал своей штаб-квартиры. Именно с этим был связан выбор Казани в качестве места важнейших действ, связанных с 70-летием ЮНЕСКО. Речь о двух крупнейших акциях – международных конференциях «Толерантность – «оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома» и «Сбережение человечества как императив устойчивого развития». В самих их названиях и содержании – знак собирания под зонтик своей ответственности главных мировых проблем. По концептуально-философской, аналитическо-прогностической мощи они равняются Давосскому форуму и Римскому клубу. В их итоговом интеллектуальном продукте – печать казанско-восточного прочувствования, глубинного вхождения в суть времени – времени «сражающихся эпох». Казанская Декларация о диалоге народов, культур, религий и цивилизаций, принятая по итогам прошедших форумов, вошла в реестр базовых документов Всемирной Организации – «мыслящей головы человечества».

ЮНЕСКО на казанской почве отрабатывает стратегию глобальных действий в контексте феномена «поворота к корням». После низвержения с пьедестала богов и долгого поклонения идолам валют возвращение и включение в процессы трансформации современного мира духовных ценностей и культурных активов, сокрытых в тайниках прошлого, – это вызов-сигнал, идущий из недр третьего тысячелетия.

 


Прорывным стал официальный визит правительственной делегации во главе с Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым в штаб-квартиру ЮНЕСКО и подписание протокола о начале договорных форм сотрудничества. Это был поистине исторический момент для обеих сторон


 

Культурно-историческое наследие в виде материальных и духовных памятников, рукописей, россыпей фольклора – все это не только предмет восхищения и гордости, но и стратегический ресурс, условие дальнейшей эволюции человеческого рода. Чем глубже вгрызается поисково-аналитический шурф в пласты истории, чем успешнее будут расшифровываться пин-коды к тайнам побед и поражений, заветам-посланиям предков, тем выше градус нашего оптимизма и исторической надежды.

Масштаб татарстанского примера «собирания камней» мудрости, обильно рассыпанных по дороге истории, их внесение в общечеловеческую копилку, талант превращения их в центр притяжения умов и сердец молодых поколений к современным Мекке и Иерусалиму поражают воображение. Из 29 российских культурно-исторических памятников, вошедших в Реестр Всемирного духовного наследия, три находятся на татарстанской земле. Все они по искусствоведческо-шедевральному критерию пополняют семью мировых жемчужин – «семи чудес света». В них – дух софийского времени, метафизика гиперборейских пор, соль драгоценного опыта мирного соседствования и соразвития народов, религий, культур и цивилизаций. Для нашей эпохи – эпохи межцивилизационного разлома, «войн всех против всех», он, этот опыт, – спасительный круг, общепланетарно-объединительная идея.

Возвращение такого крупномасштабного культурного капитала современникам – результат долгой и напряженной работы мысли, фанатического человеческого труда, оцениваемых не иначе как подвиг. Подвиг научный, технологический, нравственный, психо-ментальный, совершенный «могучей кучкой» – Т.П.Ларионовой, Р.М.Валеевым, С.Г.Ситдиковым, Ф.М.Забировой, Р.Р.Хайрутди­новым, С.Г.Персовой…

На фоне этого эпического ряда лиц вырисовывается исполинская фигура первого Президента Республики Татарстан, председателя Республиканского фонда «Возрождение» М.Ш.Шаймиева. Идеолога, концептолога и буревестника «археолого-исторической революции», стихия которой оживила сакральные образы-символы седых эпох: Казанский Кремль, Великий Болгар, Успенский собор, Казанская икона Божией Матери. Специального посланника ЮНЕСКО, ставшего под ее сенью «татарским Сократом», при жизни успевшего подарить миру модель сотворения мира на Земле. У великого сына своего народа, патриота России и гражданина мира особая группа крови – в ней высокая доза миро-человеколюбия. Минтимер Шаймиев и ЮНЕСКО – исторические ровесники, неслучайно ставшие духовными побратимами.

«ЮНЕСКО – Шаймиев – Татарстан». Синергия этих ведических сил озаряет небосклон России, строящей новый Восток, на котором восходит солнце будущего.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще